1. Комментируемая статья содержит положения, направленные как на информационное обеспечение деятельности Общественной палаты, что указано непосредственно в названии статьи, так и на обеспечение доступа широких кругов общественности к рассматриваемым Общественной палатой вопросам, а также к результатам работы Общественной палаты (непосредственно в комментируемом Законе (ч. 3 ст. 21) предусмотрено доведение Общественной палатой до сведения граждан Российской Федерации информации о гражданских инициативах).
В указанных целях ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено создание сайта Общественной палаты в международной компьютерной сети Интернет, т.е. официального сайта Общественной палаты.
Сайт Общественной палаты в сети Интернет согласно ч. 1 комментируемой статьи создает и поддерживает аппарат Общественной палаты, что соответствует его основному предназначению, закрепленному в ч. 1 ст. 26 Закона, - обеспечение деятельности Общественной палаты. Частью 5 ст. 30 Закона установлено, что сайт Общественной палаты в международной компьютерной сети Интернет должен быть создан аппаратом Общественной палаты в течение двух месяцев со дня первого пленарного заседания Общественной палаты первого состава.
2. В части 2 комментируемой статьи установлена обязанность общероссийских государственных организаций телерадиовещания еженедельно выпускать в эфир на одном из общероссийских телеканалов и на одном из общероссийских радиоканалов обзорные информационно-просветительские программы по плану, утвержденному Общественной палатой. При этом согласно ч. 2 комментируемой статьи объем эфирного времени на каждом из указанных телеканалов и радиоканалов не может быть менее 60 минут в месяц.
Приведенные положения закреплены по аналогии со ст. 7 Федерального закона от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" <*>, которой установлено следующее:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 170.
государственные федеральные аудиовизуальные средства массовой информации должны еженедельно, за исключением времени, когда заседания Совета Федерации и Государственной Думы не проводятся, выпускать в эфир по одному из общероссийских телеканалов и по одному из общероссийских радиоканалов обзорные информационно-просветительские программы продолжительностью не менее 45 минут об итогах работы Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе, о проведении парламентских слушаний, об истории и практике российского и зарубежного парламентаризма, об укреплении российской государственности, о содержании и применении основных положений Конституции РФ, законов и иных правовых актов, принимаемых в Российской Федерации;
порядок вещания разрабатывается руководством редакций соответствующих средств массовой информации по представлению пресс-служб Совета Федерации и Государственной Думы;
государственные федеральные аудиовизуальные средства массовой информации должны обеспечить прием этих программ телезрителями и радиослушателями на территориях всех субъектов Российской Федерации.
Как определено в ст. 3 Федерального закона "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", под государственным федеральным средством массовой информации в смысле указанного Федерального закона понимается средство массовой информации, учредителем которого выступает федеральный орган государственной власти, а под информационными программами - ежедневные теле- и радиопрограммы новостей, за исключением авторских информационно-аналитических программ.
3. Частью 3 комментируемой статьи предусмотрено учреждение Общественной палатой периодического издания, т.е. официального издания Общественной палаты. Непосредственно в комментируемом Законе (ст. 22) предусмотрена публикация в периодическом издании Общественной палаты доклада о состоянии гражданского общества в Российской Федерации.
Учреждение периодического издания Общественной палаты предусмотрено исходя из общего принципа, закрепленного ч. 3 ст. 15 Конституции РФ: законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 17 Закона), решения Общественной палаты, принимаемые в иных формах, нежели заключения, предложения и обращения, носят не рекомендательный характер, а обязательный характер и обладают признаками нормативных правовых актов.
Официальным периодическим изданием Федерального Собрания в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (в ред. Федерального закона от 22 октября 1999 г. N 185-ФЗ) <*> является "Парламентская газета". Там же установлено, что федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в "Парламентской газете"; обязательному опубликованию в "Парламентской газете" подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801; 1999. N 43. Ст. 5124.
Согласно ст. 7 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" Собрание законодательства Российской Федерации является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов.
Статьей 4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (в ред. Федерального закона от 22 октября 1999 г. N 185-ФЗ) установлено, что официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" <*> акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания. Официальным опубликованием актов Правительства РФ считается публикация их текстов в "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации. Официальными являются также тексты актов Правительства РФ, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663.
Пунктом 9 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (в ред. Указа Президента РФ от 13 августа 1998 г. N 963 <*>) установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".
--------------------------------
<*> Там же. 1998. N 33. Ст. 3967.
В пункте 38 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ <*>) предусмотрена возможность учреждения печатного средства массовой информации для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иной официальной информации.
--------------------------------
<*> Там же. 2003. N 27. Ч. 2. Ст. 2709.
Согласно ч. 3 ст. 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 27. Информационное обеспечение деятельности Общественной палаты. Комментарий к статье 27
Вернутся в раздел Комментарии к законам