Комментарии к законам

Статья 97. За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.. Перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз, вправе предъявить требование о возмещении убытков к перевозчику другого вида транспорта или осуществляющей перевалку грузов организации, по вине которых допущена просрочка.



Комментарий к статье 97
1. В соответствии с договором перевозки перевозчик обязан доставить вверенный ему груз на станцию назначения с соблюдением условий перевозки (ст. 25 Устава). Одним из существенных условий перевозки является срок доставки груза (ст. 792 ГК). Порядок установления сроков доставки и правила их исчисления утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Вместе с тем отправители, получатели грузов в договорах, заключаемых с перевозчиком, могут предусмотреть иные сроки доставки.
Об исчислении срока доставки, начале его исчисления и порядке определения окончания этого срока (момент, когда груз считается доставленным) см. ст. 33 и комментарий к ней. К перевозке не принадлежащих перевозчику вагонов применяются те же правила, что предусмотрены для перевозки грузов.
Дату приема груза для перевозки и расчетную дату исчисления срока доставки указывает перевозчик в накладной и выданной грузоотправителю квитанции о приеме груза.
2. За просрочку доставки груза (порожних перевозочных средств, не принадлежащих перевозчику) перевозчик несет имущественную ответственность в виде пени. Ее размер составляет девять процентов платы соответственно за перевозку грузов, доставку порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, причем неполные сутки считаются за полные. Общий размер пени ограничен: она не может превышать платы за перевозку данного груза, вагона, контейнера.
При перевозке в прямом смешанном сообщении пеню за просрочку доставки уплачивает перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз. Однако этот перевозчик вправе требовать возмещения убытков, вызванных уплатой пени, от перевозчика другого вида транспорта или осуществляющей перевалку грузов организации, по вине которых произошла просрочка.
3. Перевозчик может освобождаться от ответственности за просрочку доставки груза, если докажет, что она произошла по обстоятельствам, указанным в ч. 1 ст. 29 Устава (см. комментарий к этой статье, а также к ст. ст. 116, 117), а именно: когда вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктуры, перевозка грузов временно прекращена либо ограничена. Срок действия временного прекращения (ограничения) перевозки устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В этой ситуации срок доставки груза должен продлеваться на время действия прекращения (ограничения) перевозки.
Никакие иные обстоятельства не освобождают перевозчика от имущественной ответственности за просрочку доставки грузов.
4. Анализ текста комментируемой статьи позволяет сделать вывод, что неустойка (пени), установленная за просрочку доставки груза, не является исключительной. Если просрочка доставки груза явилась причиной его несохранности, то перевозчик должен нести ответственность и за просрочку, и за несохранную перевозку.




Вернутся в раздел Комментарии к законам