Нормами статьи устанавливается таможенный режим свободной таможенной зоны.
1. Свободная таможенная зона - таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
Таможенный режим - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами (см. пп. 22 п. 1 ст. 11 ТК РФ от 28 мая 2003 г.).
В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных режимов (см. ч. 1 ст. 155 ТК РФ):
1) основные таможенные режимы:
- выпуск для внутреннего потребления;
- экспорт;
- международный таможенный транзит;
2) экономические таможенные режимы:
- переработка на таможенной территории;
- переработка для внутреннего потребления;
- переработка вне таможенной территории;
- временный ввоз;
- таможенный склад;
- свободная таможенная зона (свободный склад);
3) завершающие таможенные режимы:
- реимпорт;
- реэкспорт;
- уничтожение;
- отказ в пользу государства;
4) специальные таможенные режимы:
- временный вывоз;
- беспошлинная торговля;
- перемещение припасов;
- иные специальные таможенные режимы.
Таможенные режимы устанавливаются ТК РФ. Таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада) (см. ч. 2 ст. 155 ТК РФ).
Важно отметить, что в настоящее время правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада) регулируются гл. 12 Таможенного кодекса РФ (утвержденного ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1, в ред. от 29.06.2004, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 января 2005 г.).
Глава 12 Таможенного кодекса РФ от 18.06.1993 N 5221-1 утрачивает силу со дня вступления в силу федерального закона, регулирующего правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада).
Свободная таможенная зона и свободный склад - таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определяемом ТК РФ (см. ст. 75 ТК РФ от 18.06.1993 N 5221-1).
Свободная таможенная зона как территория, на которой действует таможенный режим свободной таможенной зоны, создается по решению Правительства РФ.
Порядок рассмотрения обращения о создании свободной таможенной зоны определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела.
Обращение о создании свободной таможенной зоны должно включать в себя технико-экономическое обоснование необходимости создания такой зоны, планы и программы ее развития.
Правительство РФ вправе отменить решение о создании свободной таможенной зоны, если ее функционирование не соответствует требованиям ТК РФ либо требованиям законодательных актов РФ о такой зоне. В случае отмены указанного решения свободная таможенная зона должна быть ликвидирована в течение шести месяцев (см. ст. 76 ТК РФ от 18.06.1993 N 5221-1 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).
В свободных таможенных зонах и на свободных складах допускается совершение производственных и иных коммерческих операций с товарами, исключая их розничную продажу, при условии соблюдения положений ТК РФ.
В целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и исходя из характера товаров на осуществление операций с товарами в свободных таможенных зонах и на свободных складах могут устанавливаться отдельные запреты и ограничения. Такие запреты и ограничения в отношении свободных таможенных зон устанавливаются Правительством РФ, а в отношении свободных складов - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела.
Таможенные органы РФ могут запрещать отдельным лицам осуществление операций с товарами в свободных таможенных зонах и на свободных складах, если эти лица не соблюдают положений ТК РФ и иных актов законодательства РФ, либо отказывать таким лицам в доступе в свободные таможенные зоны и на свободные склады.
Правительство РФ и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела, в пределах своей компетенции вправе ограничивать или запрещать ввоз отдельных категорий товаров в свободные таможенные зоны либо помещение их на свободные склады (см. ст. 79 ТК РФ от 18.06.1993 N 5221-1 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).
Товары могут находиться в свободных таможенных зонах и на свободных складах без ограничения сроков (см. ст. 80 ТК РФ от 18.06.1993 N 5221-1 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).
При наличии достаточных оснований таможенные органы РФ вправе осуществлять таможенный контроль за товарами, находящимися в свободных таможенных зонах и на свободных складах.
Таможенное оформление товаров, ввозимых в свободные таможенные зоны и помещаемых на свободные склады, а также вывозимых из свободных таможенных зон и со свободных складов, может осуществляться в упрощенном порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела.
Возведение зданий, строений и сооружений в свободной таможенной зоне допускается по согласованию с таможенным органом Российской Федерации (см. ст. 81 ТК РФ от 18.06.1993 N 5221-1 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).
Лица, осуществляющие операции с товарами в свободных таможенных зонах, и владельцы свободных складов ведут учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых товаров и представляют таможенным органам Российской Федерации отчетность об этих товарах в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела. Любые изменения, происходящие с товарами в пределах свободных таможенных зон и свободных складов, должны отражаться в учетных документах (см. ст. 82 ТК РФ от 18.06.1993 N 5221-1 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).
При ввозе иностранных и российских товаров в свободные таможенные зоны или помещении их на свободные склады таможенные пошлины, налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются.
При ввозе товаров с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ и при вывозе товаров с территории свободных таможенных зон и со свободных складов за пределы Российской Федерации таможенные пошлины, налоги взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров.
По просьбе заинтересованного лица таможенные органы РФ удостоверяют происхождение товаров сертификатом в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела.
При отсутствии сертификата товар рассматривается как российский в целях взимания вывозных таможенных пошлин, налогов и применения мер экономической политики при вывозе и как иностранный - в иных целях (см. ст. 83 ТК РФ от 18.06.1993 N 5221-1 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).
При ввозе товаров, предназначенных для вывоза за пределы Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, в свободные таможенные зоны или при помещении их на свободные склады такие товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов либо уплаченные суммы возвращаются, если такое освобождение или возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров. Фактический вывоз таких товаров должен быть осуществлен не позднее шести месяцев со дня возврата таможенных пошлин, налогов или освобождения от них.
При возвращении товаров, подлежащих вывозу за пределы Российской Федерации, с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации либо при неосуществлении фактического вывоза в течение установленных сроков уплачиваются таможенные пошлины, налоги, а также проценты с них по ставкам, устанавливаемым Центральным банком РФ по предоставляемым этим банком кредитам (см. ст. 84 ТК РФ от 18.06.1993 N 5221-1 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).
Ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо, которое ввезло товары в свободную таможенную зону или поместило их на свободный склад (см. ст. 85 ТК РФ от 18.06.1993 N 5221-1 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 11 ТК РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ (вступил в силу с 1 января 2004 г.) основные понятия используются в следующих значениях:
российские товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ, то есть не вывезенные с таможенной территории РФ товары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории РФ, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории РФ;
иностранные товары - товары, не являющиеся российскими товарами;
товары, находящиеся под таможенным контролем, - иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также российские товары при их вывозе с таможенной территории РФ до фактического пересечения таможенной границы.
К таможенным платежам относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
5) таможенные сборы.
Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством РФ.
Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами, взимаются по правилам, предусмотренным ТК РФ для взимания ввозной таможенной пошлины (см. ст. 318 ТК РФ).
Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза (см. п. 5 ст. 5 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе").
Ввозная таможенная пошлина (импортная) - таможенная пошлина, взимаемая государством при ввозе товаров на таможенную территорию. В Российской Федерации ввозная таможенная пошлина представляет собой вид таможенного платежа. В зависимости от цели взимания ввозные пошлины подразделяются на фискальные, протекционистские (покровительственные), антидемпинговые, преференциальные (предпочтительные), компенсационные и др.
Ставки ввозных таможенных пошлин в пределах, установленных Законом РФ "О таможенном тарифе", определяются Правительством РФ. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин, определенные на основании Закона РФ "О таможенном тарифе", увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений Закона РФ "О таможенном тарифе" (см. п. 2 ст. 3 Закона РФ "О таможенном тарифе").
Вывозная таможенная пошлина (экспортная) - таможенная пошлина, взимаемая государством при вывозе товаров за пределы таможенной территории. В Российской Федерации вывозная таможенная пошлина представляет собой вид таможенного платежа.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона РФ "О таможенном тарифе" ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством РФ.
Под налогами (для целей ТК РФ) понимаются НДС и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с НК РФ и ТК РФ (см. пп. 25 п. 1 ст. 11 ТК РФ).
Под внутренними налогами (для целей ТК РФ) понимаются НДС и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории РФ (см. пп. 26 п. 1 ст. 11 ТК РФ).
При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:
1) при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы;
2) при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случаях, если:
1) в соответствии с законодательством РФ или ТК РФ:
- товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами;
- в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;
2) общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей;
3) до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных ТК РФ, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);
4) товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами.
В отношении товаров, выпущенных для свободного обращения на таможенной территории РФ либо вывезенных с этой территории, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случаях, предусмотренных НК РФ (см. ст. 319 ТК РФ).
Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с п. 2 ст. 144 ТК РФ.
При несоблюдении положений ТК РФ о пользовании и распоряжении товарами или о выполнении иных требований и условий, установленных ТК РФ для применения таможенных процедур и таможенных режимов, содержание которых предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов в случаях, прямо предусмотренных ТК РФ, являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.
При неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов.
При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством РФ. Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров (см. ст. 320 ТК РФ).
Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, не может превышать сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения при их ввозе на таможенную территорию РФ, без учета пеней и процентов, за исключением случаев, когда сумма таможенных пошлин, налогов увеличивается вследствие изменения ставок таможенных пошлин, налогов, когда к товарам применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом при заявлении измененного таможенного режима. В указанных случаях суммы уплаченных таможенных пошлин, налогов при предшествующем таможенном режиме подлежат зачету при уплате сумм таможенных пошлин, налогов в соответствии с условиями вновь избранного таможенного режима (см. ст. 321 ТК РФ).
Исчисление таможенных пошлин и налогов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ осуществляется в соответствии с нормами статей главы 28 ТК РФ.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество (см. ст. 322 ТК РФ).
Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств производится в соответствии со статьями главы 33 ТК РФ.
Излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством РФ и ТК РФ.
Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
При обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата. Если уплата или взыскание таможенных пошлин, налогов производились в иностранной валюте, проценты начисляются на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, пересчитанную по курсу ЦБ РФ в валюту РФ на день, когда произошли их излишняя уплата или излишнее взыскание.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится:
- на счет, указанный в заявлении о возврате;
- в валюте РФ (если уплата или взыскание таможенных пошлин, налогов производились в иностранной валюте, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей производится по курсу ЦБ РФ, действующему на день, когда произошли их излишняя уплата или излишнее взыскание).
При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со ст. 356 ТК РФ.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов. Зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей осуществляется применительно к порядку возврата.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
- при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности. В указанном случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов;
- если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
- в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
При наличии задолженности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов таможенный орган вправе самостоятельно производить ее погашение за счет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. Таможенный орган обязан проинформировать плательщика о произведенном зачете в течение трех дней со дня его осуществления (см. ст. 355 ТК РФ).
Возврат таможенных пошлин, налогов производится также в случаях:
1) если представленная таможенному органу таможенная декларация считается неподанной в соответствии с ТК РФ;
2) отзыва таможенной декларации;
3) предоставления тарифных льгот в виде возврата уплаченной суммы таможенной пошлины;
4) восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций;
5) если ТК РФ предусматривается возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов при вывозе иностранных товаров с таможенной территории Российской Федерации, или при их уничтожении либо отказе в пользу государства, или при реимпорте товаров;
6) изменения с разрешения таможенного органа ранее заявленного таможенного режима, если суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащие уплате при помещении товаров под вновь избранный таможенный режим, меньше сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при первоначальном таможенном режиме, за исключением случая, предусмотренного п. 6 ст. 212 ТК РФ;
7) установленных законодательством РФ о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами в отношении временных специальных, антидемпинговых или компенсационных пошлин.
Возврат таможенных пошлин, налогов в указанных случаях производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии со ст. 355 ТК РФ применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей (см. ст. 356 ТК РФ).
Возврат таможенных платежей предусмотрен рядом таможенных режимов.
Таможенные сборы взимаются с 1 января 2005 г. в соответствии с гл. 33.1 ТК РФ (глава введена Федеральным законом от 11.11.2004 N 139-ФЗ "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации").
К таможенным сборам относятся (см. ст. 357.1 ТК РФ):
1) таможенные сборы за таможенное оформление;
2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;
3) таможенные сборы за хранение.
Плательщиками таможенных сборов являются декларанты и иные лица, на которых ТК РФ возложена обязанность уплачивать таможенные сборы (см. п. 1 ст. 357.5 ТК РФ).
Любое лицо вправе уплатить таможенные сборы (см. п. 2 ст. 357.5 ТК РФ).
Лицами, ответственными за уплату таможенных сборов, являются:
за таможенное оформление - декларант, а если декларирование производится таможенным брокером (представителем), то таможенный брокер.
за таможенное сопровождение - лица, получившие разрешение на внутренний таможенный транзит либо на международный таможенный транзит.
за хранение - лица, поместившие товары на склад временного хранения или на таможенный склад таможенного органа, а также лица, которые приобрели имущественные права на товары, находящиеся на хранении на таможенном складе таможенного органа.
Исполнение обязанности по уплате таможенных сборов лицами, ответственными за уплату таможенных сборов, осуществляется по правилам, предусмотренным ТК РФ для исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (см. ст. 357.2 ТК РФ).
Таможенные сборы исчисляются лицами, ответственными за уплату таможенных сборов, самостоятельно, а также таможенными органами при выставлении требований об уплате таможенных платежей в соответствии со ст. 350 ТК РФ. Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных сборов производится в валюте РФ. В случаях, если для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенное оформление требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте РФ, устанавливаемый ЦБ РФ для целей учета и таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом (см. ст. 357.3 ТК РФ).
Для целей исчисления сумм таможенных сборов применяются следующие ставки (см. ст. 357.4 ТК РФ):
- за таможенное оформление применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом;
- за таможенное сопровождение применяются ставки, действующие на день принятия транзитной декларации таможенным органом;
- за хранение применяются ставки, действующие в период хранения товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа.
Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством РФ. Размер таможенного сбора за таможенное оформление должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может быть более 100 тыс. рублей.
Таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются в следующих размерах:
1) за осуществление таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние:
до 50 км - 2000 руб.;
от 51 до 100 км - 3000 руб.;
от 101 до 200 км - 4000 руб.;
свыше 200 км - 1000 руб. за каждые 100 километров пути, но не менее 6 тыс. руб.;
2) за осуществление таможенного сопровождения каждого морского, речного или воздушного судна - 20 тыс. руб. независимо от расстояния перемещения.
Таможенные сборы за хранение на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа уплачиваются в размере 1 рубля с каждых 100 килограммов веса товаров в день, а в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях - 2 рублей с каждых 100 килограммов веса товаров в день. Неполные 100 килограммов веса товаров приравниваются к полным 100 килограммам, а неполный день - к полному (см. ст. 357.10 ТК РФ).
Таможенные сборы должны быть уплачены (см. ст. 357.6 ТК РФ):
за таможенное оформление - до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации;
за таможенное сопровождение - до начала фактического осуществления таможенного сопровождения;
за хранение - до фактической выдачи товаров со склада временного хранения или с таможенного склада.
Таможенные сборы уплачиваются:
за таможенное оформление - при декларировании товаров;
за таможенное сопровождение - при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита либо с таможенным режимом международного таможенного транзита;
за хранение - при хранении товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа.
Уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены ТК РФ в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов (см. ст. 357.7 ТК РФ).
Взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным ТК РФ для взыскания (гл. 32 ТК РФ) и возврата (гл. 33 ТК РФ) таможенных пошлин, налогов, за исключением следующих случаев. Если после принятия таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину сборов за таможенное оформление, сумма таможенных сборов за таможенное оформление, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление не производятся. Возврат таможенных сборов за таможенное оформление не производится, если представленная таможенному органу таможенная декларация считается неподанной в соответствии с ТК РФ или если таможенная декларация отзывается (см. ст. 357.8 ТК РФ).
Таможенные сборы за таможенное оформление не взимаются в отношении (см. п. 1 ст. 357.9 ТК РФ):
1) товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и вывозимых с этой территории и относящихся в соответствии с законодательством РФ к безвозмездной помощи (содействию);
2) товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств и организаций, а также товаров, предназначенных для личного и семейного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся привилегиями и (или) иммунитетами на таможенной территории РФ в соответствии с международными договорами РФ;
3) культурных ценностей, помещаемых под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим временного вывоза государственными или муниципальными музеями, архивами, библиотеками, иными государственными хранилищами культурных ценностей в целях их экспонирования;
4) товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ в целях демонстрации на выставках, авиационно-космических салонах и на иных подобных мероприятиях, по решению Правительства РФ;
5) наличной валюты РФ, ввозимой или вывозимой ЦБ РФ, за исключением памятных монет;
6) товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, общая таможенная стоимость которых не превышает 5 тыс. руб.;
7) товаров, помещаемых под таможенный режим международного таможенного транзита, в случае, если таможенный орган отправления совпадает с таможенным органом назначения;
8) бланков книжек МДП, перемещаемых между Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков России (АСМАП) и Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ), а также бланков карнетов АТА или их частей, предназначенных для выдачи на таможенной территории РФ и направляемых в адрес Торгово-промышленной палаты РФ;
9) акцизных марок, перемещаемых через таможенную границу РФ;
10) товаров, перемещаемых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, в отношении которых предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;
11) товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, за исключением случаев, когда декларирование указанных товаров осуществляется путем подачи отдельной таможенной декларации;
12) товаров, указанных в п. 1 ст. 265 ТК РФ, перемещаемых через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов, за исключением товаров, предназначенных для продажи пассажирам и членам экипажей морских, речных или воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов;
13) товаров, указанных в п. 1, 2, 4 и 5 ст. 268 ТК РФ и помещаемых под иные специальные таможенные режимы;
14) товаров, указанных в п. 3 ст. 268 ТК РФ, в случаях, предусмотренных Правительством РФ;
15) отходов (остатков), образовавшихся в результате уничтожения иностранных товаров в соответствии с таможенным режимом уничтожения, в отношении которых не подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;
16) товаров, которые оказались уничтожены, безвозвратно утеряны либо повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой силы и помещены под таможенный режим уничтожения;
17) товаров, прибывших на таможенную территорию РФ, находящихся в пункте пропуска через Государственную границу РФ либо в иной зоне таможенного контроля, расположенной в непосредственной близости от пункта пропуска, не помещенных под какой-либо таможенный режим или специальную таможенную процедуру, помещаемых под таможенный режим реэкспорта и убывающих с таможенной территории РФ из указанного пункта пропуска;
18) иных товаров в случаях, определяемых Правительством РФ;
19) товаров, временно ввозимых с применением карнетов АТА, в случае соблюдения условий временного ввоза товаров с применением карнетов АТА;
20) запасных частей и оборудования, которые перемещаются через таможенную границу РФ одновременно с транспортным средством в соответствии со ст. 278 ТК РФ;
21) товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ, помещенных под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим свободной таможенной зоны и в дальнейшем используемых в международных перевозках в качестве транспортных средств;
22) профессионального оборудования при таможенном оформлении в соответствии с таможенным режимом временного вывоза для целей производства и выпуска средств массовой информации и при его обратном ввозе. Перечень указанного профессионального оборудования устанавливается Правительством РФ в соответствии с нормами международного права и общепринятой международной практикой;
23) товаров, предназначенных для проведения киносъемок, представлений, спектаклей и подобных мероприятий (театральных костюмов, цирковых костюмов, кинокостюмов, сценического оборудования, партитур, музыкальных инструментов и другого театрального реквизита, циркового реквизита, кинореквизита), помещаемых под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим временного вывоза, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;
24) товаров, предназначенных для спортивных соревнований, показательных спортивных мероприятий или тренировок, помещаемых под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим временного вывоза, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Таможенные сборы за хранение не взимаются (см. п. 2 ст. 357.9 ТК РФ):
- при помещении таможенными органами товаров на склад временного хранения или на таможенный склад таможенного органа;
- в иных случаях, определяемых Правительством РФ.
Правительство РФ вправе определять случаи освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное сопровождение (см. п. 3 ст. 357.9 ТК РФ).
В соответствии со ст. 143 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ налогоплательщиками НДС являются, в частности, лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТК РФ (см. ст. 143 НК РФ).
Важно отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 145 НК РФ освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ, подлежащих налогообложению НДС.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения НДС) ввоз на таможенную территорию РФ (см. ст. 150 НК РФ):
1) товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) РФ, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации";
2) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства:
важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники;
протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных);
3) материалов для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний (по перечню, утверждаемому Правительством РФ);
4) художественных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством РФ к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов РФ;
5) всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;
6) продукции, произведенной в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования Российской Федерации на основании международного договора;
7) технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций;
8) необработанных природных алмазов;
9) товаров, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;
10) валюты РФ и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), а также ценных бумаг - акций, облигаций, сертификатов, векселей;
11) продукции морского промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленными предприятиями (организациями) РФ.
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение НДС производится в следующем порядке (см. п. 1 ст. 151 НК РФ):
1) при выпуске для свободного обращения НДС уплачивается в полном объеме;
2) при помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы НДС, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК РФ, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;
3) при помещении товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства, перемещения припасов НДС не уплачивается;
4) при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории НДС не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ в определенный срок;
5) при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты НДС в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;
6) при ввозе продуктов переработки товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории, применяется полное или частичное освобождение от уплаты НДС в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;
7) при помещении товаров под таможенный режим переработки для внутреннего потребления НДС уплачивается в полном объеме.
При перемещении физическими лицами товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, порядок уплаты НДС, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяется ТК РФ (см. п. 3 ст. 151 НК РФ).
В случае, если в соответствии с международным договором Российской Федерации отменены таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу РФ товаров, взимание НДС с товаров, происходящих из такого государства и ввозимых на территорию РФ, осуществляют налоговые органы РФ. Объектом налогообложения в таких случаях признается стоимость приобретенных товаров, ввозимых на территорию РФ, включая затраты на их доставку до границы РФ. НДС уплачивается одновременно с оплатой стоимости товаров, но не позднее 15 дней после принятия на учет товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ. Порядок уплаты НДС на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ без таможенного контроля и таможенного оформления, определяется Правительством РФ (см. ст. 152 НК РФ).
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ налоговая база НДС определяется налогоплательщиком в соответствии с гл. 21 НК РФ и таможенным законодательством РФ (см. ст. 153 НК РФ).
При ввозе товаров (за исключением товаров, указанных в п. 3 и 5 ст. 160 НК РФ, и с учетом ст. 150 - 152 НК РФ) на таможенную территорию РФ налоговая база НДС определяется как сумма:
1) таможенной стоимости товаров;
2) подлежащей уплате таможенной пошлины;
3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).
При ввозе на таможенную территорию РФ продуктов переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, налоговая база НДС определяется как стоимость такой переработки.
Налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на таможенную территорию РФ.
Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию РФ товаров присутствуют как подакцизные товары, так и неподакцизные товары, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. Налоговая база определяется в аналогичном порядке в случае, если в составе партии ввозимых на таможенную территорию РФ товаров присутствуют продукты переработки товаров, ранее вывезенных с таможенной территории РФ для переработки вне таможенной территории РФ.
В случае, если в соответствии с международным договором РФ отменены таможенный контроль и таможенное оформление ввозимых на территорию РФ товаров, налоговая база определяется как сумма (см. ст. 160 НК РФ):
- стоимости приобретенных товаров, включая затраты на доставку указанных товаров до границы РФ;
- подлежащих уплате акцизов по подакцизным товарам.
Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, производится путем применения следующих методов (см. ст. 18 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ):
метода по цене сделки с ввозимыми товарами;
метода по цене сделки с идентичными товарами;
метода по цене сделки с однородными товарами;
метода вычитания стоимости;
метода сложения стоимости;
резервного метода.
Основной метод определения таможенной стоимости - метод по цене сделки с ввозимыми товарами. В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из вышеперечисленных методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности.
При использовании метода по цене сделки с ввозимыми товарами таможенная стоимость ввозимого на таможенную территорию РФ товара - это цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы РФ (до порта или иного места ввоза).
При определении таможенной стоимости в цену сделки включаются следующие компоненты, если они не были ранее в нее включены:
- расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию РФ: стоимость транспортировки; расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров; страховая сумма;
- расходы, понесенные покупателем: комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке товара; стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с ТН ВЭД они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами; стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
- соответствующая часть стоимости некоторых товаров и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывоз оцениваемых товаров;
- лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров;
- величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории РФ.
Метод по цене сделки с ввозимыми товарами не может быть использован для определения таможенной стоимости товара, если:
- существуют ограничения в отношении прав покупателя на оцениваемый товар, за исключением: ограничений, установленных законодательством РФ; ограничений географического региона, в котором товары могут быть перепроданы; ограничений, существенно не влияющих на цену товара;
- продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено;
- данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными;
- участники сделки являются взаимозависимыми лицами, за исключением случаев, когда их взаимозависимость не повлияла на цену сделки, что должно быть доказано декларантом.
Декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (см. пп. 15 п. 1 ст. 11 ТК РФ).
При использовании метода по цене сделки с идентичными товарами в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки с идентичными товарами при соблюдении установленных условий. При этом под идентичными товарами понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим признакам: физические характеристики; качество и репутация на рынке; страна происхождения; производитель. Незначительные различия во внешнем виде не могут служить основанием для отказа в рассмотрении товаров как идентичных, если в остальном такие товары соответствуют установленным требованиям.
Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары:
- проданы для ввоза на территорию РФ;
- ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;
- ввезены примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих условиях. В случае, если идентичные товары ввозились в ином количестве и (или) на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить таможенному органу РФ ее обоснованность.
Таможенная стоимость, определяемая по цене сделки с идентичными товарами, должна быть скорректирована с учетом расходов, предусмотренных для метода по цене сделки с ввозимыми товарами. Корректировка должна производиться декларантом на основании достоверных и документально подтвержденных сведений.
В случае, если при применении метода по цене сделки с идентичными товарами выявляются более одной цены сделки по идентичным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.
При использовании метода по цене сделки с однородными товарами в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки по товарам, однородным с ввозимыми, при соблюдении установленных условий. При этом под однородными товарами понимаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.
При определении однородности товаров учитываются следующие их признаки: качество, наличие товарного знака и репутация на рынке; страна происхождения; производитель.
При использовании метода определения таможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами применяются те же правила, что и для метода по цене сделки с идентичными товарами, с учетом следующего:
- товары не считаются идентичными оцениваемым или однородными с ними, если они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые товары;
- товары, произведенные не производителем оцениваемых товаров, а другим лицом, принимаются во внимание только в том случае, если не имеется ни идентичных, ни однородных товаров, произведенных лицом - производителем оцениваемых товаров;
- товары не считаются идентичными или однородными, если их проектирование, опытно-конструкторские работы над ними, их художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы выполнены в Российской Федерации.
Определение таможенной стоимости по методу на основе вычитания стоимости производится в том случае, если оцениваемые, идентичные или однородные товары будут продаваться на территории РФ без изменения своего первоначального состояния.
При использовании метода вычитания стоимости в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории РФ не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом.
Из цены единицы товара вычитаются следующие компоненты:
- расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в РФ ввозимых товаров того же класса и вида;
- суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных таможенных платежей, подлежащих уплате в РФ в связи с ввозом или продажей товаров;
- обычные расходы, понесенные в РФ, на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы.
При отсутствии случаев продажи оцениваемых, идентичных или однородных товаров в таком же состоянии, в каком они находились на момент ввоза, по просьбе декларанта может использоваться цена единицы товара, прошедшего переработку, с поправкой на добавленную стоимость и при соблюдении вышеуказанных положений.
При использовании метода на основе сложения стоимости в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена товара, рассчитанная путем сложения:
- стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара;
- общих затрат, характерных для продажи в Российскую Федерацию из страны вывоза товаров того же вида, в том числе расходов на транспортировку, погрузочные и разгрузочные работы, страхование до места пересечения таможенной границы РФ, и иных затрат;
- прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в Российскую Федерацию таких товаров.
Резервный метод применяется в случаях, если таможенная стоимость товара не может быть определена декларантом в результате последовательного применения вышеуказанных методов определения таможенной стоимости либо если таможенный орган аргументированно считает, что эти методы определения таможенной стоимости не могут быть использованы. В этих случаях таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировой практики. При применении резервного метода таможенный орган РФ предоставляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию.
В качестве основы для определения таможенной стоимости товара по резервному методу не могут быть использованы:
- цена товара на внутреннем рынке РФ;
- цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;
- цена на внутреннем рынке РФ на товары российского происхождения;
- произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара (см. ст. 18 - 24 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе").
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ применяются налоговые ставки НДС 10% и 18% (см. п. 5 ст. 164 НК РФ).
Общая сумма НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 160 НК РФ. Если в соответствии с требованиями, установленными п. 3 ст. 160 НК РФ, налоговая база определяется отдельно по каждой группе ввозимых товаров, по каждой из указанных налоговых баз сумма НДС исчисляется отдельно. При этом общая сумма НДС исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисленных отдельно по каждой из таких налоговых баз (см. п. 5 ст. 166 НК РФ).
Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) установлен в ст. 170 НК РФ.
Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, если иное не установлено положениями гл. 21 НК РФ, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), за исключением следующих случаев (случаев, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ).
Суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию РФ, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях (см. п. 2 ст. 170 НК РФ):
1) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению НДС (освобожденных от налогообложения НДС);
2) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ;
3) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС в соответствии с гл. 21 НК РФ либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;
4) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.
Сумма НДС, подлежащая уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, исчисляется в соответствии с п. 5 ст. 166 НК РФ (см. п. 3 ст. 173 НК РФ).
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством (см. п. 1 ст. 174 НК РФ).
Сроки и порядок уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ устанавливаются таможенным законодательством РФ с учетом положений гл. 21 НК РФ (см. ст. 177 НК РФ).
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции РФ и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (с 1 января 2005 г. действует в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ (см. ст. 3 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности").
Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.
Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью.
Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами РФ, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле.
Положения Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", касающиеся государственного регулирования внешней торговли услугами, не применяются к:
1) услугам, оказываемым при исполнении функций органов государственной власти не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг;
2) услугам, оказываемым при осуществлении деятельности Центрального банка РФ в целях исполнения функций, установленных федеральными законами;
3) финансовым услугам, оказываемым при осуществлении не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг деятельности по социальному обеспечению, в том числе по государственному пенсионному обеспечению, и деятельности под гарантии Правительства РФ или с использованием государственных финансовых ресурсов (см. ст. 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности").
В соответствии с ст. 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" нетарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами РФ, Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ посредством:
1) таможенно-тарифного регулирования;
2) нетарифного регулирования;
3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (см. ст. 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").
В соответствии с указами Президента РФ внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может быть ограничена мерами, принятие которых необходимо для участия Российской Федерации в международных санкциях в соответствии с Уставом ООН, в том числе мерами, отступающими от положений ч. 1 ст. 21, ст. 22, 29 - 31 и 34 Федерального закона (см. ст. 37 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности").
В целях защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации Правительство РФ может принять решение о введении мер ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, в том числе мер, отступающих от положений ч. 1 ст. 21, ст. 22, 29, 30 и 34 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Такие меры вводятся или усиливаются в случае, если необходимо:
1) остановить серьезное сокращение валютных резервов Российской Федерации или предотвратить угрозу серьезного сокращения валютных резервов Российской Федерации;
2) достигнуть разумного темпа увеличения валютных резервов Российской Федерации (если валютные резервы очень малы).
Указанные меры вводятся на срок, который необходим для достижения поставленных целей, с учетом международных обязательств Российской Федерации.
Правительство РФ при введении мер ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью определяет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию таких мер.
Решение о введении мер ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью принимается Правительством Российской Федерации по представлению Центрального банка Российской Федерации (см. ст. 38 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности").
Внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может ограничиваться мерами валютного регулирования или валютного контроля в соответствии со статьями Соглашения Международного валютного фонда и с законодательством РФ (см. ст. 39 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности").
В случае установления в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью такие запреты и ограничения применяются также в отношении внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, осуществляемой с использованием внешнеторговых бартерных сделок (см. ч. 1 ст. 43 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности").
На основании ст. 4 Федерального закона "О вне
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 37. Таможенный режим свободной таможенной зоны. Комментарий к статье 37
Вернутся в раздел Комментарии к законам