Комментарии к законам

Статья 20. Участие членов Общественной палаты в работе общественных советов при федеральных органах исполнительной власти. Комментарий к статье 20



1. Комментируемый Закон предусматривает различные формы взаимодействия Общественной палаты с федеральными органами исполнительной власти. Одной из таких форм является участие членов Общественной палаты в работе общественных советов при федеральных органах исполнительной власти.
В части 1 комментируемой статьи предусмотрено право на обращение к руководителю федерального органа исполнительной власти с предложением создать общественный совет при данном органе. Такое право предоставлено совету Общественной палаты, который согласно ч. 1 ст. 9 Закона является постоянно действующим органом Общественной палаты.
Законодательной основой создания при федеральных органах исполнительной власти общественных советов также является положение ст. 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" о том, что Правительство РФ вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.
2. Комментируемая статья не устанавливает обязательность создания общественных советов при федеральных органах исполнительной власти. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи определяет порядок образования, а следовательно, и принимает решение об образовании общественных советов при федеральных органах исполнительной власти:
при федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, - Президент РФ;
при федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, - Правительство РФ.
В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. Федерального конституционного закона от 31 декабря 1997 г. N 3-ФКЗ) особенности руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами к полномочиям Президента РФ, устанавливаются ст. 32 Федерального конституционного закона.
Как установлено ст. 32 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. Федерального конституционного закона от 19 июня 2004 г. N 4-ФКЗ <*>), Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ; Президент РФ руководит непосредственно и через федеральных министров деятельностью указанных федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении соответствующих федеральных министерств.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2478.
В соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти, утв. Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти", к федеральным министерствам, федеральным службам и федеральным агентствам, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, а также к федеральным службам и федеральным агентствам, подведомственным этим федеральным министерствам, относятся:
Министерство внутренних дел РФ;
Федеральная миграционная служба;
Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
Министерство иностранных дел РФ;
Министерство обороны РФ;
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству;
Федеральная служба по оборонному заказу;
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
Федеральное агентство специального строительства;
Министерство юстиции РФ;
Федеральная служба исполнения наказаний;
Федеральная регистрационная служба;
Федеральная служба судебных приставов;
Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная служба);
Служба внешней разведки РФ (федеральная служба);
Федеральная служба безопасности РФ (федеральная служба);
Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба);
Федеральная служба охраны РФ (федеральная служба);
Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство);
Управление делами Президента РФ (федеральное агентство).
К федеральным министерствам, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральным службам и федеральным агентствам, подведомственным этим федеральным министерствам, относятся:
Министерство здравоохранения и социального развития РФ;
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
Федеральная служба по труду и занятости;
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;
Федеральное медико-биологическое агентство;
Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ;
Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия;
Федеральное архивное агентство;
Федеральное агентство по культуре и кинематографии;
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;
Министерство образования и науки РФ;
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
Федеральное агентство по науке и инновациям;
Федеральное агентство по образованию;
Министерство природных ресурсов РФ;
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
Федеральное агентство водных ресурсов;
Федеральное агентство лесного хозяйства;
Федеральное агентство по недропользованию;
Министерство промышленности и энергетики РФ;
Федеральное агентство по промышленности;
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
Федеральное агентство по энергетике;
Министерство регионального развития РФ;
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
Министерство сельского хозяйства РФ;
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
Федеральное агентство по рыболовству;
Федеральное агентство по сельскому хозяйству;
Министерство транспорта РФ;
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
Федеральное агентство воздушного транспорта;
Федеральное дорожное агентство;
Федеральное агентство железнодорожного транспорта;
Федеральное агентство морского и речного транспорта;
Федеральное агентство геодезии и картографии;
Министерство информационных технологий и связи РФ;
Федеральная служба по надзору в сфере связи;
Федеральное агентство по информационным технологиям;
Федеральное агентство связи;
Министерство финансов РФ;
Федеральная налоговая служба;
Федеральная служба страхового надзора;
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
Федеральная служба по финансовому мониторингу;
Федеральное казначейство (федеральная служба);
Министерство экономического развития и торговли РФ;
Федеральная таможенная служба;
Федеральное агентство по государственным резервам;
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
К федеральным службам и федеральным агентствам, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, относятся:
Федеральная антимонопольная служба;
Федеральная служба по тарифам;
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
Федеральная служба государственной статистики;
Федеральная служба по финансовым рынкам;
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
Федеральное агентство по атомной энергии;
Федеральное космическое агентство;
Федеральное агентство по туризму;
Федеральное агентство по физической культуре и спорту.
В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2005 г. N 481 "О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных службах и федеральных агентствах, руководство которыми осуществляет Правительство РФ" <*> установлено следующее:
--------------------------------
<*> Российская газета. 2005. 9 августа. N 173.
общественные советы при федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных службах и федеральных агентствах, руководство которыми осуществляет Правительство РФ (далее - федеральные органы исполнительной власти), могут быть созданы руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по предложению совета Общественной палаты (п. 1 Постановления);
предложение совета Общественной палаты о создании общественного совета при федеральном органе исполнительной власти (далее - общественный совет), направленное руководителю соответствующего федерального органа исполнительной власти, подлежит обязательному рассмотрению.
Руководитель федерального органа исполнительной власти в месячный срок со дня поступления указанного предложения направляет совету Общественной палаты Российской Федерации уведомление о согласии либо об отказе образовать общественный совет при данном органе (п. 2 Постановления);
общественный совет образуется в 2-месячный срок со дня направления совету Общественной палаты уведомления о согласии образовать общественный совет (п. 3 Постановления);
положение об общественном совете утверждается правовым актом соответствующего федерального органа исполнительной власти об образовании данного совета. В указанном положении определяются компетенция и порядок деятельности общественного совета, а также порядок его формирования (п. 4 Постановления);
не могут быть членами общественного совета лица, которые в соответствии с комментируемым Законом не могут быть членами Общественной палаты (п. 5 Постановления);
члены общественного совета исполняют свои обязанности на общественных началах (п. 6 Постановления);
организационно-техническое сопровождение деятельности общественных советов и обеспечение участия в их работе членов Общественной палаты осуществляют федеральные органы исполнительной власти, при которых общественные советы образованы (п. 7 Постановления).
3. В части 3 комментируемой статьи установлена обязанность руководителей федеральных органов исполнительной власти обеспечить участие членов Общественной палаты в работе общественных советов при федеральных органах исполнительной власти.
Норма ч. 3 комментируемой статьи основана на общем положении ст. 25 Закона, согласно которому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, их должностные лица, иные государственные и муниципальные служащие обязаны оказывать содействие членам Общественной палаты в исполнении ими полномочий, установленных комментируемым Законом.




Вернутся в раздел Комментарии к законам