1. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей территории относятся:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на соответствующей территории и в случае возможного воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей;
принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений, информации об объектах экологической экспертизы;
организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;
организация по требованию населения общественных экологических экспертиз;
информирование федеральных органов исполнительной власти в области экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории соответствующего муниципального образования;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
информирование органов прокуратуры, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды и органов государственной власти субъектов Российской Федерации о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации иных полномочий в данной области.
2. Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов имеют право:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
получать от соответствующих государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории соответствующего муниципального образования, и о результатах проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;
направлять в письменной форме федеральным органам исполнительной власти в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Комментарий к статье 9
Комментируемая статья устанавливает как полномочия, так и права органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Одними из наиболее значимых полномочий, закрепленных данной статьей за органами местного самоуправления, являются полномочия по организации и проведению общественных обсуждений, опросов и референдумов среди населения по вопросам намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащей экологической экспертизе, и принятие и реализация на основании их результатов, а также заявлений общественных организаций (объединений) и движений и информации об объектах экологической экспертизы, решений в пределах своих полномочий.
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <*> (в ред. от 30 декабря 2004 г.) граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
Необходимо отметить, что решение об организации по требованию населения общественных экологических экспертиз, в соответствии с положениями комментируемой статьи, также может приниматься органом местного самоуправления или главой муниципального образования на основании результатов общественных обсуждений, опросов или местных референдумов.
Требования населения об организации общественных экспертиз могут выражаться и в индивидуальных или коллективных обращениях по этому вопросу в органы местного самоуправления. Согласно ст. 32 указанного Федерального закона должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу данных обращений в течение одного месяца. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. За нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления законом субъекта Российской Федерации устанавливается административная ответственность.
Как уже отмечалось, одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления, в том числе и в сфере охраны окружающей среды, является местный референдум. В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местный референдум может проводиться на всей территории муниципального образования в целях решения вопросов местного значения непосредственно населением, причем решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования:
1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;
2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом (при этом условием назначения местного референдума является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых должно составлять не менее 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования, а инициатива проведения референдума в данном случае оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации);
3) по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно (в данном случае инициатива проведения референдума оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации).
Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов о выдвижении инициативы проведения местного референдума.
В случае же, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации или прокурора. А в случае, если местный референдум назначен судом, местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение проведения местного референдума осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в местном референдуме имеют право участвовать только лишь граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Обязательным условием проведения местного референдума является участие граждан РФ в нем на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию), а принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Исполнение принятого на местном референдуме решения обеспечивается органами местного самоуправления в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.
Существует порядок обжалования данного решения - принятое на местном референдуме решение, как и решение о проведении местного референдума, может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти. Порядок подготовки и проведения местного референдума регулируется законом субъекта Российской Федерации.
Несколько иной формой осуществления населением местного самоуправления по вопросам местного значения на территории муниципального образования, в том числе и в сфере охраны окружающей среды и экологической экспертизы, являются публичные слушания. В соответствии со ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" публичные слушания проводятся представительным органом или главой муниципального образования по их инициативе или инициативе населения данного муниципального образования. В числе прочих вопросов на публичные слушания могут выноситься:
проекты планов и программ развития муниципального образования;
проекты правил землепользования и застройки;
проекты планировки территорий и проекты межевания территорий;
вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства;
вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний; заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта; другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться также собрания граждан.
Собрание граждан может проводиться по инициативе населения (в данном случае оно назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования) или по инициативе представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования (в данном случае собрания назначаются ими же), а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.
На собрании граждан могут приниматься обращения к органам местного самоуправления и их должностным лицам, а также избираться лица, уполномоченные представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.
Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Необходимо отметить, что полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов). Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Несколько иной формой осуществления населением муниципальных образований местного самоуправления и решения вопросов местного значения, в том числе и в области охраны окружающей среды и экологической экспертизы, является опрос граждан, результаты которого носят рекомендательный характер. Опрос граждан, в соответствии с положениями ст. 31 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Обязательным условием участия жителей муниципального образования в опросе является наличие у них избирательного права. Опрос граждан проводится по инициативе:
1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;
2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.
Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В его нормативном правовом акте о назначении опроса граждан устанавливаются: дата и сроки проведения опроса; формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса; методика проведения опроса; форма опросного листа; минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.
Жители муниципального образования в обязательном порядке должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:
1) за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;
2) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Как уже отмечалось выше, комментируемая статья устанавливает как полномочия органов местного самоуправления в области осуществления экологической экспертизы (ч. 1), так и их права в данной сфере (ч. 2). Одним из таких прав является право получать от соответствующих государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории соответствующего муниципального образования, и о результатах проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы.
В соответствии с Регламентом проведения государственной экологической экспертизы, утв. Приказом Госкомэкологии России от 17 июня 1997 г. N 280, органы местного самоуправления в обязательном порядке должны быть уведомлены ответственным исполнителем из числа сотрудников соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего экологическую экспертизу, о проведении заседаний экспертной комиссии по объекту экологической экспертизы, реализуемому на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 3.12). Также, согласно п. 5.5 Регламента, информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется органам местного самоуправления заинтересованного муниципального образования ответственным исполнителем из числа сотрудников специально уполномоченного на осуществление экологической экспертизы федерального органа исполнительной власти.
Также в соответствии с положениями комментируемой статьи органы местного самоуправления могут направлять в письменной форме федеральным органам исполнительной власти в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Пункт 4.4 Регламента проведения государственной экологической экспертизы, конкретизируя эти положения, устанавливает, что органы местного самоуправления имеют право представлять аргументированные предложения по экологическим аспектам деятельности, в отношении которой осуществляется экологическая экспертиза. Данные предложения в обязательном порядке должны быть изучены и проанализированы членами экспертной комиссии. Материалы о рассмотрении данных предложений, согласно п. 4.11 Регламента, готовятся руководителем экспертной комиссии и ответственным секретарем и прилагаются к подготовленному ими проекту заключения государственной экспертизы.
Глава III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Вернутся в раздел Комментарии к законам