выдвигать предложения о проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;
направлять в письменной форме федеральному органу исполнительной власти и его территориальным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
получать от федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов в области экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
2. При подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.
Комментарий к статье 19
Комментируемая статья закрепляет перечень прав граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы. Базовым экологическим правом, из которого вытекают все иные экологические права, является закрепленное ст. 42 Конституции РФ право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Перечень прав граждан и общественных организаций (объединений), предусмотренный комментируемой статьей, не является закрытым, т.е. иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут устанавливаться иные права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы.
Кроме того, граждане и общественные организации (объединения) могут совершать иные действия, не предусмотренные Законом об экологической экспертизе. Главным критерием допустимости таких действий является факт соответствия указанных действий граждан и общественных организаций (объединений) законодательству Российской Федерации, прежде всего Конституции РФ.
Указанные полномочия основываются на положениях гл. 2 Конституции РФ "Права и свободы человека и гражданина":
Общие права граждан и их объединений. Экологическое содержание и специфику им придает экологическое законодательство Российской Федерации. Прежде всего, полномочия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды закреплены в Законе об охране окружающей среды.
В соответствии с его ст. ст. 11, 12 граждане, общественные и иные некоммерческие объединения обладают рядом прав.
Так, граждане в области охраны окружающей среды обладают следующими правами:
создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
Общественные и иные некоммерческие объединения в области охраны окружающей среды обладают следующими правами:
разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;
оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;
обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;
участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;
подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
Указанные полномочия могут использоваться гражданами, общественными и некоммерческими объединениями и в процессе проведения государственной и общественной экологической экспертизы.
Из сравнительного анализа Закона об экологической экспертизе и Закона об охране окружающей среды можно сделать вывод о том, что Закон об охране окружающей среды расширяет круг общественных организаций (объединений) за счет включения в него иных некоммерческих объединений, которые по Закону об экологической экспертизе не наделены правами в области экологической экспертизы.
Устанавливая права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы, комментируемая статья тем самым создает один из важных элементов механизма общественного экологического контроля, предусмотренного ст. 68 Закона об охране окружающей среды. Эта статья устанавливает, что общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
В числе полномочий граждан и общественных организаций (объединений), предусмотренных комментируемой статьей, указаны правомочия выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории, и направлять в письменной форме федеральному органу исполнительной власти и его территориальным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Указанным правам корреспондируется обязанность экспертной комиссии государственной экологической экспертизы при подготовке заключения государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы рассматривать материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение. Представляется, что указанное требование должно выполняться и при проведении общественной экологической экспертизы. При этом следует отметить, что предложения граждан и общественных организаций (объединений), общественное мнение не являются обязательными для экспертов экологической экспертизы, носят информационный и рекомендательный характер.
Однако общественное мнение должно учитываться при проведении экологической экспертизы, особенно государственной, поскольку эксперты в заключении дают ответ не только на вопрос о соответствии планируемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, но и о допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствиях реализации объекта экологической экспертизы. Поэтому при подготовке индивидуальных и сводного заключения экспертная комиссия должна дать мотивированный ответ на предложения граждан и общественных организаций (объединений), направленные в экспертную комиссию.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 19. Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы. 1. Граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:
Вернутся в раздел Комментарии к законам