Комментарии к законам

Статья 40. Прекращение существования особых экономических зон и свободных экономических зон. Комментарий к статье 40



Нормами статьи регламентировано прекращение существования особых экономических зон и свободных экономических зон, созданных до дня вступления в силу комментируемого Федерального закона (см. комментарий к ст. 41).
1. Со дня вступления в силу Федерального закона "Об особых экономических зонах" (с 27 августа 2005 г.) существование особых экономических зон и свободных экономических зон, за исключением указанных в ч. 2 комментируемой статьи особых экономических зон, созданных до дня его вступления в силу, прекращается.
На день вступления в силу комментируемого Закона действовали, в частности, следующие нормативные правовые акты, на основании которых создавались особые экономические зоны и свободные экономические зоны:
Указ Президента РФ от 4 июня 1992 года N 548 "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации" (в ред. Указов Президента РФ от 16.05.1997 N 491, от 29.08.2001 N 1088);
Указ Президента РФ от 22 марта 1995 г. N 300 "О свободной экономической зоне "Кабардино-Балкария";
Постановление Совмина РСФСР от 25.09.1991 N 497 (в ред. от 03.10.2002) "О первоочередных мерах по развитию свободных экономических зон в Калининградской и Читинской областях" (вместе с Положением о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ "Янтарь") и Положением о свободной экономической зоне в Читинской области (СЭЗ "Даурия"));
Постановление Совмина РСФСР от 26.06.1991 N 359 (в ред. от 03.10.2002) "О первоочередных мерах по развитию свободной зоны "Сахалин" (вместе с Положением о свободной экономической зоне "Сахалин" (СЭЗ "Сахалин"));
Постановление Совмина РСФСР от 07.06.1991 N 312 (в ред. от 03.10.2002) "О первоочередных мерах по развитию свободной зоны в Еврейской автономной области" (вместе с Положением о свободной экономической зоне в Еврейской автономной области (СЭЗ "ЕВА"));
Постановление Совмина РСФСР от 23.11.1990 N 540 (в ред. от 03.10.2002) "О первоочередных мерах по развитию свободной зоны в районе г. Находки (СЭЗ "Находка") Приморского края (вместе с Положением о свободной экономической зоне в районе г. Находки Приморского края");
Постановление Правительства РФ от 14.07.2000 N 526 (в ред. от 25.02.2004) "Об установлении на 2000 - 2005 годы количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны, действующей на территории особой экономической зоны в Калининградской области";
Постановление Совмина РСФСР от 11.06.1991 N 328 (в ред. от 03.10.2002) "О первоочередных мерах по развитию зоны свободного предпринимательства г. Ленинграда (ЛЗСП)";
Постановление Правительства РФ от 31.12.1999 N 1442 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1259 и об утверждении порядка учета доходов, поступающих в федеральный бюджет от аукционной продажи квот на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны на территорию особой экономической зоны в Калининградской области, и финансирования за счет этих средств мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой развития особой экономической зоны в Калининградской области на 1998 - 2005 годы";
Постановление Правительства РФ от 08.09.1994 N 1033 "О некоторых мерах по развитию свободной экономической зоны "Находка".
2. Положения Федерального закона "Об особых экономических зонах" не распространяются на отношения, урегулированные:
- Федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области;
- Федеральным законом об Особой экономической зоне в Магаданской области.
Федеральный закон от 22 января 1996 года N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" был принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года, одобрен Советом Федерации 5 января 1996 г. На дату вступления в силу комментируемого Федерального закона Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" действовал в редакции Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ.
Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" определяет правовые и экономические основы создания и функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области, учитывая ее специфическое географическое положение, значение для национальных интересов Российской Федерации. Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" направлен на создание благоприятных условий для социально-экономического развития Российской Федерации и Калининградской области.
Особая экономическая зона в Калининградской области (далее в комментируемой статье также - Особая экономическая зона) создается в пределах всей территории этой области, за исключением территорий объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для Российской Федерации, - военных баз, воинских частей, объектов оборонной промышленности, а также объектов нефтегазовых отраслей добывающей промышленности на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
Особая экономическая зона в Калининградской области создается в соответствии с Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". Развитие Особой экономической зоны Федерального закона в Калининградской области осуществляется на основе федеральной государственной программы развития Особой экономической зоны в Калининградской области, утверждаемой Правительством РФ по представлению органов государственной власти Калининградской области.
В Особой экономической зоне устанавливается особый, льготный по сравнению с общим, режим инвестиций и предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической и инвестиционной деятельности.
Особая экономическая зона является частью государственной и таможенной территории Российской Федерации. В отношении взимания таможенных пошлин и иных платежей (в том числе налогов), уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, Особая экономическая зона рассматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны с особенностями, устанавливаемыми Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (см. ст. 1 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области").
Инвестиции и предпринимательская деятельность в Особой экономической зоне пользуются правовой защитой государства, которая обеспечивается Конституцией РФ, Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами Калининградской области (см. ст. 2 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области").
Калининградская областная Дума как законодательный (представительный) орган субъекта РФ и администрация Калининградской области осуществляют полномочия по вопросам функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области в соответствии с Уставом (Основным законом) Калининградской области.
Администрация Калининградской области выполняет функции администрации Особой экономической зоны в Калининградской области в соответствии с Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами Калининградской области. Она координирует привлечение российских и иностранных инвестиций для реализации зональных инвестиционных проектов, осуществление предпринимательской деятельности.
Администрация Особой экономической зоны в Калининградской области (далее - администрация) вправе в соответствии с законодательством РФ заключать договоры гражданско-правового характера и вступать в иные гражданско-правовые отношения с российскими и иностранными инвесторами, иными российскими и иностранными предпринимателями в Особой экономической зоне (см. ст. 3 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области").
В Особой экономической зоне в Калининградской области коммерческие организации любого профиля предпринимательской деятельности (производственного, строительного, торгово-посреднического и других) с полным или частичным привлечением иностранных инвестиций создаются, ликвидируются и осуществляют свою деятельность в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
С соблюдением требований законодательства РФ осуществляют свою деятельность также физические лица - индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.
Представительства и филиалы иностранных юридических лиц открываются в Особой экономической зоне в Калининградской области на основании разрешения администрации с соблюдением требований законодательства РФ.
Лицензирование предпринимательской деятельности в Особой экономической зоне не требуется, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с администрацией могут передавать администрации свои полномочия по лицензированию отдельных видов предпринимательской деятельности, за исключением деятельности в областях:
1) оборонной промышленности, производства оружия и военной техники, торговли оружием и военной техникой;
2) производства расщепляющих материалов, отравляющих, взрывчатых, ядовитых, психотропных и наркотических средств, биологически и генетически активных материалов и торговли указанными материалами и средствами;
3) производства, передачи электроэнергии и торговли ею;
4) добычи, переработки драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней и торговли ими (переработка янтаря и торговля янтарем и изделиями из него регулируются соглашениями между Правительством РФ и администрацией);
5) добычи нефти и газа на участках недр федерального значения;
6) транспорта и связи;
7) средств массовой информации, кинопроката и кинематографии (см. ст. 4 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области").
Администрация в соответствии с Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и федеральной государственной программой развития Особой экономической зоны в Калининградской области рассматривает заявления российских и иностранных инвесторов о реализации зональных инвестиционных проектов и заключает с ними договоры по реализации указанных проектов с соблюдением требований законодательства РФ.
Администрация вправе проводить торги (конкурсы, аукционы), а в исключительных случаях, в частности при инвестировании уникальных технологий и оборудования, - прямые переговоры с отдельными российскими и иностранными инвесторами и предпринимателями для заключения договоров по реализации зональных инвестиционных проектов.
Администрация вправе передавать в пользование на условиях договора аренды российским и иностранным предпринимателям имущество, находящееся в собственности Калининградской области как субъекта РФ, в том числе недвижимое имущество, в соответствии с законодательством РФ. Порядок использования объектов, относящихся к федеральной собственности, определяется Правительством РФ с учетом специфики хозяйствования в Особой экономической зоне в Калининградской области.
Администрация ведет реестр указанных в частях первой, второй и третьей ст. 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" договоров и устанавливает регламент подачи и рассмотрения заявлений о реализации зональных инвестиционных проектов.
Право землепользования иностранным физическим и юридическим лицам, международным организациям (объединениям) с участием российских и иностранных физических и юридических лиц на территории Особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" предоставляется исключительно на основании договоров аренды (без права выкупа). Договоры заключаются по рыночным ставкам на аренду земли, при обязательном учете интересов жителей Калининградской области, факторов рационального землепользования, сохранения и улучшения природной среды; договоры подлежат регистрации органами государственной власти Калининградской области (см. ст. 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области").
Инвестиции в Особой экономической зоне в Калининградской области осуществляются в формах, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ (см. ст. 6 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области").
В Особой экономической зоне в Калининградской области действует таможенный режим свободной таможенной зоны со следующими особенностями (в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах" (см. комментарий), ст. 7 Федерального закона РФ от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области"), действующими с 1 января 2006 г., в Особой экономической зоне в Калининградской области действует таможенный режим свободной таможенной зоны, согласно которому:
1) товары, произведенные в Особой экономической зоне в Калининградской области (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и вывозимые в другие страны, освобождаются от таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);
2) товары, ввозимые из других стран в Особую экономическую зону в Калининградской области, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов), а по подакцизным товарам - кроме таможенных сборов, акцизов и налога на добавленную стоимость. К отдельным видам товаров и услуг могут применяться меры экономической политики (меры по количественному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);
3) товары, произведенные в Особой экономической зоне в Калининградской области (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и ввозимые на остальную часть таможенной территории РФ (а также на территорию Таможенного союза), освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);
4) товары, ввозимые из других стран в Особую экономическую зону в Калининградской области и затем ввозимые на остальную часть таможенной территории РФ, а также на территорию Таможенного союза (исключая товары, переработанные в Особой экономической зоне в Калининградской области и считающиеся произведенными в Особой экономической зоне), облагаются ввозными таможенными пошлинами и другими платежами при таможенном оформлении товаров. К указанным товарам могут применяться меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);
5) с товаров, ввозимых из других стран в Особую экономическую зону в Калининградской области и затем вывозимых в зарубежные страны (как с переработкой, так и без переработки товаров), таможенные пошлины и другие платежи (кроме таможенных сборов), а по подакцизным товарам - кроме таможенных сборов, акцизов и налога на добавленную стоимость, при таможенном оформлении не взимаются, количественные ограничения на ввоз и вывоз указанных товаров не применяются.
Порядок определения происхождения товара из Особой экономической зоны в Калининградской области устанавливается администрацией совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела.
Товар считается произведенным в Особой экономической зоне в Калининградской области, если величина добавленной стоимости его обработки (переработки) составляет не менее 30 процентов, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике, - не менее 15 процентов, и его обработка (переработка) влечет за собой изменение кода товара по таможенной классификации. Порядок определения происхождения товаров из Особой экономической зоны в Калининградской области, относящихся к сложной бытовой технике, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела, по предложению администрации.
Администрация по согласованию с Правительством РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения режима свободной таможенной зоны и исключения из этого режима, направленные на защиту местных производителей товаров (работ, услуг) (см. ст. 7 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области").
Транзит товаров через территорию Особой экономической зоны в Калининградской области регулируется законодательством РФ и международными договорами РФ. Налог на добавленную стоимость с выручки от оказания транспортных услуг, услуг по погрузке, разгрузке, перегрузке и хранению при перевозке и перевалке товаров из Особой экономической зоны в Калининградской области на остальную часть таможенной территории РФ и с остальной части таможенной территории Российской Федерации в Особую экономическую зону не взимается (см. ст. 8 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области").
Особенности таможенного оформления товаров, включая транспортные средства, и таможенного контроля за перемещением товаров, включая транспортные средства, из Особой экономической зоны в Калининградской области и в Особую экономическую зону устанавливаются в соответствии с Таможенным кодексом РФ и Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (см. ст. 9 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области").
Российским и иностранным инвесторам и предпринимателям предоставляются налоговые льготы в соответствии с налоговым законодательством РФ и законодательством Калининградской области (см. ст. 10 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области").
Российские банки осуществляют свою деятельность в Особой экономической зоне в Калининградской области в порядке, установленном законодательством РФ о банках и банковской деятельности (см. ст. 11 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области").
Деятельность иностранных банков в Особой экономической зоне в Калининградской области осуществляется в соответствии с законодательством РФ на основании лицензий, выдаваемых в установленном порядке Центральным банком РФ, и на основе национального банковского режима РФ (см. ст. 12 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области").
Администрация по согласованию с Правительством РФ и Центральным банком РФ вправе устанавливать льготы для российских и иностранных банков в связи с их деятельностью по реализации федеральной государственной программы развития Особой экономической зоны в Калининградской области (см. ст. 13 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области").
Российские и иностранные физические и юридические лица вправе выбирать для расчетов по своим сделкам банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность на территории Особой экономической зоны в Калининградской области (см. ст. 14 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области").
Право собственности и иные права физических и юридических лиц на валютные ценности осуществляются в Особой экономической зоне в Калининградской области в порядке, установленном законодательством РФ.
На поступления в иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг) и результатов интеллектуальной деятельности, созданных на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, не распространяется порядок обязательной продажи резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ.
Регулирование валютных операций осуществляется Центральным банком РФ и Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле (см. ст. 15 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области").
Перевод дивидендов и репатриация капитала иностранными инвесторами с территории Особой экономической зоны в Калининградской области осуществляются беспрепятственно в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (см. ст. 16 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области").
Российские и иностранные физические и юридические лица имеют право привлекать российские или иностранные страховые компании (страховщиков) для всех видов страховых сделок в российской или иностранной валюте, включая страхование экспортных рисков. При этом страховые сделки совершаются исключительно страховщиками, получившими в соответствии с законодательством РФ лицензии на осуществление страховой деятельности на территории РФ (см. ст. 17 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области").
Все расчеты в Особой экономической зоне в Калининградской области осуществляются только в валюте Российской Федерации (см. ст. 18 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области").
Валютный контроль в Особой экономической зоне осуществляется Центральным банком РФ, а также Правительством РФ и банками - агентами валютного контроля в порядке, установленном законодательством РФ (см. ст. 19 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области").
Инвестиционная деятельность коммерческих организаций, созданных в Особой экономической зоне в Калининградской области в соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", на территориях иностранных государств осуществляется в разрешительном порядке в соответствии с законодательством РФ (см. ст. 20 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области").
Правительство РФ утверждает федеральную государственную программу развития Особой экономической зоны в Калининградской области, в соответствии с которой в первоочередном порядке ежегодно выделяются средства из федерального бюджета для специальных федеральных, межрегиональных и региональных объектов финансирования, прежде всего связанных с размещением и деятельностью воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых в соответствии с законодательством РФ предусмотрена военная служба (см. ст. 21 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области").
Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 г. утверждена Постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 N 866.
Порядок въезда в Калининградскую область, выезда из Калининградской области и пребывания на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства определяется законодательством РФ и международными договорами РФ.
На территории Калининградской области действует единый порядок регистрации граждан РФ, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства в соответствии с Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и иными нормативными правовыми актами РФ.
Органам государственной власти Калининградской области в целях экономической безопасности предоставляется право самостоятельно устанавливать ограничения для определенных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства относительно срока и места пребывания в Калининградской области. При этом данные ограничения не должны нарушать права и свободы человека, гарантированные законодательством РФ и международными договорами РФ.
Для лиц, ранее состоявших в гражданстве Союза ССР, проживающих или находящихся на территории Литвы, Латвии или Эстонии, родным языком для которых является русский, органами государственной власти Калининградской области обеспечиваются льготные условия для переселения на территорию Калининградской области и обустройства на этой территории (см. ст. 22 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области").
Вопросы найма, увольнения, режима труда и отдыха, условий и нормирования труда, социальных гарантий и компенсаций регулируются коллективными договорами и индивидуальными контрактами в соответствии с законодательством РФ о труде.
Полученные иностранным работником доходы в иностранной валюте после уплаты налогов могут беспрепятственно переводиться за пределы территории РФ по желанию такого работника, а такие доходы, полученные российским работником, могут переводиться за пределы территории РФ в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле (см. ст. 23 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области").
Международные договоры РФ, затрагивающие вопросы Калининградской области, заключаются в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" по согласованию с органами государственной власти Калининградской области.
Международные договоры РФ, затрагивающие вопросы Калининградской области, должны содержать положения, подтверждающие существующий статус Калининградской области в качестве неотъемлемой части Российской Федерации (см. ст. 24 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области").
Калининградская область в лице ее уполномоченных органов государственной власти вправе заключать соглашения об экономическом, научно-техническом, культурном и спортивном сотрудничестве с административно-территориальными образованиями иностранных государств, в том числе со штатами, провинциями, кантонами, землями.
Вышеуказанные соглашения:
1) не должны противоречить законодательству РФ и международным договорам РФ;
2) должны содержать положения, подтверждающие существующий статус Калининградской области в качестве неотъемлемой части Российской Федерации;
3) не могут рассматриваться как международные договоры РФ;
4) подлежат обязательной регистрации Министерством иностранных дел РФ в порядке, установленном Президентом РФ;
5) вступают в силу не ранее дня их регистрации Министерством иностранных дел РФ (см. ст. 25 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области").
Ликвидация Особой экономической зоны в Калининградской области осуществляется на основании федерального закона, принимаемого по инициативе Правительства РФ в случаях:
1) невыполнения целей и задач, предусмотренных Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Калининградской области";
2) несоответствия функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области жизненно важным интересам Российской Федерации.
В случае принятия федерального закона о ликвидации Особой экономической зоны Правительство РФ устанавливает порядок и сроки ликвидации Особой экономической зоны в Калининградской области с соблюдением законодательства РФ и международных договоров РФ, в том числе о защите законных прав и интересов российских и иностранных предпринимателей и инвесторов.
Для субъектов, указанных в ст. 4 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и созданных в Особой экономической зоне после вступления в силу Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", сохраняются установленные Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" условия хозяйственной деятельности в течение трех лет со дня вступления в силу федерального закона о ликвидации Особой экономической зоны в Калининградской области (см. ст. 26 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области").
Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" вступил в силу со дня его официального опубликования (см. ст. 27 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области").
Президент РФ и Правительство РФ должны были привести свои нормативные правовые акты в соответствие с Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" в трехмесячный срок со дня вступления в силу Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (см. ст. 28 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области").
Впервые Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" был официально опубликован 31 января 1996 г. в периодическом печатном издании "Российская газета", N 19.
Федеральный закон от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" был принят Государственной Думой 23 апреля 1999 г., одобрен Советом Федерации 17 мая 1999 года. На день вступления в силу комментируемого Федерального закона Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" действует в редакции Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральными законами от 31.12.1999 N 227-ФЗ, от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ, от 23.12.2004 N 173-ФЗ.
Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" регулирует отношения, возникающие при создании и функционировании Особой экономической зоны в Магаданской области с учетом ее специфического географического положения и значения для геополитических интересов Российской Федерации.
Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" направлен на создание благоприятных условий для социально-экономического развития Магаданской области (см. ст. 1 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области").
Основными целями создания Особой экономической зоны в Магаданской области являются развитие производительных сил, финансового и товарного рынков Магаданской области.
Программа развития Особой экономической зоны в Магаданской области утверждается законом Магаданской области (см. ст. 2 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области").
В Федеральном законе "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" используются следующие основные понятия:
Особая экономическая зона в Магаданской области - территория, которая расположена в административных границах города Магадана и на которой в соответствии с Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" устанавливается особый правовой режим хозяйственной деятельности;
администрация Особой экономической зоны в Магаданской области - государственное учреждение, созданное администрацией Магаданской области в соответствии с Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" для организации взаимодействия органов власти и субъектов хозяйственной деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", а также реализации программы развития Особой экономической зоны в Магаданской области;
участники Особой экономической зоны в Магаданской области - юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на территории Особой экономической зоны в Магаданской области, а также граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей на территории Особой экономической зоны в Магаданской области. Указанные лица должны иметь регистрационные свидетельства, предусмотренные ст. 4 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", осуществлять основную хозяйственную деятельность и иметь не менее 75 процентов основных фондов на территории Магаданской области (см. ст. 3 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области").
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Магаданской области осуществляют правовое регулирование хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны в Магаданской области в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией РФ, законодательством РФ и Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Магаданской области".
Руководитель администрации Особой экономической зоны в Магаданской области назначается на должность и освобождается от должности Магаданской областной Думой по представлению администрации Магаданской области.
Особый правовой режим хозяйственной деятельности, установленный Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", предоставляется исключительно участникам Особой экономической зоны в Магаданской области.
Субъекты хозяйственной деятельности получают статус участников Особой экономической зоны в Магаданской области с момента получения регистрационных свидетельств установленной формы.
Выдача и аннулирование регистрационных свидетельств участников Особой экономической зоны в Магаданской области, а также взимание регистрационных сборов осуществляется администрацией Особой экономической зоны в Магаданской области в порядке, установленном законом Магаданской области.
Администрация Особой экономической зоны осуществляет контроль за соблюдением участниками Особой экономической зоны в Магаданской области законодательства РФ и установленного Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" режима хозяйственной деятельности.
В случае выявления нарушения участником Особой экономической зоны в Магаданской области законодательства РФ и установленного Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" режима хозяйственной деятельности администрация Особой экономической зоны в Магаданской области вправе отменить регистрацию участника Особой экономической зоны в Магаданской области (аннулировать регистрационное свидетельство).
При аннулировании регистрационного свидетельства регистрационный сбор за его выдачу возврату не подлежит.
Споры, связанные с выдачей или аннулированием регистрационного свидетельства, разрешаются в судебном порядке.
Администрация Особой экономической зоны в Магаданской области ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представляет в Правительство РФ отчет о результатах функционирования Особой экономической зоны в Магаданской области за истекший период (см. ст. 4 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области").
При осуществлении хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны в Магаданской области и в пределах Магаданской области участники Особой экономической зоны освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ). Освобождение действует до 31 декабря 2005 года.
В период с 1 января 2006 года до 31 декабря 2014 года участники Особой экономической зоны в Магаданской области при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны в Магаданской области и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области.
Льготы, установленные ст. 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", предоставляются при условии ведения участниками Особой экономической зоны в Магаданской области отдельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых ими в пределах Особой экономической зоны в Магаданской области и Магаданской области (см. ст. 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области").
Важно отметить, что действие ст. 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" в части льгот по уплате акцизов и налога на добавленную стоимость на подакцизные товары, ввозимые из других стран на территорию Особой экономической зоны в Магаданской области, приостановлено:
с 1 января по 31 декабря 2001 г. - Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ;
с 1 января по 31 декабря 2002 г. - Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ;
с 1 января по 31 декабря 2003 г. - Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ;
с 1 января по 31 декабря 2004 г. - Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ;
с 1 января по 31 декабря 2005 г. - Федеральным законом от 23.12.2004 N 173-ФЗ.
Российские товары и иностранные товары, ввозимые участниками Особой экономической зоны в Магаданской области на территорию Особой экономической зоны, ввозятся на территорию Особой экономической зоны, размещаются, используются на территории Особой экономической зоны и вывозятся с территории Особой экономической зоны в порядке и на условиях, которые установлены гл. 12 Таможенного кодекса РФ для таможенного режима свободной таможенной зоны с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (см. п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области").
Важно отметить, что в соответствии с редакцией п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", действующей с 1 января 2006 г. (устанавливаемой на основании ст. 6 Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"; см. комментарий), российские товары и иностранные товары, ввозимые участниками Особой экономической зоны Магаданской области на территорию Особой экономической зоны в Магаданской области, ввозятся на территорию Особой экономической зоны, размещаются, используются на территории Особой экономической зоны и вывозятся с территории Особой экономической зоны в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, установленным Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", а в части, не урегулированной Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", в соответствии с таможенным законодательством РФ.
На территории Особой экономической зоны в Магаданской области может осуществляться производственная и иная хозяйственная деятельность, связанная с использованием российских и иностранных товаров, в том числе их розничная продажа, при условии соблюдения Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ.
В целях обеспечения защиты экономических интересов Российской Федерации, выполнения ее международных обязательств, соблюдения законодательства РФ, а также с учетом интересов национальной безопасности и экономических интересов на осуществление производственных и иных коммерческих операций, в том числе на розничную торговлю, на территории Особой экономической зоны в Магаданской области могут устанавливаться отдельные запреты и ограничения. Такие запреты и ограничения устанавливаются Правительством РФ по согласованию с администрацией Магаданской области (см. п. 2 ст. 6 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области").
Участники Особой экономической зоны в Магаданской области, осуществляющие операции с товарами в Особой экономической зоне в Магаданской области, обязаны вести учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых товаров и представлять администрации Особой экономической зоны в Магаданской области и таможенным органам РФ отчетность об этих товарах. Любые изменения, происходящие с товарами в пределах Особой экономической зоны в Магаданской области, должны отражаться в учетных документах.
Администрация Особой экономической зоны в Магаданской области, а также таможенные органы проводят в пределах их компетенции контроль и учет операций с товарами, осуществляемых участниками Особой экономической зоны в Магаданской области в порядке, определенном Правительством РФ (см. п. 3 ст. 6 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области").
Иностранные товары, приобретаемые участниками Особой экономической зоны в Магаданской области для собственных производственных нужд и используемые на территории Магаданской области, при ввозе с территории Особой экономической зоны в Магаданской области на остальную территорию Магаданской области освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей (за исключением таможенных сборов), взимаемых при таможенном оформлении товаров в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела. Любые изменения, происходящие с указанными товарами в пределах Магаданской области, должны отражаться в учетных документах участников Особой экономической зоны в Магаданской области. Контроль за использованием указанных товаров в производственных целях осуществляют таможенные органы и администрация Особой экономической зоны в Магаданской области. В случае нецелевого использования указанных товаров таможенные пошлины и другие платежи, взимаемые при таможенном оформлении товаров, подлежат уплате, а участники Особой экономической зоны в Магаданской области несут ответственность, установленную таможенным законодательством РФ за нарушение таможенных правил.
При вывозе вышеуказанных товаров с территории Магаданской области на остальную часть таможенной территории РФ и при их вывозе за пределы территории РФ указанные товары подлежат таможенному оформлению, а таможенные пошлины, налоги взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров. Подвергнутые переработке указанные иностранные товары в случае их соответствия критериям достаточной переработки, установленным таможенным законодательством РФ, рассматриваются как российские товары и не облагаются ввозными таможенными пошлинами и взимаемыми при таможенном оформлении иными налогами при ввозе таких товаров на остальную часть таможенной территории РФ (см. п. 4 ст. 6 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).
Важно отметить, что действие п. 4 ст. 6 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" в части льгот по уплате акцизов и налога на добавленную стоимость на подакцизные товары, ввозимые из других стран на территорию Особой экономической зоны в Магаданской области, приостановлено:
с 1 января по 31 декабря 2000 г. - Федеральным законом от 31.12.1999 N 227-ФЗ;
с 1 января по 31 декабря 2001 г. - Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ;
с 1 января по 31 декабря 2002 г. - Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ;
с 1 января по 31 декабря 2003 г. - Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ;
с 1 января по 31 декабря 2004 г. - Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ;
с 1 января по 31 декабря 2005 г. - Федеральным законом от 23.12.2004 N 173-ФЗ.
Транспортные средства, находящиеся под таможенным режимом свободной таможенной зоны, в пределах административной границы Магаданской области могут выезжать из Особой экономической зоны в Магаданской области без обязательного таможенного оформления, изменения таможенного режима и взыскания таможенных платежей при соблюдении условий, требований и ограничений, которые могут быть установлены таможенными органами (см. п. 5 ст. 6 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области").
Важно отметить, что действие п. 5 ст. 6 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" в части льгот по уплате акцизов и налога на добавленную стоимость на подакцизные товары, ввозимые из других стран на территорию Особой экономической зоны в Магаданской области, приостановлено:
с 1 января по 31 декабря 2000 г. - Федеральным законом от 31.12.1999 N 227-ФЗ;
с 1 января по 31 декабря 2001 г. - Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ;
с 1 января по 31 декабря 2002 г. - Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ;
с 1 января по 31 декабря 2003 г. - Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ;
с 1 января по 31 декабря 2004 г. - Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ;
с 1 января по 31 декабря 2005 г. - Федеральным законом от 23.12.2004 N 173-ФЗ.
Товары, произведенные участниками Особой экономической зоны в Магаданской области в Особой экономической зоне, при вывозе с ее территории на остальную часть таможенной территории РФ или за пределы территории РФ освобождаются от таможенных пошлин и других платежей (за исключением таможенных сборов), взимаемых при таможенном оформлении товаров.
Товар считается произведенным в Особой экономической зоне в Магаданской области при условии, что товар был полностью произведен на территории Особой экономической зоны в Магаданской области или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями и порядком, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела, по представлению администрации Особой экономической зоны в Магаданской области.
Критериями достаточной переработки товара в Особой экономической зоне в Магаданской области являются:
а) изменение товарной позиции (классификационного кода товара) в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;
б) выполнение производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из Особой экономической зоны в Магаданской области;
в) изменение стоимости товара, если величина добавленной стоимости его переработки (обработки) составляет не менее 30 процентов доли цены поставляемого товара (в отношении товара, относящегося к электронной и сложной технике, - не менее 15 процентов).
При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:
- операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки;
- операции по подготовке товаров для продажи и транспортировки (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
- смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих.
Критерии достаточной переработки для конкретных товаров устанавливаются и применяются на основании Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" в порядке, определенном таможенными органами по представлению администрации Особой экономической зоны в Магаданской области (см. п. 6 ст. 6 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области").
Правительство РФ по представлению администрации Особой экономической зоны в Магаданской области вправе устанавливать ограничения таможенного режима Особой экономической зоны в Магаданской области и исключения из него (см. п. 7 ст. 6 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области").
Действие Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" не распространяется на внешнеторговые (внешнеэкономические) операции с драгоценными металлами (см. п. 8 ст. 6 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области").
Драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Перечень драгоценных металлов может быть изменен только федеральным законом. Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления. Драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Перечень драгоценных камней может быть изменен только федеральным законом (ст. 1 Федерального закона от 26.03.98 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (в ред. от 02.11.2004)). Постановлением Правительства РФ от 05.01.99 N 8 утвержден Порядок отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням.
Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" действует со дня его вступления в силу до 31 декабря 2014 года. За девять месяцев до истечения указанного срока Правительство РФ и администрация Магаданской области создают ликвидационную комиссию, которая осуществляет все необходимые действия, связанные с прекращением существования Особой экономической зоны (см. ст. 7 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области").
Досрочная ликвидация Особой экономической зоны в Магаданской области осуществляется на основании федерального закона.
В случае принятия федерального закона о досрочной ликвидации Особой экономической зоны в Магаданской области Правительство РФ устанавливает порядок и сроки ликвидации Особой экономической зоны в Магаданской области. Правительство РФ и администрация Магаданской области создают ликвидационную комиссию, полномочную решать вопросы, связанные с ликвидацией Особой экономической зоны в Магаданской области (см. ст. 8 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области").
Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" вступил в силу через 30 дней со дня его официального опубликования (см. ст. 9 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области").
Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" был впервые опубликован 7 июня 1999 г. в официальном периодическом издании "Российская газета", N 107.




Вернутся в раздел Комментарии к законам