1. Высшим органом Федеральной палаты адвокатов является Всероссийский съезд адвокатов. Съезд созывается не реже одного раза в два года. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие представители не менее двух третей адвокатских палат субъектов Российской Федерации.
Адвокатские палаты имеют равные права и равное представительство на Съезде. Каждая адвокатская палата независимо от количества ее представителей при принятии решений имеет один голос.
2. Всероссийский съезд адвокатов:
1) принимает устав Федеральной палаты адвокатов и утверждает внесение в него изменений и дополнений;
2) принимает кодекс профессиональной этики адвоката, утверждает внесение в него изменений и дополнений;
3) формирует состав совета Федеральной палаты адвокатов, в том числе избирает новых членов и прекращает полномочия членов совета, подлежащих замене, в соответствии с процедурой обновления (ротации) совета, предусмотренной пунктом 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, принимает решения о досрочном прекращении полномочий членов совета, а также утверждает решения совета о досрочном прекращении полномочий членов совета, статус адвоката которых был прекращен или приостановлен;
4) определяет размер отчислений адвокатских палат на общие нужды Федеральной палаты адвокатов исходя из численности адвокатских палат;
5) утверждает смету расходов на содержание Федеральной палаты адвокатов;
6) утверждает отчеты совета Федеральной палаты адвокатов, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание Федеральной палаты адвокатов;
7) избирает членов ревизионной комиссии Федеральной палаты адвокатов сроком на два года и утверждает ее отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности Федеральной палаты адвокатов;
8) утверждает регламент Съезда;
9) определяет место нахождения совета Федеральной палаты адвокатов;
10) осуществляет иные функции, предусмотренные уставом Федеральной палаты адвокатов.
Комментарий к статье 36
1. Комментируемая статья устанавливает статус и компетенцию Всероссийского съезда адвокатов как высшего органа Федеральной палаты адвокатов.
Съезд формируется на принципах равного представительства всех адвокатских палат субъектов РФ. Представители палат избираются на очередной Всероссийский съезд адвокатов собраниями (конференциями) адвокатов каждой адвокатской палаты по норме представительства, утвержденной советом Федеральной палаты адвокатов.
Обеспечение созыва Всероссийского съезда адвокатов не реже одного раза в два года и формирование его повестки дня входит в обязанности совета Федеральной палаты адвокатов. Совет обязан обеспечить предварительную организацию и условия для проведения съезда. С этой целью совет обязан надлежащим образом уведомить каждую адвокатскую палату о времени и месте проведения съезда.
По требованию одной трети адвокатских палат субъектов Российской Федерации совет Федеральной палаты адвокатов обязан созвать внеочередной съезд для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий совета в случае неисполнения последним требований Закона (подробнее см. комментарий к ст. 37 Закона).
Общий порядок проведения первого Всероссийского съезда адвокатов установлен в ст. 42 Закона.
2. Всероссийский съезд адвокатов считается правомочным, если в его работе принимают участие представители не менее двух третей адвокатских палат субъектов РФ. Если указанного кворума нет, то принятые съездом решения являются неправомерными.
Все адвокатские палаты субъектов РФ имеют равные права на съезде. Поэтому каждая палата при принятии решений на съезде имеет один голос независимо от количества ее представителей.
Открывает съезд президент Федеральной палаты адвокатов или иное лицо, назначенное советом. После этого съезд должен избрать председательствующего, секретаря и счетную комиссию. По решению съезда может быть избран президиум. Председательствующий осуществляет ведение съезда, а секретарь - протокола. Счетная комиссия подсчитывает голоса при голосовании по повестке дня и оформляет соответствующий протокол счетной комиссии, подписанный всеми ее членами.
Съезд принимает свои решения простым большинством голосов делегатов, участвующих в нем. Иной порядок принятия решений может быть установлен в регламенте Всероссийского съезда адвокатов. Голосование производится лично каждым делегатом. Соответственно, процедура голосования должна обеспечивать достоверный подсчет голосов (например, с помощью голосования бюллетенями). При принятии простых процедурных вопросов не вызовет затруднения голосование обычным способом поднятия мандатов.
Решения Всероссийского съезда адвокатов, принятые в пределах его компетенции, обязательны для всех адвокатов, действующих на территории Российской Федерации. Их неисполнение является основанием для прекращения статуса адвоката в соответствии со ст. 17 Закона.
Решения Всероссийского съезда адвокатов могут быть пересмотрены только очередным или внеочередным съездом.
Решения съезда, затрагивающие права и интересы адвокатов, других граждан и организаций, могут быть обжалованы в суд.
3. Всероссийский съезд адвокатов обладает исключительной компетенцией, предусмотренной п. 2 ст. 36 и другими статьями Закона, и вправе осуществлять только те полномочия, которыми он наделен Законом. Следует учесть, что Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. N 163-ФЗ часть полномочий Всероссийского съезда адвокатов была передана в компетенцию совета Федеральной палаты адвокатов.
1) Наиболее важными полномочиями съезда является принятие основных нормативных документов, обязательных для исполнения всеми адвокатами и адвокатскими палатами на территории Российской Федерации, а также внесение в эти документы необходимых изменений и дополнений (например, Кодекса профессиональной этики адвоката - см. комментарий к ст. 7 Закона).
2) Значительная часть полномочий съезда касается создания и установления общих правил функционирования и контроля за деятельностью органов Федеральной палаты адвокатов. Всероссийскому съезду адвокатов подотчетны исполнительные и контрольные органы Федеральной палаты адвокатов. Так, только съезд адвокатов вправе формировать состав совета Федеральной палаты адвокатов, в том числе принимать решения о текущем обновлении совета, определять место его нахождения и принимать решения о досрочном прекращении полномочий членов совета (см. также комментарий к ст. 37), избирать членов ревизионной комиссии Федеральной палаты адвокатов сроком на два года и утверждать ее отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности Федеральной палаты адвокатов. Статус и полномочия ревизионной комиссии Законом не определены. В связи с этим при формировании ревизионной комиссии Федеральной палаты адвокатов можно применять по аналогии нормы, касающиеся ревизионной комиссии адвокатской палаты субъекта РФ (см. комментарий к ст. 32 Закона).
Всероссийский съезд адвокатов утверждает также: общую смету расходов на содержание Федеральной палаты адвокатов, в том числе на содержание ее органов; отчет совета, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание палаты.
Следует отметить, что Закон не относит к компетенции Съезда утверждение регламента совета, а также штатного расписания аппарата Федеральной палаты адвокатов. Теперь эти вопросы находятся в компетенции совета Федеральной палаты адвокатов.
3) Часть полномочий касается внутренних вопросов съезда и Федеральной палаты адвокатов в целом, в том числе формирования органов управления. Всероссийскому съезду адвокатов предоставлено исключительное право принятия устава Федеральной палаты адвокатов, внесения в него изменений и дополнений, утверждения собственного регламента и общей сметы расходов на содержание палаты.
Ранее к полномочиям Всероссийского съезда адвокатов было отнесено утверждение единой нормы представительства от адвокатских палат на съезде, с учетом которой собрания (конференции) адвокатов избирали своих делегатов. Применительно к первому Всероссийскому съезду адвокатов в Законе специально устанавливалось, что на него учредительные собрания (конференции) адвокатов в субъектах РФ должны были избрать по три делегата (п. 4 ст. 41 Закона). Теперь утверждение нормы представительства от адвокатских палат на Съезд отнесено к компетенции совета Федеральной палаты адвокатов.
Всероссийский съезд адвокатов определяет размер обязательных отчислений адвокатских палат субъектов Российской Федерации на общие нужды Федеральной палаты адвокатов исходя из численности адвокатских палат.
4) Закон не ограничивает полномочия Всероссийского съезда адвокатов только перечнем, указанным в ст. 36. Съезду предоставлено право осуществлять иные функции, предусмотренные уставом Федеральной палаты адвокатов. Исходя из смысла подп. 10 п. 2 ст. 36, это могут быть решения, не только прямо указанные в Законе, но и вытекающие из функций съезда как высшего органа Федеральной палаты адвокатов. Однако принятие Всероссийским съездом адвокатов решений о выполнении им функций, не относящихся к исключительной компетенции съезда, не должно противоречить полномочиям адвокатских палат или подменять права совета Федеральной палаты адвокатов, которые значительно расширены Федеральным законом от 20 декабря 2004 г.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 36. Всероссийский съезд адвокатов. (в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)
Вернутся в раздел Комментарии к законам