проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, за исключением проектов индивидуальных правовых актов, принимаемых на основании документов территориального планирования и документации по планировке территории, лесоустроительной и землеустроительной документации, прошедших государственную экологическую экспертизу;
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ)
материалы, подлежащие утверждению федеральными органами исполнительной власти и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
1) проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;
2) проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
3) проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в том числе промышленности;
4) проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации;
5) проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;
6) проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;
7) проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации;
технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которые превышает пятьсот тысяч долларов;
технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные "Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте";
материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации;
проекты международных договоров;
документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении Российской Федерации;
материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, выдача которых относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции федеральных органов исполнительной власти;
проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары;
материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий;
проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации;
документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные;
иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации;
объекты государственной экологической экспертизы, приведенные в настоящей статье и ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
1) доработки объекта экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
2) изменения условий природопользования специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды;
3) реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
4) истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
5) внесения в проектную и иную документацию изменений после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Комментарий к статье 11
В соответствии с комментируемым Законом в Российской Федерации существует два вида экологической экспертизы: государственная и общественная (ст. 4). Статья 11 комментируемого Закона устанавливает объекты именно государственной экологической экспертизы, причем федерального уровня. Объектам государственной экологической экспертизы регионального уровня посвящена ст. 12 Закона об экологической экспертизе. Уровень в данном случае означает, будет ли государственная экологическая экспертиза проводиться самим федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или его территориальным органом в субъектах Российской Федерации. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня, во-первых, определены исходя из степени сложности и значимости для целостности Российской Федерации экологической безопасности, во-вторых, определены исходя из предметов ведения, федеральной собственности, исключительной компетенции федеральных органов государственной власти в соответствии как с конституционными положениями, так и положениями федеральных законов.
Перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня, данный в ст. 11, не является исчерпывающим, поскольку содержит в себе положение, согласно которому обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации.
Условно содержание ст. 11 можно разделить на две составляющие:
объекты государственной экологической экспертизы, ранее не получавшие положительное заключение государственной экологической экспертизы, требующие обязательной государственной экологической экспертизы, проводимой на федеральном уровне;
объекты государственной экологической экспертизы, ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, требующие обязательной государственной экологической экспертизы, проводимой на федеральном уровне.
При этом обращаем внимание на то, что именно объекты государственной экологической экспертизы, ранее не получавшие положительное заключение государственной экологической экспертизы, требующие обязательной государственной экологической экспертизы, проводимой на федеральном уровне, не представлены законодателем в исчерпывающем виде. А вот объекты государственной экологической экспертизы, ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, требующие обязательной государственной экологической экспертизы, проводимой на федеральном уровне, в настоящей статье представлены в исчерпывающем виде.
Первым объектом, выделяемым в ст. 11 Закона, значатся проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, за исключением проектов индивидуальных правовых актов, принимаемых на основании документов территориального планирования и документации по планировке территории, лесоустроительной и землеустроительной документации, прошедших государственную экологическую экспертизу.
Принципы обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы, а также презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности находят свое отражение и реализуются уже в самом тексте Закона об экологической экспертизе, что просматривается, в частности, в требовании об обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов правовых актов нормативного и ненормативного характера, нормативно-технических и инструктивно-методических документов. Законодателем выделяются следующие условия отнесения к указанным актам, требующим на стадии проекта получение государственной экологической экспертизы:
потенциальная возможность при реализации настоящих актов привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду. Негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Качество окружающей среды - это состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью (ст. 1 Закона об охране окружающей среды);
нормативно-технические и инструктивно-методические документы должны быть утверждены органами государственной власти Российской Федерации и регламентировать любую деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду. Обратим внимание, что не указано, каким образом воздействовать, т.е. негативность воздействия в данном случае значения не имеет;
вышеуказанные проекты актов не должны быть индивидуальными правовыми актами, принимаемыми на основании документов территориального планирования и документации по планировке территории, лесоустроительной и землеустроительной документации, прошедших государственную экологическую экспертизу. Данный признак является нововведением редакции Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
При реализации вышеуказанных положений возникают затруднения по следующим причинам.
1. Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" был утвержден одноименный Регламент. Однако текст вышеуказанного Регламента ни отсылочных, ни прямых положений о государственной экологической экспертизе законопроектов не содержит. Так, например, ст. 105 Регламента устанавливает, что при внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены:
пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;
текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект;
перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного закона;
финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);
заключение Правительства РФ в установленных Конституцией РФ случаях.
При внесении законопроекта субъектом права законодательной инициативы - коллегиальным органом должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в Государственной Думе по данному законопроекту.
Отсутствуют также иные нормативные документы, подробно регламентирующие законопроектную работу с соблюдением процедуры получения государственной экологической экспертизы. Тем не менее нормы Закона об экологической экспертизе действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными, независимо от отсутствия трансформации их положений в иных нормативных документах. Кроме того, как видно из редакции ст. 11, проект правового нормативного акта РФ должен содержать потенциальную опасность приведения его реализации к негативным воздействиям на окружающую среду. А заранее определить, возникнет или нет эта потенциальная опасность с точностью по всем проектам нормативных правовых актов, невозможно. Судя по всему, определить это может только сама государственная экологическая экспертиза, и, следовательно, все без исключения проекты нормативных правовых актов следует направлять на государственную экологическую экспертизу. Так или иначе, четкости не просматривается.
2. Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 утвержден Классификатор правовых актов, в том числе по соответствующим отраслям. Однако определяющих показателей, составляющих такие понятия, как нормативно-технические и инструктивно-методические документы и их виды, нет. Само наименование "нормативно-технические и инструктивно-методические документы" в текстах подзаконных нормативных актов при этом упоминается. Так, например, Постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140 указывает на наличие инструктивно-методических документов по вопросам рекультивации земель и т.д. Данный вопрос не снимается также Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", где регламентируется понятие технического регламента как документа, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ - федеральным законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ, - и устанавливающим обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (ст. 2). Там же устанавливаются виды технических регламентов, порядок разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов и т.д.
3. Нормативный и ненормативный характер правового акта характеризуется прежде всего наличием или отсутствием в нем общеобязательных правил поведения для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение. Должным образом не регламентированы последствия принятия нормативных правовых актов без проведенной государственной экологической экспертизы. В соответствии с п. 5 ст. 18 комментируемого Закона заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в ст. ст. 11 и 12, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным. Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы. Заключения государственной экологической экспертизы по проектам нормативных правовых актов Российской Федерации рассматриваются принимающими эти акты органами государственной власти. "По отношению к законопроектам государственная экологическая экспертиза может быть рассмотрена как деятельность по научному обоснованию допустимости реализации положений законопроекта, носящая рекомендательный характер и не обязывающая Государственную Думу Федерального Собрания принять заключение государственной экологической экспертизы" <*>. В связи с чем напрашивается вопрос о возможности или отсутствии таковой на предмет признания недействующими нормативных правовых актов, принятых без проведения государственной экологической экспертизы. Кроме того, в соответствии со ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Возможна ли какая-либо альтернатива во времени исчисления нормативного правового акта, принятого без проведения государственной экологической экспертизы и при отсутствии в тексте такого нормативного правового акта противоречия законодательству, возможно ли оспаривание данного нормативного правового акта? Ведь по сути речь идет о нарушении процедуры принятия (согласования) нормативного правового акта, а не о противоречии законодательству норм, в нем содержащихся.
--------------------------------
<*> Комментарий к Федеральному закону "Об экологической экспертизе" / Отв. ред. проф. М.М. Бринчук. М.: БЕК, 1999. С. 45.
4. Последние изменения, внесенные Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", касаются исключительно проектов индивидуальных правовых актов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду. Новое положение не исключает требование проведения государственной экологической экспертизы по проектам индивидуальных правовых актов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду полностью, а лишь уточняет отсутствие таковой необходимости, если в целом была проведена государственная экологическая экспертиза документов территориального планирования и документации по планировке территории лесоустроительной и землеустроительной документации, на основании которой уже принимаются индивидуальные правовые акты. На наш взгляд, перечень данных исключений ограничен только территориальной привязкой к местности и речь идет прежде всего об индивидуальных правовых актах об отводах (предоставлении и использовании) земельных участков, участков лесного фонда. Проекты индивидуальных правовых актов, не требующие проведения обязательной государственной экологической экспертизы, должны обладать одновременной совокупностью следующих признаков:
приниматься на основании документов территориального планирования;
приниматься на основании документации по планировке территории;
приниматься на основании лесоустроительной и землеустроительной документации;
документы территориального планирования, документация по планировке территории, лесоустроительная и землеустроительная документации уже должны пройти государственную экологическую экспертизу.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования подразделяются на: документы территориального планирования Российской Федерации, документы территориального планирования субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования муниципальных образований (ст. 9 ГрК РФ). Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (ст. 41 ГрК РФ). В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ до 1 июля 2006 г. в состав государственного градостроительного кадастра должны включаться утверждаемые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации документы территориального планирования, правила землепользования и застройки, документация по планировке территории, иные указанные в ч. 4 ст. 56 ГрК РФ документы и сведения, а также дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках, содержащие в обязательном порядке все разрабатываемые и принимаемые при подготовке документации по планировке территории, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства документы и карты (схемы).
Следующую группу объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня объединяет признак их назначения перед разработкой прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации: материалы, подлежащие утверждению федеральными органами исполнительной власти и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе:
1) проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;
2) проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
3) проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в том числе промышленности;
4) проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации;
5) проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;
6) проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;
7) проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации.
"В этот перечень могут входить, кроме указанных, экологические, инновационные, социально-экономические и другие федеральные или региональные программы, разрабатываемые за счет или с участием федеральных средств. Дать в Законе полный перечень программ не представляется возможным. В связи с этим перечень программ является открытым и может быть дополнен в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области экологической экспертизы" <*>.
--------------------------------
<*> Комментарий к Федеральному закону "Об экологической экспертизе" / Отв. ред. проф. М.М. Бринчук. М.: БЕК, 1999. С. 47.
Критериями для иных программ, подлежащих экспертизе на федеральном уровне, являются: источник ее финансирования (если программа финансируется преимущественно из федерального бюджета) и территория (если программой предусмотрены мероприятия на территории двух и более субъектов Российской Федерации), на которой планируется реализация мероприятий <*>.
--------------------------------
<*> Там же.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации. Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. "Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации" отмечено, что в сфере обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в условиях развития рыночных отношений на федеральном и региональном уровнях основными направлениями региональной политики являются экологически обоснованное размещение производительных сил, предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах Российской Федерации между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия и др. В целом же уровень развития производительных сил государства должен определяться наукой - как социально значимой отраслью (ст. 11 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" в ред. от 12 июля 1996 г.).
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют ряд полномочий в области экологической экспертизы.
Так, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400) в числе иных полномочий организует и проводит в порядке, определяемом Правительством РФ, государственную экологическую экспертизу:
проектов правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативным воздействиям на природные ресурсы, нормативно-технических и инструктивно-методических документов органов государственной власти Российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на использование природных ресурсов;
материалов, подлежащих утверждению органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и предшествующих разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе:
проектов генеральных планов развития территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
проектов генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
проектов схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;
проектов комплексных схем охраны природы Российской Федерации и территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования;
документации, обосновывающей соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, субъектов Российской Федерации и местного значения, а также программ реабилитации этих территорий;
проектов схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
документации об изменении функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалов, обосновывающих перевод лесных земель в нелесные;
иных видов документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на охрану и использование природных ресурсов.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401) организует и проводит в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу:
проектов правовых актов, международных договоров Российской Федерации, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую среду (за исключением экспертизы объектов в сфере природопользования), утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
подлежащих утверждению органами государственной власти Российской Федерации материалов, предшествующих разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе:
проектов комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую среду;
проектов схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации;
проектов межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;
технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации, осуществление которых может оказывать воздействие на окружающую среду, в том числе на окружающую среду сопредельных государств;
материалов по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающих использование природных ресурсов;
материалов, обосновывающих безопасность лицензируемой деятельности, способной оказывать техногенное воздействие на окружающую среду;
проектов технической документации на новые технологии и технику;
иных видов документации, касающейся хозяйственной и другой деятельности, которая способна оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду (за исключением экспертизы объектов в сфере природопользования).
К следующей группе объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня относятся:
технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которые превышает 500 тыс. долларов;
технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.
В настоящее время Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору подготовлен проект Постановления Правительства РФ "О совершенствовании государственного управления в области экологической экспертизы", разграничивающий объекты государственной экологической экспертизы несколько иным образом в строгом соответствии с положениями ст. ст. 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" установлено, что выбор мест размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется с соблюдением требований законодательства при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Проекты, по которым не имеется положительных заключений государственной экологической экспертизы, утверждению не подлежат, и работы по их реализации финансировать запрещается. Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных норм и правил. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды (ст. ст. 35 - 37). Это говорит о необходимости проведения государственной экологической экспертизы как на стадии предоставления земельного участка в рамках выбора места размещения объекта, так и на стадии строительства - уже на сам проект строительства. Комментируемая статья выделяет разновидности объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе федерального уровня исходя из видов производств федерального уровня: вооружение, крупные предприятия с иностранными инвестициями, - а также проектов, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов РФ. При этом надо заметить, что определить возможное оказание воздействия на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов РФ заранее сложно.
Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте от 25 февраля 1991 г. устанавливает, что стороны на индивидуальной или коллективной основе принимают все надлежащие и эффективные меры по предотвращению значительного вредного трансграничного воздействия в результате планируемой деятельности, а также по его уменьшению и контролю за ним. Под планируемой деятельностью в Конвенции понимается любая деятельность или любое существенное изменение в той или иной деятельности, требующее принятия решения компетентным органом в соответствии с применимой национальной процедурой. Договаривающаяся сторона, под юрисдикцией которой намечается осуществление планируемой деятельности, должна учитывать, что оценка воздействия на окружающую среду, т.е. национальная процедура оценки возможного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, проводится до принятия решения о санкционировании или осуществлении планируемого вида деятельности, включенного в перечень Конвенции, который может оказывать значительное вредное трансграничное воздействие. Под воздействием понимаются любые последствия планируемой деятельности для окружающей среды, включая здоровье и безопасность людей, флору, фауну, почву, воздух, воду, климат, ландшафт, исторические памятники и другие материальные объекты или взаимосвязь между этими факторами, последствия для культурного наследия или социально-экономических условий, являющихся результатом изменения этих факторов. В вышеуказанный перечень видов деятельности входят:
1) нефтеочистительные заводы (за исключением предприятий, производящих только смазочные материалы из сырой нефти) и установки для газификации и сжижения угля или битуминозных сланцев производительностью 500 т или более в день;
2) тепловые электростанции и другие установки для сжигания тепловой мощностью 300 мегаватт или более, а также атомные электростанции и другие сооружения с ядерными реакторами (за исключением исследовательских установок для производства и конверсии расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность которых не превышает 1 киловатт постоянной тепловой нагрузки);
3) установки, предназначенные исключительно для производства или обогащения ядерного топлива, регенерации отработанного ядерного топлива или сбора, удаления и переработки радиоактивных отходов;
4) крупные установки для доменного и мартеновского производства и предприятия цветной металлургии;
5) установки для извлечения асбеста и переработки и преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов: в отношении асбестоцементных продуктов - с годовым производством более 20000 т готовой продукции; в отношении фрикционных материалов - с годовым производством более 50 т готовой продукции; и в отношении других видов применения асбеста - с использованием более 200 т в год;
6) химические комбинаты;
7) строительство автомагистралей, скоростных дорог, трасс для железных дорог дальнего сообщения и аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы в 2100 м или более;
8) нефте- и газопроводы с трубами большого диаметра;
9) торговые порты, а также внутренние водные пути и порты для внутреннего судоходства, допускающие проход судов водоизмещением более 1350 т;
10) установки по удалению отходов для сжигания, химической переработки или захоронения токсических и опасных отходов;
11) крупные плотины и водохранилища;
12) деятельность по забору подземных вод в случае, если годовой объем забираемой воды достигает 10 млн. куб. м или более;
13) производство целлюлозы и бумаги с получением в день 200 или более метрических тонн продукции, прошедшей воздушную сушку;
14) крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение на месте металлических руд и угля;
15) добыча углеводородов на континентальном шельфе;
16) крупные склады для хранения нефтяных, нефтехимических и химических продуктов;
17) вырубка лесов на больших площадях.
Кроме того, Конвенцией предусмотрено положение, согласно которому заинтересованные стороны проводят по инициативе любой из сторон консультации относительно возможности того, что какой-либо вид или виды планируемой деятельности, которые не вошли в указанный перечень, будут оказывать значительное вредное трансграничное воздействие.
Общие принципы для определения критериев следующие.
Масштабы. Планируемые виды деятельности, масштабы которых являются большими для данного типа деятельности.
Район. Планируемые виды деятельности, которые осуществляются в особо чувствительных или важных с экологической точки зрения районах или в непосредственной близости от них (например, сильно увлажненные земли, определенные в рамках Рамсарской конвенции, национальные парки, природные заповедники, зоны, представляющие особый научный интерес, или памятники археологии, культуры или истории); а также планируемые виды деятельности в районах, в которых особенности планируемой хозяйственной деятельности могут оказывать значительное воздействие на население.
Последствия. Планируемые виды деятельности, оказывающие особенно сложное и потенциально вредное воздействие, включая такие виды воздействия, которые влекут за собой серьезные последствия для людей и ценных видов флоры и фауны и организмов, угрожают нынешнему или возможному использованию затрагиваемого района и приводят к возникновению нагрузки, превышающей уровень устойчивости среды к внешнему воздействию.
С этой целью заинтересованные стороны рассматривают планируемые виды деятельности, осуществляемые в непосредственной близости от международных границ, а также виды планируемой деятельности, осуществляемые в более отдаленных районах, которые могут оказывать значительное трансграничное воздействие на большом удалении от места развертывания хозяйственной деятельности.
Самостоятельными объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня выделяются материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации. "Материалы по созданию организаций горнодобывающей промышленности были выделены в статье в связи с тем, что система проектирования объектов по разработке месторождений не в полном объеме совпадает с системой проектирования по объектам хозяйственной деятельности, утвержденной Госстроем России. Проведение государственной экологической экспертизы по этим объектам позволяет оценить на этапе создания этих организаций ее финансовые и материальные возможности по обеспечению рационального недропользования, достаточность имеющихся в этих организациях средств и возможностей по сохранению качества окружающей среды" <*>.
--------------------------------
<*> Комментарий к Федеральному закону "Об экологической экспертизе" / Отв. ред. проф. М.М. Бринчук. М.: БЕК, 1999. С. 51.
При определении природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации, необходимо руководствоваться нормами природоресурсного законодательства. Обращаем внимание, что речь идет не о собственности Российской Федерации на природные ресурсы, а о природных ресурсах, находящихся в ее ведении. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Формулировка о природных ресурсах, находящихся в ведении Российской Федерации, несколько осложняет применение настоящего положения и расширительно его толкует.
Проекты международных договоров также отнесены законодателем к объектам обязательной государственной экологической экспертизы федерального уровня. Причем в соответствии со ст. 18 Закона об экологической экспертизе несоблюдение требования обязательного проведения государственной экологической экспертизы проекта международного договора является основанием для признания его недействительным. Интересно то, что законодатель не выделяет те международные договоры, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, а говорит обо всех проектах международных договоров без исключения. Ни Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., ни Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" не упоминают о процедуре проведения экологической экспертизы проектов разновидностей международных договоров: договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами и нотами и др.
Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью ее правовой системы. Международный договор означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования.
Заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. Международные договоры РФ заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера). В соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" предложения о заключении международных договоров РФ до их представления Президенту РФ или в Правительство РФ согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными органами государственной власти РФ, органами государственной власти соответствующих субъектов РФ. Предложение о заключении международного договора должно содержать проект договора или его основные положения, обоснование целесообразности его заключения, определение соответствия проекта договора законодательству РФ, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий заключения договора.
Возможно ли применительно к вышесказанному определить проведение государственной экологической экспертизы проекта международного договора как иное последствие заключения договора, а ее проведение - как процедуру согласования с заинтересованным федеральным органом исполнительной власти?
Кроме того, проведение государственной экологической экспертизы - мероприятие не бесплатное. Если же затрагивать вопрос о признании международного договора недействительным по причине непроведения государственной экологической экспертизы его проекта, следует отметить следующее.
Во-первых, согласно Венской конвенции о праве международных договоров каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться.
Во-вторых, прекращение договора или выход из него участника могут иметь место только в соответствии с положениями договора или в любое время с согласия всех участников по консультации с прочими договаривающимися государствами.
В-третьих, право международных договоров не знает императивной нормы о том, что нарушение процедуры национального права при принятии и рассмотрении проекта международного договора является основанием для признания его недействительным. Следует также отметить, что в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" к полномочиям Конституционного Суда РФ относится разрешение дел о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров РФ. Как видим, внутригосударственное законодательство вправе рассматривать законность только проекта, а не вступившего в силу международного договора РФ. Если же противоречие тексту Конституции РФ в договоре не наблюдается, а нарушена только процедура по согласованию текста международного договора, компетенция Конституционного Суда РФ по данному предмету ставится под сомнение. К подсудности Верховного Суда РФ в соответствии со ст. 27 ГПК РФ этот предмет разбирательства также не подпадает.
В силу Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД, установлено следующее.
Проект федерального закона о ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого для Российской Федерации выражено в форме федерального закона, вносится в Государственную Думу Президентом РФ или Правительством РФ вместе с заверенной копией официального текста этого договора и документами, содержащими:
а) обоснование целесообразности его ратификации, прекращения или приостановления;
б) определение соответствия этого договора законодательству Российской Федерации;
в) оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации указанного договора, включая при необходимости предусмотренное ст. 104 Конституции РФ заключение Правительства РФ.
В случае внесения в Государственную Думу на основании ст. 104 Конституции РФ проекта федерального закона о ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора Российской Федерации субъектом права законодательной инициативы, иным, чем Президент РФ или Правительство РФ, Государственная Дума принимает постановление о направлении внесенного законопроекта Президенту РФ для предложений по данному законопроекту. Исходя из содержания международного договора Совет Государственной Думы определяет ответственный комитет по подготовке международного договора к ратификации, прекращению или приостановлению и направляет проект федерального закона с сопроводительными материалами на заключение в ответственный комитет, в Комитет Государственной Думы по международным делам и (или) в Комитет Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками в соответствии с вопросами их ведения. Решением Совета Государственной Думы к участию в подготовке заключений по международному договору привлекаются другие комитеты палаты. Ответственный комитет, Комитет Государственной Думы по международным делам и (или) Комитет Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками могут запрашивать у соответствующих государственных органов дополнительную информацию, касающуюся представленного на ратификацию, прекращение или приостановление действия международного договора, привлекать к оценке этой информации и текста международного договора независимых экспертов. Если согласно ст. 125 Конституции РФ в Конституционный Суд РФ был направлен запрос о соответствии Конституции РФ внесенного на ратификацию международного договора, то до вынесения Конституционным Судом РФ решения по этому вопросу Государственная Дума не рассматривает проект федерального закона о ратификации международного договора.
Следующим объектом обязательной государственной экологической экспертизы, проводимой на федеральном уровне, является документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении Российской Федерации. Соглашение о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - соглашение) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
В ныне утратившем силу Законе РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР" было установлено, что предоставление иностранным инвесторам прав на разработку и освоение возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов и проведение хозяйственной деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государственной собственности, но не переданных предприятиям, учреждениям, организациям в полное хозяйственное ведение или оперативное управление, осуществляются на основании концессионных договоров, заключаемых с иностранными инвесторами Советом Министров РСФСР или иным уполномоченным на то государственным органом в порядке, установленном законодательством РСФСР о концессиях. Срок действия концессионного договора определялся в зависимости от характера и условий концессии, но не мог быть более 50 лет.
В настоящее время порядок предоставления прав иностранным инвесторам на освоение и разработку недр регламентируется Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции".
Данный пункт опять оперирует понятием природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации, говоря о договорах, предусматривающих использование природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации. Как уже было сказано, речь идет не о принадлежности собственности. При реализации положения необходимо отталкиваться от компетенции федеральных органов исполнительной власти по конкретным случаям, предусмотренным в природоресурсном и природоохранном законодательстве.
Следующим объектом обязательной государственной экологической экспертизы, проводимой на федеральном уровне, являются материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, выдача которых относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции федеральных органов исполнительной власти. Лицензируемые виды деятельности в соответствии с законодательством о лицензировании в Российской Федерации в целом можно разделить на две группы:
подпадающие под юрисдикцию специального федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности;
не подпадающие под юрисдикцию специального федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности.
Причем для применения комментируемого положения Закона об экологической экспертизе указанное разграничение не является определяющим признаком для отнесения к объекту обязательной государственной экологической экспертизы, проводимой на федеральном уровне. Ключевым для этого признаком является способность лицензируемой деятельности оказать воздействие на окружающую природную среду. Во-первых, не говорится о том, какое воздействие - положительное или отрицательное; во-вторых, в законодательстве отсутствует исчерпывающий или даже примерный перечень видов деятельности, способных оказать воздействие на окружающую природную среду; в-третьих, отсутствует определяемый исчерпывающий перечень самих материалов обоснования лицензий, что в целом приводит как к расширительному толкованию указанного положения, так и спорным ситуациям.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. от 21 марта 2005 г.) регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, в соответствии с перечнем, предусмотренным данным Федеральным законом. Действие этого Закона не распространяется на использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира; деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии.
Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В соответствии с указанным Законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;
деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;
предоставление услуг в области шифрования информации;
разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;
деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;
деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;
деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией;
разработка вооружения и военной техники;
производство вооружения и военной техники;
ремонт вооружения и военной техники;
утилизация вооружения и военной техники;
торговля вооружением и военной техникой;
производство оружия и основных частей огнестрельного оружия;
производство патронов к оружию и составных частей патронов;
торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия;
торговля патронами к оружию;
экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
разработка и производство боеприпасов и их составных частей;
утилизация боеприпасов и их составных частей;
выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия;
эксплуатация взрывоопасных производственных объектов;
эксплуатация пожароопасных производственных объектов;
эксплуатация химически опасных производственных объектов;
деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
производство взрывчатых материалов промышленного назначения;
хранение взрывчатых материалов промышленного назначения;
применение взрывчатых материалов промышленного назначения;
деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения;
производство пиротехнических изделий;
деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с национальным стандартом;
деятельность по предупреждению и тушению пожаров;
производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
производство маркшейдерских работ;
деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
геодезическая деятельность;
картографическая деятельность;
выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;
выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;
деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
фармацевтическая деятельность;
производство лекарственных средств;
производство медицинской техники;
техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан;
культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ;
деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
перевозки морским транспортом пассажиров;
перевозки морским транспортом грузов;
перевозки внутренним водным транспортом пассажиров;
перевозки внутренним водным транспортом грузов;
перевозки воздушным транспортом пассажиров;
перевозки воздушным транспортом грузов;
перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом;
перевозки железнодорожным транспортом грузов;
перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа;
транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути;
сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах;
погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте;
погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах;
погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте;
деятельность по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;
деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;
деятельность по производству и реализации специального игрового оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса;
деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино);
деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов);
оценочная деятельность;
негосударственная (частная) охранная деятельность;
негосударственная (частная) сыскная деятельность;
заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;
заготовка, переработка и реализация лома черных металлов;
деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
деятельность по разведению племенных животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
деятельность по производству и использованию племенной продукции (материала) (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей;
аудиторская деятельность;
деятельность инвестиционных фондов;
деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;
деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
деятельность по производству элитных семян (семян элиты);
деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений;
осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений;
космическая деятельность;
медицинская деятельность;
деятельность по продаже электрической энергии гражданам;
деятельность по обеспечению авиационной безопасности;
туроператорская деятельность;
турагентская деятельность;
проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
Что касается использования природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира, подлежащих лицензированию, следует руководствоваться нормами специального природоресурсного законодательства. Не все виды пользования природными ресурсами подлежат лицензированию. Например, право пользования земельными участками не требует получения специальных разрешительных документов в виде лицензии. Другое дело, что
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня. Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:
Вернутся в раздел Комментарии к законам