Комментарии к законам

Статья 26. Аппарат Общественной палаты. Комментарий к статье 26



1. Комментируемая статья посвящена аппарату Общественной палаты, который согласно ч. 1 статьи обеспечивает деятельность Общественной палаты.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 4 Закона порядок деятельности аппарата Общественной палаты устанавливается Регламентом Общественной палаты.
Непосредственно ч. 1 ст. 27 Закона предусмотрено, что аппаратом Общественной палаты создается и поддерживается сайт Общественной палаты в международной компьютерной сети Интернет.
2. Выше говорилось (см. комментарий к ст. 1 Закона), что правовой статус самой Общественной палаты представляется не вполне определенным. В отличие от этого правовой статус аппарата Общественной палаты определен в ч. 2 комментируемой статьи достаточно четко: аппарат Общественной палаты является государственным учреждением. Частью 2 ст. 28 Закона установлено, что финансовое обеспечение содержания аппарата Общественной палаты осуществляется в пределах расходов, предусмотренных в федеральном бюджете на обеспечение деятельности Общественной палаты.
Как следует из положений п. п. 1 и 3 ст. 50 части первой Гражданского кодекса РФ, финансируемое собственником учреждение является одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, т.е. организаций, не имеющих извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющих полученную прибыль между участниками.
В соответствии с п. 1 ст. 120 части первой ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
В пункте 1 ст. 120 ГК РФ также установлено, что права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 296 части первой ГК РФ, т.е. на праве оперативного управления:
учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им (п. 1 ст. 296);
собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296).
Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления определяет Федеральный закон "О некоммерческих организациях", что и указано в п. 1 его ст. 1.
Федеральный закон "О некоммерческих организациях" согласно п. 2 его ст. 1 применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено указанным Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно п. 3 ст. 120 ГК РФ и п. 3 ст. 9 Федерального закона "О некоммерческих организациях" особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. В отношении аппарата Общественной палаты таким актом является непосредственно комментируемый Закон.
В пункте 4 ст. 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке; некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему. На основании приведенных положений ч. 2 комментируемой статьи установлено, что аппарат Общественной палаты имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
В отношении наименования государственного учреждения "Аппарат Общественной палаты Российской Федерации" следует отметить, что это единственное исключение из правила, закрепленного ч. 3 ст. 1 Закона: наименование "Общественная палата Российской Федерации" не может быть использовано в названиях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также в названиях объединений, организаций, учреждений и предприятий (см. комментарий к ст. 1 Закона).
В соответствии со ст. 10 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" <*> порядок изготовления, использования, хранения и уничтожения бланков, печатей и иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации устанавливается Правительством РФ. На основании приведенного положения Правительством РФ издано Постановление от 27 декабря 1995 г. N 1268 "Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации" <**>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2000. N 52. Ст. 5021.
<**> СЗ РФ. 1996. N 2. Ст. 123.
Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 25 декабря 2001 г. N 573-ст "О принятии и введении в действие государственного стандарта" принят государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51511-2001 "Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования" <*>.
--------------------------------
<*> Справочные правовые системы.
Статьей 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" установлено следующее в отношении контроля за деятельностью некоммерческой организации:
некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации (п. 1 ст. 32);
размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны (п. 2 ст. 32).
3. В частях 3 и 4 комментируемой статьи установлена структура органов управления аппарата Общественной палаты.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О некоммерческих организациях" структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с указанным Федеральным законом и иными федеральными законами.
Федеральный закон "О некоммерческих организациях" предусматривает образование высшего органа управления и исполнительного органа некоммерческой организации:
основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана (п. 2 ст. 29);
исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным; он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией (п. 1 ст. 30);
к компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную указанным Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации (п. 2 ст. 30).
Однако, как говорилось выше, особенности правового положения аппарата Общественной палаты определяются непосредственно комментируемым Законом. Соответственно, ч. 3 комментируемой статьи предусмотрена должность руководителя аппарата Общественной палаты, который назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ по представлению совета Общественной палаты (о совете Общественной палаты см. комментарий к ст. 9 Закона).
Общее руководство деятельностью аппарата Общественной палаты согласно ч. 4 комментируемой статьи по поручению совета Общественной палаты осуществляет секретарь Общественной палаты (о секретаре Общественной палаты см. комментарий к ст. 9 Закона).




Вернутся в раздел Комментарии к законам