документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля с органами местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
2. Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном объеме и в порядке, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и в количестве, соответствующих требованиям пунктов 1 и 2 настоящей статьи.
4. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
5. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статьи 7 и 8 Федерального закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". 6. Проведение государственной экологической экспертизы должно осуществляться в соответствии со статьями 7, 8, 15, 16 и 17 настоящего Федерального закона, а также в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
7. Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона.
8. Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда.
Комментарий к статье 14
Комментируемая статья устанавливает требуемый состав документов для государственной экологической экспертизы, в том числе повторной. Документация должна соответствовать по форме и по содержанию установленным требованиям. Сегодня в части, не противоречащей изменениям настоящего Федерального закона, продолжают действовать следующие нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения государственной экологической экспертизы: Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698 "Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы"; Приказ МПР РФ от 9 июля 2003 г. N 575 "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке материалов, представляемых на Государственную экологическую экспертизу"; Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации"; Приказ Госкомэкологии РФ от 17 июня 1997 г. N 280 "Об утверждении "Регламента проведения государственной экологической экспертизы". С точки зрения сформулированного положения Закона и Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, в состав документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, обязательно (без всяких исключений) должны входить материалы оценки воздействия на окружающую природную среду. В соответствии с вышеназванным Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации материалы по оценке воздействия - это комплект документации, подготовленный при проведении оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и являющийся частью документации, представляемой на экологическую экспертизу. Оценка воздействия на окружающую среду - это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий. В соответствии с п. 1.3 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации порядок и содержание работ, состав документации по оценке воздействия на окружающую среду определяются действующим законодательством РФ, в соответствии с видами и (или) конкретными характеристиками намечаемой деятельности, в установленном порядке. Если форма заключения государственной экологической экспертизы утверждена Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 28 сентября 1995 г. N 392 и является единой формой, то единая форма материалов по оценке воздействия на окружающую среду законодательством РФ не установлена. Если государственную экологическую экспертизу осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, то подготовку материалов по оценке воздействия на окружающую среду осуществляет так называемый заказчик - юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности, и представляющее документацию по намечаемой деятельности на экологическую экспертизу, и исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду - физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду (заказчик или физическое/юридическое лицо, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду). Законодательством четко не определены последствия отсутствия в материалах, представляемых на государственную экологическую экспертизу, документов по оценке воздействия на окружающую среду. Возможно ли по данному основанию признать результаты государственной экологической экспертизы незаконными? Чтобы пресечь расширительное толкование понятия "намечаемая хозяйственная и иная деятельность", следовало бы дать, исходя из содержания ст. ст. 11 и 12 настоящего Закона, конкретные параметры таковой, дабы избежать сомнений в определении тех материалов, которые в обязательном порядке требуют подготовки документов по оценке воздействия на окружающую среду. В противном случае при буквальном толковании действующих норм издание любого нормативного акта представляет собой иную деятельность, а следовательно, требует подготовки материалов по оценке воздействия на окружающую среду и т.д. То же можно отметить в отношении материалов обсуждений с гражданами и общественными организациями. "При выполнении требования о перечне материалов, которые должны представляться на государственную экологическую экспертизу, несмотря на то, что он определен в Законе, важно иметь в виду, что такой перечень зависит от характера объекта экспертизы. Не для всех объектов требуется представлять в полном объеме материалы, предусмотренные в п. 1 ст. 14" <*>. Наилучшим вариантом было бы издание специальных подзаконных нормативных актов по подготовке материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу по отдельным объектам.
--------------------------------
<*> Комментарий к Федеральному закону "Об экологической экспертизе" / Отв. ред. проф. М.М. Бринчук. М.: БЕК, 1999. С. 67.
Начало срока проведения государственной экологической экспертизы зависит от условий ее полной предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, приемки комплекта всех необходимых документов. Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды был издан Приказ от 22 апреля 1998 г. N 238 "Об утверждении Положения о порядке определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы документации". Статьей 62 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" признаны утратившими силу ст. 7 "Полномочия, права и обязанности федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы" и ст. 8 "Полномочия, права и обязанности территориальных специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы" Закона об экологической экспертизе. Поэтому ссылка Закона в п. 6 ст. 14 действующей редакции Закона об экологической экспертизе на ст. ст. 7 и 8 настоящего Закона как регламентирующие порядок проведения государственной экологической экспертизы, вероятно, является технической ошибкой.
Комментируемая статья устанавливает также, что повторное проведение государственной экологической экспертизы возможно только на основании решения суда или арбитражного суда. На наш взгляд, здесь есть двусмысленное содержание по следующему основанию. Представим себе добросовестного природопользователя, не успевшего в срок, указанный в положительном заключении государственной экологической экспертизы, осуществить строительство определенного объекта и приостановившего строительные работы с целью получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на новый срок. Как в соответствии со ст. 11, так и в соответствии со ст. 12 обязательной государственной экологической экспертизе подлежат объекты государственной экологической экспертизы, приведенные в указанных статьях и ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Данная экспертиза, по сути, является повторной. Получается, что простого обращения в федеральный орган для проведения государственной экологической экспертизы после истечения срока будет недостаточно, а природопользователю требуется обращение в суд. Или в суд должен обратиться сам федеральный орган? Этот пример не единственный. На наш взгляд, содержание п. 8 ст. 14 настоящего Закона должно относиться не к случаям повторного проведения государственной экологической экспертизы по обоюдному согласию сторон при наступлении указанных случаев ст. ст. 11 и 12 Закона об экологической экспертизе, а для процедуры пересмотра результатов ранее проведенной государственной экологической экспертизы либо при уклонении одной из сторон от ее проведения при наступлении обязательных случаев повторного проведения государственной экологической экспертизы при наступлении случаев ст. ст. 11 и 12 Закона об экологической экспертизе. Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям ст. 18 комментируемого Закона.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 14. Порядок проведения государственной экологической экспертизы. 1. Государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов:
Вернутся в раздел Комментарии к законам