Комментарии к законам

Статья 7. Органы управления особыми экономическими зонами. Комментарий к статье 7



В статье определены органы управления особыми экономическими зонами.
1. Разработка единой государственной политики в сфере создания и функционирования особых экономических зон возлагается на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон).
Единую систему исполнительной власти в Российской Федерации образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ (п. 2 ст. 77 Конституции). Органы местного самоуправления не входят в систему "органов исполнительной власти всех уровней". В соответствии со ст. 132 Конституции органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В соответствии с п. 1 - 2 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (в ред. Указа Президента РФ от 20.05.2004 N 649) в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ, - постановлением Правительства РФ.
Для целей Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314:
а) под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;
б) под функциями по контролю и надзору понимаются:
- осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
- выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
- регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;
в) под функциями по управлению государственным имуществом понимаются осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ;
г) под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон, является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 (с изменениями от 28 июля, 13 сентября, 11 октября, 18 ноября, 1 декабря 2004 г., 22 июля 2005 г.):
I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:
Министерство внутренних дел Российской Федерации,
Федеральная миграционная служба,
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
Министерство иностранных дел Российской Федерации,
Министерство обороны Российской Федерации,
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству,
Федеральная служба по оборонному заказу,
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю,
Федеральное агентство специального строительства,
Министерство юстиции Российской Федерации,
Федеральная служба исполнения наказаний,
Федеральная регистрационная служба,
Федеральная служба судебных приставов,
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба),
Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба),
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба),
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба),
Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба),
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство),
Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство);
II. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации,
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития,
Федеральная служба по труду и занятости,
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию,
Федеральное медико-биологическое агентство,
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации,
Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия,
Федеральное архивное агентство,
Федеральное агентство по культуре и кинематографии,
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям,
Министерство образования и науки Российской Федерации,
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам,
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки,
Федеральное агентство по науке и инновациям,
Федеральное агентство по образованию,
Министерство природных ресурсов Российской Федерации,
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования,
Федеральное агентство водных ресурсов,
Федеральное агентство лесного хозяйства,
Федеральное агентство по недропользованию,
Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации,
Федеральное агентство по промышленности,
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии,
Федеральное агентство по энергетике,
Министерство регионального развития Российской Федерации,
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству,
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору,
Федеральное агентство по рыболовству,
Федеральное агентство по сельскому хозяйству,
Министерство транспорта Российской Федерации,
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта,
Федеральное агентство воздушного транспорта,
Федеральное дорожное агентство,
Федеральное агентство железнодорожного транспорта,
Федеральное агентство морского и речного транспорта,
Федеральное агентство геодезии и картографии,
Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации,
Федеральная служба по надзору в сфере связи,
Федеральное агентство по информационным технологиям,
Федеральное агентство связи,
Министерство финансов Российской Федерации,
Федеральная налоговая служба,
Федеральная служба страхового надзора,
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора,
Федеральная служба по финансовому мониторингу,
Федеральное казначейство (федеральная служба),
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации,
Федеральная таможенная служба,
Федеральное агентство по государственным резервам,
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости,
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом,
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами;
III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации:
Федеральная антимонопольная служба,
Федеральная служба по тарифам,
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,
Федеральная служба государственной статистики,
Федеральная служба по финансовым рынкам,
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору,
Федеральное агентство по атомной энергии,
Федеральное космическое агентство,
Федеральное агентство по туризму,
Федеральное агентство по физической культуре и спорту.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 187 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.08.2004 N 443, от 10.09.2004 N 467, от 26.01.2005 N 40) Министерство экономического развития и торговли РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, торговли, имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций, земельных отношений и территориального зонирования, экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, инвестиционной деятельности, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ, мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации, управления государственным материальным резервом, формирования государственного оборонного заказа, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной таможенной службы, Федерального агентства по государственным резервам, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет координацию деятельности Российского фонда федерального имущества.
Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет руководство деятельностью торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах, а также совместно с Министерством иностранных дел РФ деятельностью торгово-экономических отделов посольств Российской Федерации.
Министерство экономического развития и торговли РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по следующим вопросам:
- формирование программ и планов социально-экономических реформ;
- анализ и прогнозирование социально-экономического развития, сводных финансовых балансов по Российской Федерации, субъектам и регионам РФ, отраслям и секторам национальной экономики;
- мониторинг социально-экономических процессов в Российской Федерации;
- торгово-экономические отношения с иностранными государствами;
- торгово-экономические отношения и экономическая интеграция Российской Федерации с государствами - участниками СНГ;
- экономические основы формирования Союзного государства;
- формирование единого экономического пространства;
- экономические отношения Российской Федерации с иностранными государствами, их союзами и международными организациями;
- техническая помощь Европейского союза, иностранных государств и международных организаций;
- внутренняя торговля;
- применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров;
- нетарифное и тарифное регулирование экспорта и импорта товаров, за исключением товаров, подпадающих под действие законодательства РФ об экспортном контроле;
- государственная поддержка выставочно-ярмарочной деятельности;
- экономическое обеспечение государственной программы вооружения, планов и программ военного строительства, правоохранительной деятельности и государственной безопасности;
- мобилизационная подготовка экономики страны;
- государственный оборонный заказ;
- государственный материальный резерв;
- социально-экономическое развитие субъектов РФ и муниципальных образований;
- классификаторы технико-экономической и социальной информации, национальные счета;
- функционирование систем экономической информации;
- государственное регулирование в экономике;
- амортизационная политика;
- управление, распоряжение и приватизация федерального имущества;
- несостоятельность (банкротство) и финансовое оздоровление;
- формирование межгосударственных и федеральных целевых программ;
- определение проектов и программ федерального значения, финансирование которых целесообразно осуществлять за счет государственных заимствований у международных финансовых организаций;
- инвестиционная деятельность и государственные инвестиции;
- государственная поддержка экспорта;
- предпринимательская деятельность, в том числе средний и малый бизнес;
- создание механизмов негосударственного регулирования (саморегулирования) предпринимательской деятельности;
- таможенно-тарифная политика и таможенное дело, за исключением определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств и порядка исчисления и сбора налоговых платежей;
- территориальное зонирование и земельные отношения;
- рынок земли и другой недвижимости;
- кадастровый учет объектов недвижимости;
- закупки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;
- создание российским экспортерам товаров и услуг благоприятных условий для доступа на рынок зарубежных стран (см. п. 1 - 4 Постановления Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 187 "Вопросы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации").
2. Управление особыми экономическими зонами возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его территориальные органы.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, является Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.
В соответствии со статьей 112 Конституции РФ и в целях реализации Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" Указом Президента РФ образовано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, подведомственное Министерству экономического развития и торговли РФ (см. п. 1 Указа Президента РФ 22 июля 2005 года N 855 "О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами", далее в комментируемой статье - Указ).
В соответствии с п. 2 Указа Правительство РФ в 3-месячный срок со дня подписания Указа должно:
- утвердить положение о Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами;
- утвердить предельную численность центрального аппарата и территориальных органов Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами и фонды оплаты труда их работников;
- обеспечить решение финансовых, организационных и иных вопросов, связанных с реализацией Указа;
- привести свои акты в соответствие с Указом.
В соответствии с п. 3 Указа внесено следующее изменение в Структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти": включены в раздел II "Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам" после слов "Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом" слова "Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами".
Указ вступил в силу со дня его подписания (см. п. 4 Указа).
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его территориальные органы (далее также - органы управления особыми экономическими зонами) составляют единую централизованную систему управления особыми экономическими зонами. Финансирование расходов на содержание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Постановлением от 19 августа 2005 г. N 530 Правительства РФ:
- утвердило Положение о Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами (далее в комментируемой статье - Положение);
- разрешило Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами иметь до 5 заместителей руководителя, а также в структуре центрального аппарата до 9 управлений по основным направлениям деятельности Агентства;
- установило предельную численность работников центрального аппарата Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами в количестве 185 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников в размере 8384,5 тыс. рублей (в расчете на квартал);
- установило предельную численность работников территориальных органов Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами в количестве 200 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников в размере 5285,1 тыс. рублей (в расчете на квартал);
- приняло предложение Министерства финансов РФ о выделении Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами во втором полугодии 2005 г. 50647,5 тыс. рублей на финансирование расходов по обеспечению деятельности Агентства и его территориальных органов за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству финансов Российской Федерации в федеральном бюджете на 2005 год по главе 092 (раздел 01 "Общегосударственные вопросы", подраздел 015 "Другие общегосударственные вопросы") функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
- согласилось с предложением Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации о размещении центрального аппарата Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами в г. Москве, Овчинниковская набережная, д. 18/1.
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере управления особыми экономическими зонами, а также по контролю за выполнением соглашений о ведении промышленно-производственной деятельности или соглашений о ведении технико-внедренческой деятельности (см. п. 1 Положения).
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ (см. п. 2 Положения).
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства экономического развития и торговли РФ, а также Положением (см. п. 3 Положения).
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (см. п. 4 Положения).
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ, включая проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд, в том числе для нужд Агентства;
- осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной п. 1 Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству;
- осуществляет управление особыми экономическими зонами в порядке и пределах, предусмотренных законодательством РФ;
- проводит в установленном порядке отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа;
- организует ведение банка данных земельных участков, отведенных для создания особых экономических зон, и объектов недвижимости, находящихся на территории особых экономических зон;
- управляет и распоряжается:
объектами недвижимости, расположенными на территории особой экономической зоны и находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности, в порядке, установленном соглашением о создании особой экономической зоны;
земельными участками в пределах территории особой экономической зоны на основании соглашения о создании особой экономической зоны в соответствии с законодательством РФ;
- осуществляет:
мониторинг реализации соглашений о создании особых экономических зон;
регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов особой экономической зоны;
оформление по заявлению резидента особой экономической зоны приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности;
контроль за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности;
опубликование не реже одного раза в квартал в средствах массовой информации, в том числе в официальных печатных и электронных средствах массовой информации, сведений о наличии не сданных в аренду земельных участков в пределах территории особых экономических зон, государственного и (или) муниципального имущества, расположенного на территории особых экономических зон;
формирование экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам и обеспечение его деятельности;
организационно-техническое обеспечение деятельности наблюдательного совета особой экономической зоны;
- ведет реестр резидентов особой экономической зоны;
- представляет:
сведения о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны и копию соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности в налоговые органы и таможенные органы в срок, предусмотренный Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации";
заявления в судебные органы о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны и о расторжении соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
сведения о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны в налоговые и таможенные органы в срок, предусмотренный Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации";
отчет о результатах функционирования особых экономических зон ежегодно в Министерство экономического развития и торговли РФ;
- принимает от лиц, намеревающихся получить статус резидента особой экономической зоны, заявки на заключение соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности и прилагаемые к ним документы, а от резидентов особой экономической зоны - документы об изменении условий соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности;
- направляет заявителю:
копию описи с отметкой о дате приема заявки и прилагаемых к ней документов или копию описи с отметкой о дате приема документов об изменении условий соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности;
решение о заключении или об отказе в заключении соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, а также об изменении или об отказе в изменении условий такого соглашения, уведомление о заключении или об отказе в заключении соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности, а также об изменении или об отказе в изменении условий такого соглашения;
решение о передаче заявки на заключение соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности в экспертный совет по технико-внедренческим особым экономическим зонам или об отказе в рассмотрении указанной заявки;
- готовит и заключает с заявителем соглашение о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности;
- обеспечивает проведение экспертизы проектной документации и оформляет сводное экспертное заключение;
- выполняет функции заказчика по подготовке документации по планировке территории особой экономической зоны и созданию инженерной, социальной и иной инфраструктуры за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета;
- выдает:
разрешения на строительство, а также получает технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения и передает их гражданам и юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию;
выписки из реестра резидентов особой экономической зоны по требованию резидента особой экономической зоны или по запросам заинтересованных лиц;
резиденту особой экономической зоны свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны;
- принимает решение:
о заключении или об отказе в заключении соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, а также об изменении или об отказе в изменении условий соглашения, о передаче заявки на заключение соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности в экспертный совет по технико-внедренческим зонам или об отказе в рассмотрении указанной заявки;
о проведении плановых комплексных проверок в особых экономических зонах и согласовывает проведение плановых комплексных и внеочередных проверок в особых экономических зонах;
- направляет представителей в состав наблюдательного совета особой экономической зоны;
- осуществляет согласование сведений о номенклатуре товаров, об их количестве и о совершаемых с ними операциях на предмет соответствия условиям соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности;
- заключает с резидентами особой экономической зоны:
договор аренды земельного участка, расположенного в пределах территории особой экономической зоны, для ведения промышленно-производственной деятельности или технико-внедренческой деятельности на срок действия соответствующего соглашения;
договоры аренды государственного и (или) муниципального имущества, расположенного на земельных участках в пределах территории особой экономической зоны, для ведения промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности;
- осуществляет в установленном порядке от имени Российской Федерации распоряжение правами на объекты интеллектуальной собственности и другие научно-технические результаты, созданные за счет средств федерального бюджета по заказу Агентства;
- участвует в формировании государственных информационных ресурсов в части управления особыми экономическими зонами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных организаций и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;
- осуществляет функции государственного заказчика межгосударственных, федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности;
- осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства, его территориальных органов и подведомственных организаций и на финансовое обеспечение возложенных на Агентство функций;
- организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством РФ срок;
- обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
- обеспечивает мобилизационную подготовку центрального аппарата Агентства, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по мобилизационной подготовке;
- организует профессиональную подготовку работников центрального аппарата Агентства и его территориальных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
- взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
- осуществляет в соответствии с законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Агентства;
- организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности;
- осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов Агентства и подведомственных организаций;
- осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ (см. п. 5 Положения).
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
- привлекать в установленном порядке управляющую компанию для выполнения полномочий по управлению объектами недвижимости, расположенными на территории особой экономической зоны и находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности, в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию функций Агентства;
- запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства;
- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства;
- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к компетенции Агентства, научные и иные организации, ученых и специалистов;
- создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
- создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы Агентства;
- отменять решения территориальных органов Агентства, принятые ими с нарушением законодательства РФ (см. п. 6 Положения).
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Установленные ограничения полномочий Агентства не распространяются на полномочия руководителя Агентства по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Агентства, а также по контролю деятельности в возглавляемом им Агентстве (см. п. 7 Положения).
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра экономического развития и торговли РФ.
Руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Агентство полномочий.
Руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром экономического развития и торговли РФ по представлению руководителя Агентства (см. п. 8 Положения).
Руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами:
- распределяет обязанности между своими заместителями;
- представляет Министру экономического развития и торговли РФ:
проект положения об Агентстве;
предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата Агентства и территориальных органов Агентства;
проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Агентства, а также отчет об их исполнении;
предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Агентства;
предложения о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей территориальных органов Агентства;
- утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Агентства;
- назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Агентства;
- решает в соответствии с законодательством РФ о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Агентстве;
- утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Агентства в пределах установленных Правительством РФ фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание центрального аппарата Агентства в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
- утверждает фонд оплаты труда и численность работников каждого территориального органа Агентства в пределах установленных Правительством РФ фонда оплаты труда и численности работников территориальных органов, а также смету расходов на содержание территориальных органов Агентства в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
- на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ издает в пределах своей компетенции приказы по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Агентства, а также по вопросам внутренней организации работы Агентства (см. п. 9 Положения).
Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами и его территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете (см. п. 10 Положения).
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые печати, штампы и бланки установленного образца, счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ (см. п. 11 Положения).
Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 1048-р "О руководителе Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами" руководителем Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами назначен Жданов Юрий Николаевич.
4. Наблюдательный совет особой экономической зоны создается для:
- координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, хозяйствующих субъектов по развитию особой экономической зоны;
- контроля за выполнением соглашения о создании особой экономической зоны;
- контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на обустройство территории особой экономической зоны;
- рассмотрения и утверждения перспективных планов развития особой экономической зоны.
Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля:
- предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
- текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
- последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает право соответствующих законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления на:
- получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
- получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;
- утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;
- создание собственных контрольных органов (Счетная палата РФ, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;
- вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.
Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией РФ, БК РФ, иными нормативными правовыми актами РФ (см. ст. 265 БК РФ).
Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.
Формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправления устанавливаются БК РФ, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления (см. ст. 266 БК РФ).
Федеральное казначейство осуществляет контроль за:
- непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;
- непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;
- соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;
- наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств (см. ст. 267 БК РФ).
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств (см. ст. 268 БК РФ).
Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.
Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений (см. ст. 269 БК РФ).
Контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств (см. ст. 270 БК РФ).
5. В состав наблюдательного совета особой экономической зоны входят:
- представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его соответствующего территориального органа;
- представитель исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
- представитель исполнительно-распорядительного органа муниципального образования,
- представители резидентов особой экономической зоны и иных организаций.
6. В состав наблюдательного совета технико-внедренческой особой экономической зоны помимо лиц, указанных в ч. 5 комментируемой статьи, могут входить представители образовательных организаций (образовательных учреждений) и научно-исследовательских организаций, действующих в границах муниципального образования, на территории которого расположена особая экономическая зона.
7. Полномочия наблюдательного совета особой экономической зоны определяются Положением о наблюдательном совете особой экономической зоны, утвержденным Правительством РФ.




Вернутся в раздел Комментарии к законам