Кодекс РСФСР Об административных правонарушениях утратил силу с 1 июля 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ. По вопросу, касающемуся административной ответственности за нарушение законодательства об экологической экспертизе см. статью 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Лица, виновные в совершении нарушений, которые указаны в статье 30 настоящего Федерального закона, если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом РСФСР "Об административных правонарушениях".
Комментарий к статье 32
Комментируемый Закон вступил в силу в период действия Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, утв. ВС РСФСР 20 июня 1984 г., не предусматривавшего специальных составов административных правонарушений в области осуществления экологической экспертизы.
Действующим КоАП РФ, вступившим в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <*> (в ред. от 29 декабря 2004 г.) в силу с 1 июля 2002 г., все составы административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды и природопользования были объединены по объекту деяния в единую гл. 8, которая является самой большой из семнадцати глав Особенной части КоАП РФ (40 статей). Однако необходимо отметить, что часть составов административных правонарушений, косвенно посягающих на окружающую среду и природные ресурсы, содержится также в гл. 7 "Административные правонарушения в области охраны собственности", часть - в гл. 10 "Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель".
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2.
Законодательного определения понятия административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования нет. Между тем в доктрине экологического права существует определение понятия "административное экологическое правонарушение". Так, под административным экологическим правонарушением следует понимать посягающее на экологический правопорядок, экологические права и свободы граждан, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием и охраной окружающей среды противоправное виновное (умышленное или неосторожное) действие (бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность <*>.
--------------------------------
<*> См.: О.Л. Дубовик. Экологическое право в вопросах и ответах. М.: 2001. С. 137.
В настоящее время действующим КоАП РФ административная ответственность установлена за нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4), в частности: за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализацию проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы (ч. 1); осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы (ч. 2) и за незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы (ч. 3). За совершение данных деяний административному наказанию в виде штрафа в размерах, установленных нормами данной статьи, могут быть подвергнуты как физические и должностные, так и юридические лица.
Общие требования к правоспособности физических лиц установлены ст. 2.3 КоАП РФ. Согласно ее положениям, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.
Должностные лица, в соответствии с нормами ст. 2.4, привлекаются к административной ответственности лишь в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Положениями данной статьи дается толкование понятия "должностное лицо", а именно: им следует признавать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Причем необходимо отметить, что если законом не установлено иное, то административную ответственность как должностные лица несут руководители и работники иных организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Что же касается юридических лиц, то ст. 2.10 устанавливает, что они могут быть привлечены к административной ответственности в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, либо в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Большое значение имеет деятельность органов прокуратуры по надзору за соблюдением экологического законодательства, в том числе и законодательства об экологической экспертизе.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 32. Административная ответственность. ------------------------------------------------------------------
Вернутся в раздел Комментарии к законам