Комментарии к законам

Статья 21. Поддержка Общественной палатой гражданских инициатив. Комментарий к статье 21



1. В пункте 2 ст. 2 Закона в качестве одной из основных задач Общественной палаты закреплено выдвижение и поддержка гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений. Соответственно, комментируемая статья содержит положения, регламентирующие механизм реализации указанной задачи Общественной палаты.
В частности, ч. 1 комментируемой статьи установлено, что Общественной палатой осуществляется сбор и обработка информации об инициативах граждан Российской Федерации и общественных объединений.
Понятие "гражданская инициатива", введенное комментируемым Законом, законодательно не определено (как и ряд других понятий, введенных комментируемым Законом; см. комментарий к ст. 3 Закона). Из положений п. 2 ст. 2 Закона и ч. 1 комментируемой статьи следует, что в целях комментируемого Закона под гражданской инициативой понимается инициатива граждан Российской Федерации и общественных объединений, направленная на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений.
2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи Общественная палата организует и проводит гражданские форумы и слушания по актуальным вопросам общественной жизни.
Право Общественной палаты проводить в целях реализации функций, возложенных на нее комментируемым Законом, слушания по общественно важным проблемам предусмотрено п. 1 ч. 3 ст. 16 Закона.
Целью проведения гражданских форумов и слушаний по актуальным вопросам общественной жизни, как следует из названия комментируемой статьи и положения ее ч. 1, является выявление и поддержка гражданских инициатив, т.е. инициатив граждан Российской Федерации и общественных объединений.
При работе над проектом комментируемого Закона Правовое управление Аппарата Государственной Думы в Заключении от 20 декабря 2004 г. N 2.2-1/4313 "По проекту Федерального закона N 118890-4 "Об Общественной палате Российской Федерации" (первое чтение)" отмечало, что законопроект предусматривает возможность организации и проведения Общественной палатой гражданских форумов и слушаний по актуальным вопросам общественной жизни, но при этом понятия "гражданский форум" и "слушания" законопроектом не определены и, кроме того, законопроект не содержит механизма реализации данных процедур. Данные замечания так и не были устранены, в связи с чем порядок организации и проведения Общественной палатой гражданских форумов и слушаний по актуальным вопросам общественной жизни должен быть определен Регламентом Общественной палаты (см. комментарий к ст. 4 Закона).
3. Частью 3 комментируемой статьи предусмотрено доведение Общественной палатой информации о гражданских инициативах до сведения граждан Российской Федерации.
Доведение информации о гражданских инициативах до сведения граждан Российской Федерации осуществляется в формах, предусмотренных ст. 27 комментируемого Закона: путем размещения информации на создаваемом и поддерживаемом аппаратом Общественной палаты сайте Общественной палаты в международной компьютерной сети Интернет (ч. 1 ст. 27 Закона); посредством еженедельно выпускаемых общероссийскими государственными организациями телерадиовещания в эфир на одном из общероссийских телеканалов и на одном из общероссийских радиоканалов обзорных информационно-просветительских программ по плану, утвержденному Общественной палатой (ч. 2 ст. 27 Закона); путем публикации материалов в учреждаемом в соответствии с законодательством Российской Федерации Общественной палатой периодическом издании (ч. 3 ст. 27 Закона).




Вернутся в раздел Комментарии к законам