(п. 1 в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)
2. Федеральная палата адвокатов как орган адвокатского самоуправления в Российской Федерации создается в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.
Федеральная палата адвокатов является организацией, уполномоченной на представление интересов адвокатов и адвокатских палат субъектов Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти при решении вопросов, затрагивающих интересы адвокатского сообщества, в том числе вопросов, связанных с выделением средств федерального бюджета на оплату труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда.
(абзац введен Федеральным законом от 20.12.2004 N 163-ФЗ)
3. Федеральная палата адвокатов является юридическим лицом, имеет смету, расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, печать, штампы и бланки со своим наименованием.
4. Федеральная палата адвокатов образуется Всероссийским съездом адвокатов. Образование других организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Федеральной палаты адвокатов, не допускается.
5. Устав Федеральной палаты адвокатов принимается Всероссийским съездом адвокатов.
6. Федеральная палата адвокатов подлежит государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
6.1. Федеральная палата адвокатов не подлежит реорганизации. Ликвидация Федеральной палаты адвокатов может быть осуществлена только на основании федерального закона.
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 20.12.2004 N 163-ФЗ)
7. Решения Федеральной палаты адвокатов и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов.
Комментарий к статье 35
1. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации представляет собой основанную на обязательном членстве адвокатских палат субъектов РФ общероссийскую негосударственную некоммерческую организацию, создаваемую для обеспечения корпоративных интересов адвокатского сообщества.
Федеральная палата адвокатов РФ является высшим органом адвокатского самоуправления. Так же, как и адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, она относится к категории профессиональных ассоциаций адвокатов и создается с учетом международных правил. Подробнее см. комментарий к ст. 29 Закона.
2. Основные цели создания Федеральной палаты адвокатов, изложенные в п. 2 комментируемой статьи, направлены на реализацию Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре и обеспечение защиты корпоративных интересов адвокатов. Данные цели можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
С одной стороны, деятельность Федеральной палаты адвокатов должны быть направлена на обеспечение высокого уровня оказываемой адвокатами на территории России квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в соответствии с Федеральным законом об адвокатской деятельности и адвокатуре.
С другой стороны, Федеральная палата адвокатов создается и действует для решения внутренних задач адвокатского сообщества. В этой связи она призвана осуществлять на уровне общероссийской организации представительство и защиту интересов адвокатов в органах государственной власти и местного самоуправления, а также обеспечивать общую координацию деятельности адвокатских палат субъектов РФ. Понятие "координация" в Законе четко не определено. Однако с учетом принципов Закона под координацией следует понимать принятие органами Федеральной палаты адвокатов, в пределах их компетенции, очерченной ст. ст. 35 - 37 Закона, решений, общих для всех адвокатских палат, а также обеспечение реализации этих решений на практике.
Для выполнения своих задач органы палаты вправе: принимать кодекс профессиональной этики адвоката; разрабатывать единую методику профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов, помощников и стажеров адвокатов; организовывать информационное обеспечение адвокатов и обмен опытом работы адвокатов во всероссийском масштабе; утверждать формы бюллетеней для голосования на заседаниях квалификационных комиссий; защищать социальные и профессиональные права адвокатов; участвовать в проведении экспертиз проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к адвокатской деятельности; осуществлять иные функции, предусмотренные уставом Федеральной палаты адвокатов.
Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. N 163-ФЗ в комментируемой статье специально выделены полномочия Федеральной палаты адвокатов на представление интересов всех адвокатов и адвокатских палат в отношениях с федеральными органами государственной власти при решении вопросов адвокатского сообщества в целом. Так, только Федеральная палата адвокатов может официально от имени адвокатского сообщества решать вопросы, связанные с выделением средств из федерального бюджета на оплату труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению. Участие адвокатских палат субъектов РФ в бюджетном процессе на федеральном уровне в Законе не предусмотрено. В то же время адвокатские палаты вправе направлять свои предложения по данному вопросу в Федеральную палату адвокатов.
3. Федеральная палата адвокатов является негосударственной некоммерческой организацией. Она отличается от организаций, создаваемых в соответствии с законодательством об общественных объединениях: по целям, функциям, субъектам правового регулирования, статусу своих членов и их обязанностям. Несмотря на наличие общих черт с такой формой объединения юридических лиц, как ассоциация, Федеральная палата адвокатов не является также и ассоциацией в смысле ст. 121 ГК РФ.
Так, Федеральная палата адвокатов основана не на добровольном объединении адвокатских палат субъектов РФ, а на их обязательном членстве в силу Закона. Ассоциация создается на основе учредительного договора, заключение которого не допускается при создании Федеральной палаты адвокатов. Договорная природа ассоциации предполагает прием новых членов, возможность свободного выхода из нее и исключение членов ассоциации по решению остающихся участников, тогда как Федеральная палата адвокатов действует в условиях определенного Законом членства и не допускает изменений в его составе. Федеральная палата адвокатов не может быть реорганизована, в том числе путем преобразования в какую-либо другую организацию, или ликвидирована по самостоятельному решению ее членов. Ликвидация Федеральной палаты адвокатов может быть осуществлена только на основании федерального закона (в настоящее время такой федеральный закон не принят). Для Федеральной палаты адвокатов Законом предусмотрена определенная организационная структура, очерчены полномочия органов управления.
Такое правовое положение Федеральной палаты адвокатов является одной из гарантий обеспечения независимости адвокатского сообщества как одного из видов юридических сообществ (аналогично судейскому сообществу и сообществу нотариусов).
Объединение адвокатских палат субъектов РФ в Федеральную адвокатскую палату не ограничивает их правоспособность, вытекающую из статуса юридического лица.
Правовое положение Федеральной палаты адвокатов, вопросы ее учреждения и деятельности регулируются, прежде всего, Федеральным законом об адвокатской деятельности и адвокатуре. В то же время в части, не противоречащей данному Закону, может применяться Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с учетом последующих изменений и дополнений). Иные Федеральные законы, регулирующие правовое положение отдельных видов организаций, в том числе сходных, на Федеральную палату адвокатов не распространяются. В частности, не могут применяться нормы Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с последующими изменениями и дополнениями).
Федеральная палата адвокатов не относится и к общественным объединениям адвокатов, которые могут создаваться в соответствии со ст. 39 Закона.
4. Федеральная палата адвокатов как независимое объединение образуется не органами государственной власти, а Всероссийским съездом адвокатов, который является ее высшим органом. Правовой статус Всероссийского съезда адвокатов закреплен в ст. 36 Закона. Особенности проведения первого Всероссийского съезда адвокатов были определены в ст. 42 Закона.
Коллегиальным исполнительным органом избирается Совет Федеральной палаты адвокатов, а единоличным исполнительным органом - президент, который действует от имени палаты без доверенности (подробнее см. комментарий к ст. 37 Закона).
В отличие от адвокатских палат субъектов РФ, Федеральная палата адвокатов действует на основании не только Закона, но и устава, принимаемого Всероссийским съездом адвокатов. В то же время Закон не перечисляет сведения, которые должны содержаться в уставе. Поэтому при его подготовке, принятии и внесении изменений необходимо учитывать общие требования к учредительным документам юридического лица, изложенные в ст. 52 ГК РФ и ст. 14 Федерального закона о некоммерческих организациях.
Так, в уставе должно определяться наименование и место нахождения Федеральной палаты адвокатов, предмет и цели ее деятельности, порядок управления, права и обязанности адвокатских палат субъектов РФ, источники формирования имущества, порядок внесения изменений в устав, другие сведения, предусмотренные законами для данного вида юридического лица. Следует учесть, что поскольку Федеральная палата адвокатов обладает специальной правоспособностью, определенной Законом, постольку в уставе предмет и цели ее деятельности не подлежат расширению, а могут только конкретизироваться. Помимо обязательных сведений в уставе могут предусматриваться и другие положения по решению Всероссийского съезда адвокатов, которые, однако, не должны противоречить законодательству.
Требования устава Федеральной палаты адвокатов обязательны для исполнения самой организацией, адвокатскими палатами и адвокатами.
Закон обеспечивает организационное единство адвокатского сообщества и не допускает создания в Российской Федерации параллельных самоуправляемых организаций с властными функциями по отношению к одним и тем же адвокатам. В связи с этим в п. 4 ст. 35 установлен запрет на образование других организаций и органов с функциями и полномочиями Федеральной палаты депутатов.
5. Федеральная палата адвокатов является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Федеральная палата адвокатов должна иметь смету (в отличие от адвокатских палат, которые имеют самостоятельные балансы) и вправе в установленном порядке открывать расчетный и другие счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории.
Федеральная палата адвокатов имеет печать, штампы и бланки с адресом и своим наименованием на русском языке. Закон требует, чтобы наименование Федеральной палаты адвокатов содержало указание на ее организационно-правовую форму (общероссийская негосударственная некоммерческая организация).
Федеральная палата адвокатов создается без ограничения срока деятельности.
Федеральная палата адвокатов обязана вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность и предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью палаты осуществляет ревизионная комиссия, избираемая Всероссийским съездом адвокатов.
Имущество Федеральной палаты адвокатов формируется на основании сметы расходов на ее содержание, которая утверждается Всероссийским съездом адвокатов. Такое имущество становится ее собственностью. В дальнейшем имущество, поступающее в распоряжение палаты, также переходит в собственность. Размер и порядок осуществления обязательных отчислений адвокатских палат субъектов РФ на общие нужды Федеральной палаты адвокатов должен определяться Всероссийским съездом адвокатов. Подробнее о формировании и распоряжении имуществом палаты см. комментарий к ст. ст. 36 - 38 Закона.
В отличие от адвокатских палат субъектов РФ, Федеральной палате адвокатов Закон прямо не запрещает осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью. Однако такой запрет установлен для Совета Федеральной палаты адвокатов (см. п. 9 ст. 37 Закона). В связи с последним, а также исходя из целей создания Федеральной палаты адвокатов, следует признать, что она не может осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью. Соответственно, указанная деятельность не может быть источником формирования имущества палаты.
В отличие от адвокатской палаты, в Законе не решен вопрос об ответственности Федеральной палаты адвокатов и ее членов по обязательствам друг друга. В данном случае необходимо применять общие правила об ответственности юридических лиц (ст. 56 ГК РФ). Юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Учредитель юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами юридического лица. Соответственно, вопрос об ответственности адвокатских палат по обязательствам Федеральной палаты адвокатов может быть решен в ее уставе.
6. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи Федеральная палата адвокатов как юридическое лицо подлежит государственной регистрации в общем порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп.) (далее - Закон N 129-ФЗ). При этом особенности регистрации Федеральной палаты адвокатов установлены Федеральным законом об адвокатской деятельности и адвокатуре, что допускается ст. 10 Закона N 129-ФЗ.
Так, правовым основанием возникновения Федеральной палаты адвокатов является решение Всероссийского съезда адвокатов, который проводится в соответствии с Федеральным законом об адвокатской деятельности и адвокатуре. Федеральная палата адвокатов создается в силу прямого указания данного Закона, а не на основании договора входящих в нее адвокатских палат. В связи с этим представления учредительного договора для регистрации не требуется. Однако, в отличие от адвокатских палат, Федеральная палата адвокатов действует не только в соответствии с положениями Закона, но и на основании своего Устава. Таким образом, для регистрации Федеральной палаты адвокатов необходимо представить решение Всероссийского съезда адвокатов об образовании палаты и устав, являющийся ее учредительным документом.
Закон N 129-ФЗ вступил в силу 1 июля 2002 г. и регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц.
Государственная регистрация юридических лиц является актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемым посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц. Согласно ст. 2 Закона N 129-ФЗ и Постановлению Правительства от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц", обязанность производить государственную регистрацию начиная с 1 июля 2002 г. возложена на МНС России (ныне - Федеральная налоговая служба).
В связи с реализацией государственной политики упрощения и дебюрократизации процесса регистрации юридических лиц Законом N 129-ФЗ определен уведомительный порядок регистрации.
Согласно ст. 9 Закона N 129-ФЗ, документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Таким уполномоченным лицом (заявителем) при регистрации создания Федеральной палаты адвокатов может быть ее президент или лицо, действующее на основании доверенности, выданной президентом.
Более подробно о процедуре регистрации, предусмотренной Законом N 129-ФЗ, см. комментарий к ст. 22 Закона.
7. Согласно ст. 5 Федерального закона о некоммерческих организациях и ст. 55 ГК РФ, адвокатская палата может создавать филиалы и открывать представительства в соответствии с законодательством Российской Федерации (подробнее о филиалах и представительствах см. комментарий к ст. 22 Закона).
8. Поскольку Федеральная палата адвокатов объединяет все адвокатские палаты субъектов Российской Федерации и создается для выполнения управленческих и организационных функций в рамках российского адвокатского сообщества, решения Федеральной палаты и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов. Принцип обязательности решений, принимаемых Федеральной палатой адвокатов и ее органами, закреплен в п. 7 ст. 35 Закона.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 35. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации. 1. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей адвокатские палаты субъектов Российской Федерации на основе обязательного членства.
Вернутся в раздел Комментарии к законам