2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает соответствие законодательных актов Российской Федерации законодательству Российской Федерации об экологической экспертизе.
3. Правительство Российской Федерации в области экологической экспертизы:
утверждает порядок проведения государственной экологической экспертизы;
контролирует исполнение законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе федеральными органами государственной власти;
осуществляет меры по обеспечению соблюдения законов, а также по обеспечению прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы;
ежегодно отчитывается о своей деятельности в области экологической экспертизы перед Президентом Российской Федерации;
определяет федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы, его функции и полномочия.
(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
4. Органы судебной власти Российской Федерации осуществляют свои полномочия в области экологической экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 5
В соответствии с положениями п. "в" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии.
Общие полномочия Правительства РФ в сфере охраны окружающей среды и природопользования установлены ст. 18 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве РФ" <*> (в ред. от 3 ноября 2004 г.). Так, в соответствии с положениями данной статьи Правительство РФ:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.
обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы был установлен соответствующим Положением, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698.
В настоящее время полномочия по осуществлению государственной экологической экспертизы на федеральном уровне в пределах собственной компетенции осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), находящейся в ведении Правительства РФ, и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), находящейся в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации (см. подробнее комментарий к ст. 10).
Велико значение судебной практики по разрешению споров в области экологической экспертизы. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ была признана утратившей силу ст. 35 комментируемого Закона, регулирующая порядок разрешения споров между субъектами Российской Федерации и споров между муниципальными образованиями в области экологической экспертизы.
Между тем судебный порядок разрешения споров в области экологической экспертизы продолжает играть ведущую роль. Так, Решением Верховного Суда РФ от 21 января 2000 г. N ГКПИ 99-1107 <*> было оставлено без удовлетворения заявление г-на А.Г. Мирошниченко о признании недействительным п. 3.9 Регламента проведения государственной экологической экспертизы, утв. Приказом Госкомэкологии России от 17 июня 1997 г. N 280.
--------------------------------
<*> Документ опубликован не был // СПС "".
А.Г. Мирошниченко обратился в Верховный Суд РФ с указанным требованием, сославшись на то, что содержащиеся в п. 3.9 Регламента проведения государственной экологической экспертизы положения не соответствуют закону и нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду. В частности, он утверждал, что предусмотренное этим пунктом Регламента положение о возможности формирования состава экспертной комиссии из штатных сотрудников уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы не соответствует требованиям ч. 1 ст. 15 Закона об экологической экспертизе и не обеспечивает принципы независимости экспертов, научной обоснованности и объективности выводов экспертизы. Также он указывал на то, что штатные сотрудники находятся в подчинении руководящих работников Госкомэкологии и являются зависимыми от них, что может, при отсутствии определенных критериев отнесения подлежащих экспертизе объектов к простым или сложным, привести к необъективности заключения экологической экспертизы и нарушению прав граждан.
На судебное заседание Мирошниченко А.Г. не явился, хотя о дне рассмотрения дела был извещен, однако не возражал против рассмотрения дела в его отсутствие. В ходе судебного заседания представители Государственного комитета РФ по охране окружающей среды Г.Е. Туркина, А.А. Ефременко и С.Г. Голубева с заявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемый пункт Регламента принят Государственным комитетом в пределах своей компетенции и его положения закону не противоречат.
Выслушав объяснения представителей Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, обсудив доводы заявления, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Л.И. Коптевой, полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации нашел его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона об экологической экспертизе в состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники его территориальных органов.
Как было установлено судом, Приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 17 июня 1997 г. N 280 утвержден Регламент проведения государственной экологической экспертизы, согласно п. 3.9 которого проведение такой экспертизы простых объектов может быть поручено экспертной комиссии из числа штатных сотрудников Госкомэкологии России (его территориальных органов).
По утверждению представителей заинтересованного лица, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды в соответствии с постановлением Правительства РФ является федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологии и вправе принимать по этим вопросам соответствующие нормативные акты.
Оспариваемый заявителем п. 3.9 Регламента предусматривает возможность проведения экологической экспертизы экспертной комиссией из числа штатных сотрудников, что не противоречит ч. 1 ст. 15 названного выше Федерального закона и не нарушает принципа объективности и независимости экспертов. Данное утверждение представителей заинтересованного лица материалами дела не было опровергнуто, и заявителем А.Г. Мирошниченко в его опровержение соответствующих доказательств также представлено не было.
При таких данных, по мнению суда, каких-либо законных оснований для признания оспариваемого пункта Регламента недействительным не имеется.
Довод заявителя о том, что оспариваемый пункт Регламента противоречит требованиям ч. 1 ст. 15 Закона об экологической экспертизе, не был принят во внимание, поскольку он ничем не был подтвержден и, более того, опровергался содержанием приведенной нормы Закона, которая каких-либо запретов при наличии соответствующего нормативного акта федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы на формирование экспертной комиссии из его штатных сотрудников и штатных сотрудников его территориальных органов не содержит.
Ссылку на то, что штатные работники Госкомэкологии находятся в подчинении своего руководства и не могут в связи с этим и отсутствием критериев отнесения подлежащих экспертизе объектов к простым или сложным дать объективного заключения, также нельзя признать убедительной, поскольку она основана лишь на субъективных предположениях заявителя об этом и без учета того обстоятельства, что органы Госкомэкологии и его сотрудники, в том числе руководящие работники, в силу Закона призваны решать вопросы проведения экологической экспертизы вне зависимости от занимаемого должностного положения, исходя лишь из требований Закона по данному вопросу.
В целях обеспечения принципа независимости и объективности при проведении государственной экологической экспертизы Законом предусмотрена возможность судебного обжалования выводов экспертной комиссии независимо от того, штатными или нештатными сотрудниками дано экспертное заключение.
В этой связи суд согласился и с утверждением заявителя в той части, что предоставление оспариваемым пунктом Регламента возможности проведения государственной экологической экспертизы штатным сотрудникам Госкомэкологии нарушает права граждан на здоровую окружающую природную среду, поскольку каждый гражданин, в том числе и заявитель, в случае несогласия с выводами экспертного заключения, вправе оспорить их в судебном порядке и таким образом восстановить свое нарушенное право (п. 8 ст. 18 Закона об экологической экспертизе).
Учитывая, что определение критериев сложности объекта экспертизы отнесено законом (п. 4 ст. 14 названного выше Закона) к компетенции федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, содержащееся в п. 3.9 Регламента указание в отношении порядка проведения экологической экспертизы простых объектов названной выше норме Закона не противоречило и прав граждан также не нарушало.
Исходя из изложенных выше соображений и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 действовавшего тогда Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд РФ заявление А.Г. Мирошниченко о признании недействительным п. 3.9 Регламента проведения государственной экологической экспертизы, утв. Приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 17 июня 1997 г. N 280, оставил без удовлетворения.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 5. Полномочия в области экологической экспертизы Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти. 1. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области экологической экспертизы.
Вернутся в раздел Комментарии к законам