Комментарии к законам

Статья 40. Сохранение статуса адвоката. 1. Адвокаты - члены коллегий адвокатов, образованных в соответствии с законодательством СССР и РСФСР и действующих на территории Российской Федерации на момент вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - коллегии адвокатов, образованные до вступления в силу настоящего Федерального закона), отвечающие требованиям пунктов 1 и 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, сохраняют статус адвоката после вступления в силу настоящего Федерального закона без сдачи квалификационного экзамена и принятия квалификационными комиссиями решений о присвоении статуса адвоката.



2. Коллегия адвокатов, образованная до вступления в силу настоящего Федерального закона, в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона направляет в территориальный орган юстиции список своих членов, подписанный руководителем данной коллегии адвокатов и заверенный ее печатью. Указанный список направляется в территориальный орган юстиции того субъекта Российской Федерации, где члены коллегии адвокатов состоят на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщиков единого социального налога. Московская областная коллегия адвокатов и Ленинградская областная коллегия адвокатов направляют списки своих членов соответственно в территориальный орган юстиции по Московской области и территориальный орган юстиции по Ленинградской области независимо от того, где члены указанных коллегий адвокатов состоят на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков единого социального налога.
3. Список, направляемый в территориальный орган юстиции, должен содержать фамилии, имена и отчества адвокатов, сведения о которых представляются для внесения в соответствующий региональный реестр. К списку прилагаются следующие документы:
1) личные заявления адвокатов о внесении сведений о них в соответствующий региональный реестр;
2) копии документов, удостоверяющих личность адвокатов;
3) анкеты, содержащие биографические сведения об адвокатах;
4) копии трудовых книжек или иные документы, подтверждающие стаж работы по юридической специальности;
5) копии документов, подтверждающих высшее юридическое образование либо наличие ученой степени по юридической специальности;
6) копии решений о приеме в коллегии адвокатов, образованные до вступления в силу настоящего Федерального закона.
4. Территориальный орган юстиции организует проверку достоверности представленных документов и сведений. При этом территориальный орган юстиции вправе обратиться при необходимости в соответствующие органы и организации.
5. После подтверждения достоверности указанных документов и сведений территориальный орган юстиции в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона вносит сведения об адвокатах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в региональный реестр и публикует в региональных средствах массовой информации указанные списки, сформированные в алфавитном порядке. Невнесение сведений об адвокате в региональный реестр может быть обжаловано в суд. До выдачи адвокатам удостоверений, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, действуют удостоверения, выданные адвокатам до вступления в силу настоящего Федерального закона.
6. Коллегии адвокатов, образованные до вступления в силу настоящего Федерального закона, прекращают прием новых членов коллегии адвокатов не позднее 1 июля 2002 года. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня создания в соответствующем субъекте Российской Федерации квалификационной комиссии присвоение статуса адвоката приостанавливается.
Комментарий к статье 40
1. В комментируемой статье установлен порядок сохранения статуса адвоката после вступления в силу Закона. Лица, являвшиеся адвокатами на момент вступления в силу Закона, сохраняли свой статус, если они состояли членами коллегий адвокатов, образованных в соответствии с действовавшим ранее законодательством СССР и РСФСР, а также отвечали требованиям п. п. 1 и 2 ст. 9 комментируемого Закона.
Под законодательством СССР и РСФСР, в соответствии с которым были образованы коллегии адвокатов, имеются в виду прежде всего Закон СССР от 30 ноября 1979 г. N 1165-Х "Об адвокатуре в СССР" (Ведомости ВС СССР. 1979. N 49. Ст. 846) и Положение об адвокатуре РСФСР (утв. Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1980. N 48. Ст. 1596). Кроме того, следует учесть, что некоторые коллегии адвокатов были созданы на основании Постановления III сессии ВЦИК IX созыва от 25 мая 1922 г., внесшего в Положение о народном суде от 21 октября 1920 г. нормы о коллегиях защитников по уголовным и гражданским делам (СУ РСФСР. 1922. N 36. Ст. 425), и Положения о коллегии защитников, утвержденного НКЮ 5 июля 1922 г. (Еженедельник советской юстиции. 1922. N 24 - 25). В дальнейшем деятельность коллегий адвокатов регулировалась также Положениями о судоустройстве РСФСР (СУ РСФСР. 1923. N 48. Ст. 481; СУ РСФСР. 1926. N 85. Ст. 624), Положением о коллективных защитниках (утв. НКЮ РСФСР 27 февраля 1932 г. // Советская юстиция. 1932. N 6 - 7), Положением об адвокатуре СССР (утв. СНК СССР 16 августа 1939 г. // СП СССР. 1939. N 49. Ст. 394), Положением об адвокатуре РСФСР (утв. Законом РСФСР от 25 июля 1962 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1962. N 28. Ст. 4).
В соответствии с прежним законодательством лицо могло приобрести статус адвоката только при условии вступления к коллегию адвокатов. Поэтому "адвокат" и "член коллегии адвокатов" ранее были равнозначными понятиями.
Статус адвокатов сохранили без сдачи квалификационного экзамена и принятия квалификационными комиссиями решения о присвоении такого статуса только члены коллегий адвокатов, отвечающие в полной мере требованиям п. п. 1 и 2 ст. 9 Закона (наличие высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности, а также необходимого стажа работы либо прохождения стажировки; наличие полной дееспособности; отсутствие судимости за совершение умышленного преступления).
Соблюдение указанных требований имеет существенное значение, поскольку данные требования в некоторой степени отличаются от тех, которые предъявлялись ранее к лицам, вступавшим в коллегии адвокатов.
2. Положения п. п. 2 - 6 комментируемой статьи носят переходный характер и в настоящее время реализованы.
В пунктах 2 - 5 ст. 40 устанавливались детализированный порядок составления списков адвокатов, статус которых сохраняется с момента вступления в силу Закона, и процедура первичного формирования региональных реестров адвокатов.
В соответствии с требованиями Закона все члены коллегий адвокатов, состоящие на учете в налоговом органе определенного субъекта РФ в качестве налогоплательщиков единого социального налога, должны были быть внесены в региональный реестр адвокатов данного субъекта РФ и соответственно автоматически стать членами адвокатской палаты этого субъекта. Исключение было сделано только для Московской и Ленинградской областных коллегий адвокатов, которые направляли списки своих членов соответственно в территориальный орган юстиции по Московской области и территориальный орган юстиции по Ленинградской области независимо от того, где члены указанных коллегий адвокатов состояли на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков единого социального налога.
В соответствии с п. 3 ст. 40 к спискам, направляемым в территориальные органы юстиции и содержащим фамилии, имена и отчества адвокатов, прилагались документы, раскрывающие биографические сведения об адвокатах и подтверждающие соответствие членов коллегий адвокатов новым требованиям Закона. Указанные сведения занесены в региональные реестры адвокатов, а соответствующие документы хранятся в территориальных органах юстиции.
Приказ Минюста РФ от 08.08.2002 N 216 "Об утверждении формы удостоверения адвоката" утратил силу в связи с изданием Приказа Минюста РФ от 16.08.2005 N 133 "Об утверждении формы удостоверения адвоката". Первичное формирование региональных реестров осуществлялось территориальными органами Минюста России в соответствии с Порядком ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации (утв. Приказом Минюста России от 29 июля 2002 г. N 211, зарегистрирован в Минюсте России 7 августа 2002 г. N 3672). Приказом Минюста России от 8 августа 2002 г. N 216 была утверждена единая форма удостоверения адвоката. Подробнее см. комментарий к ст. ст. 14 - 15 Закона.
В целях единообразного применения в переходный период требований Закона Минюстом России были изданы рекомендации по реализации Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
В то же время следует отметить, что на практике детальное регламентирование норм Закона породило негативные моменты:
излишнюю придирчивость работников органов юстиции к записям в анкетах или иных представленных документах. Например, в рекомендованных анкетах требовалось указание на "дату, месяц и год" поступления на работу и увольнения с нее. Между тем подобные сведения в трудовых книжках не предусмотрены, т.к. в них указываются только "месяц и год" поступления и увольнения. Подобные несоответствия, возникшие не по вине граждан, вели к возвращению документов, излишним хлопотам, выяснению ненужных деталей и т.д.;
отрицание в некоторых случаях наличия высшего юридического образования у лиц, закончивших высшие учебные заведения до получения последними государственной аккредитации. В данной правоприменительной коллизии граждане также были не виноваты, т.к. закон требует возможности аккредитации вуза и специальности только после пяти проведенных выпусков студентов по специальности.
3. С 1 июля 2002 г. прием новых членов в коллегии адвокатов был прекращен в силу запрета, установленного в п. 6 ст. 40. В настоящее время присвоение статуса адвоката осуществляется по новым правилам в соответствии с гл. 3 Закона.




Вернутся в раздел Комментарии к законам