2. При государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, принятых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, пункт 3 части 2 и пункт 3 части 4 статьи 3 настоящего Федерального закона не применяются.
Комментарий к статье 6
1. Как указал Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 24 октября 1996 г. N 17-П, согласно ст. 15 (ч. 3) Конституции Российской Федерации неопубликованные законы не применяются. Исходя из этого конституционного требования, законодатель в Федеральном законе от 14 июня 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" определил общие правила вступления законов в силу.
В соответствии с ними на территории Российской Федерации применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Они вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
В комментируемой статье законодатель установил определенный порядок вступления настоящего Федерального закона в законную силу - 1 сентября 2005 г. Соблюдение сроков и порядка официального опубликования и вступления нормативных актов в законную силу на практике имеет большое юридическое значение.
Так, например, Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 мая 2001 г. N 58-Г01-23) было рассмотрено в судебном заседании 15 мая 2001 г. по кассационному протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение Хабаровского краевого суда от 15 марта 2001 г. дело по заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании недействующим и не подлежащим применению Закона Хабаровского края от 26 апреля 2000 года N 199 "О мировых судьях в Хабаровском крае".
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению Закона Хабаровского края от 26 апреля 2000 г. N 199 "О мировых судьях в Хабаровском крае", ссылаясь на то, что подписание этого Закона произведено на основании противоречащей федеральному законодательству нормы п. 32.4 Устава Хабаровского края, закрепляющей право председателя законодательного органа края подписывать краевые законы и иные нормативные правовые акты, принятые Законодательной Думой. Право обнародования законов этой же нормой Устава края закреплено за Думой.
Между тем подписание и обнародование нормативных правовых (законодательных) актов представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с п. 4 "Положения об основных началах организации и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 22 октября 1993 г. N 1723, производится главой исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2266 "О действии законодательства Российской Федерации об органах государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации" внесены изменения в Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2449-1 "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" и признан недействующим подп. "д" п. 5 ст. 30 Закона в части права председателей представительных органов подписывать решения Совета нормативного характера.
Такой же порядок подписания и обнародования нормативных правовых актов, принимаемых представительными органами субъектов Российской Федерации, предусмотрен и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии со ст. 8 которого глава исполнительной власти обязан обнародовать закон субъекта Российской Федерации, удостоверив обнародование путем его подписания либо издания специального акта.
Нормативный правовой акт, не подписанный и не обнародованный в установленном порядке главой исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не приобретает юридической силы и применению не подлежит.
Решением Хабаровского краевого суда от 15 марта 2001 г. заявление прокурора было оставлено без удовлетворения.
В кассационном протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит протест подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 4 Положения об основных началах организации деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 22 октября 1993 г. N 1723 "Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации", предусмотрено, что правовые акты нормативного характера, принимаемые представительным (законодательным) органом субъекта Российской Федерации, передаются этим органом на подпись главе администрации края. Глава администрации либо подписывает и обнародует их, либо накладывает на них "вето" и возвращает акт для повторного рассмотрения.
Обосновывая решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований, суд сослался на то, что этот и другие указы Президента Российской Федерации применению не подлежат в связи с тем, что противоречат действовавшей в тот период Конституции РФ и законам.
Между тем довод суда о том, что Указы Президента Российской Федерации N 1723 от 22 октября 1993 г. "Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской федерации" и N 2266 от 22 декабря 1993 г. "О действии законодательства Российской Федерации об организации государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации", определяющие порядок подписания и обнародования главами администраций нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, признающие недействующим подп. "д" п. 5 ст. 30 Закона РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", не могут применяться непосредственно в связи с тем, что они вступили в противоречие с Конституцией РСФСР 1978 г., не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных в рамках данного дела требований.
Вопрос о соответствии названных Указов Президента Российской Федерации Конституции РФ не являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 90 Конституции РФ эти Указы действовали в полном объеме до момента их отмены Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2000 г. N 1110 в связи с принятием Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Вывод суда о том, что должен был действовать порядок подписания нормативных правовых актов председателями Советов народных депутатов, установленный подп. "д" п. 5 ст. 30 Закона РФ "О краевом областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", является необоснованным не только потому, что эта норма была признана недействительной одновременно с упразднением Советов народных депутатов, но и потому, что эта норма не могла применяться в период конституционной реформы, начавшейся одновременно с упразднением системы Советов, и после принятия в декабре 1993 г. Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой система органов государственной власти основывается на принципе разделения властей. Этот принцип, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлениях от 18 января 1996 г. N 2-П и от 1 февраля 1996 г. N 3-П по делам о проверке конституционности положений уставов Читинской области и Алтайского края, предполагает обязательное участие глав исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе введения в действие законов субъектов Российской Федерации в виде их подписания и обнародования или в виде издания специального акта об обнародовании этих законов.
Поскольку подписание и обнародование законов субъектов Российской Федерации без соблюдения указанного порядка было признано Конституционным Судом Российской Федерации противоречащим ст. 10 Конституции РФ, ссылка суда на аналогичные положения Устава Хабаровского края в ранее действовавшей редакции, наделявшие председателя законодательного органа государственной власти правом подписания нормативных правовых актов, является необоснованной.
Ошибочен и вывод суда о том, что порядок подписания и обнародования законов субъектов Российской Федерации главами исполнительной власти введен в действие только с принятием Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и потому в соответствии с его ст. 30 применяется по истечении двух календарных лет с момента вступления его в силу.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" он вступил в силу с момента его официального опубликования, поэтому введение в действие законов субъектов Российской Федерации в силу ст. 76 Конституции РФ должно соответствовать нормам данного Федерального закона именно с момента введения его в действие.
Предусмотренный ст. 30 указанного Закона двухгодичный переходный период установлен не для принятия новых нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству, а для отмены всех ранее действовавших актов, принятых в противоречие нормам Конституции РФ и федерального законодательства.
Оспариваемый прокурором Закон Хабаровского края от 26 апреля 2000 г. N 199 "О мировых судьях в Хабаровском крае" введен в действие с нарушением ст. 10 Конституции РФ и ст. 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в связи с чем решение суда подлежит отмене, как вынесенное с нарушением норм материального права.
Основанием к отмене решения является и то, что суд неправильно определил юридически значимые для дела обстоятельства.
При обращении в суд с заявлением о признании Закона Хабаровского края "О мировых судьях в Хабаровском крае" недействующим в целом прокурор не ссылался на противоречие норм этого Закона, регулирующих правоотношения в сфере мировой юстиции, федеральному законодательству, а указывал лишь на нарушение порядка введения данного Закона в действие.
При таком определении заявителем предмета судебного разбирательства проверке подлежал не весь оспариваемый Закон, а лишь его нормы, регулирующие порядок введения Закона в действие.
Таким образом, приведенный пример наглядно демонстрирует ошибки, допускаемые при определении момента и порядка введения в действие закона. Необходимо четко определять и прописывать этот порядок во избежание признания закона и его норм недействующими и не подлежащими применению.
2. Часть 2 комментируемой статьи определяет порядок применения отдельных положений настоящего Федерального закона. Так, если уставы муниципальных образований и муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований были приняты до дня вступления в силу комментируемого Федерального закона, то при осуществлении их государственной регистрации не все положения настоящего Федерального закона будут применяться. А именно в этом случае не будут применяться:
пункт 3 ч. 2 ст. 3, касающийся представления для государственной регистрации устава муниципального образования сведений об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по проекту устава. Другими словами, для государственной регистрации таких уставов эти сведения представлять не требуется;
пункт 3 ч. 4 ст. 3, касающийся представления в регистрирующий орган таких же сведений, которые указаны в п. 3 ч. 2 этой же статьи, только имеющих отношение не к уставу муниципального образования, а к муниципальному правовому акту о внесении изменений в устав муниципального образования. Эти сведения, учитывая положение ч. 2 ст. 6 настоящего Закона, также представлять не нужно.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 6. О вступлении в силу настоящего Федерального закона и применении его отдельных положений. 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2005 года.
Вернутся в раздел Комментарии к законам