Комментарии к законам

Статья 10. Государственная экологическая экспертиза. 1. Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном и региональном уровнях.



(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы и его территориальные органы имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы.
(п. 2 введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Комментарий к статье 10
Текст комментируемой статьи в первоначальной редакции 1995 г. существенно отличается от ныне действующего. На сегодняшний день ст. 10 действует в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Статьей 62 указанного Федерального закона были внесены изменения в Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". Новая редакция статьи исключила полномочия субъектов Российской Федерации по принятию нормативных правовых актов в области государственной экологической экспертизы. Правовое регулирование осуществления государственной экологической экспертизы должно определяться федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Законодательство об охране окружающей среды относится в соответствии со ст. 72 Конституции РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 29 декабря 2004 г.) законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев. Прямое указание о "законодательстве об экологической экспертизе" в Конституции РФ отсутствует. Однако, учитывая нормы Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. от 29 декабря 2004 г.), где установлено, что экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды (ст. 33), а законодательство в области охраны окружающей среды состоит из Федерального закона "Об охране окружающей среды", других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 2), можно говорить о включении Федерального закона "Об экологической экспертизе" в состав законодательства об охране окружающей среды. Таким образом, если Федеральный закон "Об экологической экспертизе" входит в состав законодательства об охране окружающей среды, которое, в свою очередь, относится к предмету совместного ведения РФ и ее субъектов, напрашивается вопрос: правомерно ли исключение полномочий субъектов РФ по изданию нормативных правовых актов в области экологической экспертизы из текста данного специального Федерального закона?
Пункт 2 ст. 76 Конституции РФ звучит следующим образом: "По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствие с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации". Так, Российская Федерация, издавая федеральные законы по предметам совместного ведения, вправе определять рамки законотворческой деятельности субъектов РФ, т.к., во-первых, нормативные правовые акты субъектов РФ должны приниматься строго в соответствии с изданным федеральным законом, а во-вторых, субъекты РФ обязаны приводить в соответствие свои нормативные правовые акты, принятые до вступления соответствующего федерального закона в силу. А рамки законотворческой деятельности субъектов РФ, как следствие, могут быть равными нулю. Однако следует отметить, что, если во всех отраслевых федеральных законах, входящих в состав законодательства в области охраны окружающей среды или иных отраслей права по предметам совместного ведения, будут исключены функции субъектов по принятию нормативных правовых актов, вопрос о противоречии подобных федеральных положений Конституции РФ может быть поставлен открыто. При буквальном понимании изложенного в п. 2 ст. 76 Конституции РФ можно задаться вопросом: а почему речь идет о праве РФ по предметам совместного ведения издавать только федеральные законы? Как быть с подзаконными нормативными актами на федеральном уровне? А формулировка ст. 10 комментируемого Закона "и нормативными правовыми актами Российской Федерации", учитывая, что РФ состоит из равноправных субъектов (ст. 5 Конституции РФ), разве не закладывает сомнения, что нормативные правовые акты РФ включают в себя и акты субъектов РФ? На наш взгляд, следует в целях единообразного толкования нормативных правовых актов уточнять их федеральную либо иную принадлежность.
Организация и проведение государственной экологической экспертизы относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (ст. 5 Закона об охране окружающей среды). Статья 10 Закона об экологической экспертизе устанавливает, что государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. В соответствии с Положением "О Федеральной службе по надзору в сфере природопользования", утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400, к полномочиям Федеральной службы в сфере природопользования относятся организация и проведение в порядке, определяемом Правительством РФ, государственной экологической экспертизы. В соответствии с Положением "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401, к полномочиям Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору также относится организация и проведение в порядке, определяемом законодательством РФ, государственной экологической экспертизы. В пункте 3 Постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 22 июля 2004 г. N 370" устанавливается, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности. Пункт 1 Положения "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401, устанавливает, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности. При этом в самом тексте Постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 было поручено Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерству природных ресурсов РФ внести до 1 октября 2004 г. в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, в том числе в области проведения государственной экологической экспертизы, предусматривающих исключение дублирования функций и обеспечение взаимодействия между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. На сегодняшний день нормативный правовой документ, разграничивающий объекты государственной экологической экспертизы, проводимой Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, отсутствует.
Статьей 62 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ст. 10 Закона об экологической экспертизе была дополнена п. 2, который закрепил и подчеркнул исключительное право только федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы и его территориальных органов на проведение государственной экологической экспертизы.




Вернутся в раздел Комментарии к законам