Комментарии к законам

Статья 1. Комментарий к статье 1



Нормами статьи с 1 января 2006 г. вносятся изменения и дополнения в статьи части второй Налогового кодекса РФ, затрагивающие условия обложения резидентов особых экономических зон следующими налогами:
- налогом на добавленную стоимость (п. 1 - 4);
- акцизами (п. 5 и 6);
- единым социальным налогом (п. 7);
- налогом на прибыль организаций (п. 8 - 10);
- налогом на имущество организаций (п. 11);
- земельным налогом (п. 12).
Далее приводится комментарий к отдельным пунктам и подпунктам ст. 1 Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
1. До 1 января 2006 г. в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 151 "Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ при вывозе товаров с таможенной территории РФ в таможенном режиме экспорта налог на добавленную стоимость не уплачивается.
Такой порядок налогообложения НДС применяется также при помещении товаров под таможенные режимы таможенного склада, свободного склада или свободной таможенной зоны в целях последующего вывоза этих товаров (в том числе продуктов их переработки) в соответствии с таможенным режимом экспорта.
С 1 января 2006 г. абзац второй пп. 1 п. 2 ст. 151 "Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ действует в следующей редакции: "Указанный в настоящем подпункте порядок налогообложения применяется также при помещении товаров под таможенный режим таможенного склада в целях последующего вывоза этих товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта, а также при помещении товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны;".
Для резидентов особых экономических зон суть внесенного изменения состоит в том, что в соответствии с новой редакцией пп. 1 п. 2 ст. 151 НК РФ НДС не уплачивается при помещении товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны как в целях последующего вывоза этих товаров (в том числе продуктов их переработки) в соответствии с таможенным режимом экспорта, так и в иных целях.
Таким образом, внесенное изменение следует рассматривать как улучшающее положение только налогоплательщиков НДС - резидентов особых экономических зон, помещающих товары под таможенный режим свободной таможенной зоны без целей последующего вывоза этих товаров (в том числе продуктов их переработки) в соответствии с таможенным режимом экспорта.
Важно отметить, что при последующем вывозе указанных товаров (в неизмененном виде) на остальную часть таможенной территории РФ (за пределы территории особой экономической зоны) либо при передаче (продаже) этих товаров на территории особой экономической зоны лицам, не являющимся резидентами такой зоны, НДС исчисляется и уплачивается в порядке, установленном НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством РФ.
См. также комментарий к ст. 36 и 37 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
2. С 1 января 2006 г. статья 160 "Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации" гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ дополняется пунктом 5, в соответствии с которым налоговая база НДС при ввозе российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, на остальную часть таможенной территории РФ либо при передаче их на территории особой экономической зоны лицам, не являющимся резидентами такой зоны, определяется в соответствии с п. 1 ст. 160 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством РФ.
Внесенное изменение направлено на предотвращение возможных злоупотреблений в виде помещения российских товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны (получения при этом налоговых вычетов по НДС и акцизам) и последующей передачи (продаже) этих товаров на территории особой экономической зоны лицам, не являющимся резидентами такой зоны, или последующего их вывоза за пределы территории особой экономической зоны (на остальную часть таможенной территории РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 160 НК РФ при ввозе товаров (за исключением товаров, указанных в пунктах 3 и 5 ст. 160 НК РФ, и с учетом статей 150 - 152 НК РФ) на таможенную территорию РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма:
1) таможенной стоимости этих товаров;
2) подлежащей уплате таможенной пошлины;
3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).
Об уплате таможенной пошлины см. также комментарий к ст. 36 и 37 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
3. С 1 января 2006 г. подпункт 1 пункта 1 статьи 164 "Налоговые ставки" гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ после слова "экспорта" дополняются словами ", а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны,".
В соответствии с редакцией пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, действующей до 1 января 2006 г. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 18.08.2004 N 102-ФЗ), налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Таким образом, с 1 января 2006 г. налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ (документов, указанных в дополнительно введенном с 1 января 2006 г. пп. 5 п. 1 ст. 165 НК РФ).
Важно отметить, что изменение, внесенное в пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, затрагивает также норму, содержащуюся в пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Положение пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и переработки товаров под таможенным контролем.
4. С 1 января 2006 г. в статью 165 "Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов" гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ вносится ряд изменений и дополнений, обусловленных введением с этой даты налогообложения НДС по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.
а) С 1 января 2006 г. пункт 1 ст. 165 НК РФ дополняется подпунктом 5.
В соответствии с действующей до 1 января 2006 г. редакцией п. 1 ст. 165 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ) при реализации товаров, предусмотренных пп. 1 и (или) пп. 8 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено п. 2 и 3 ст. 165 НК РФ, представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории РФ. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копий полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции);
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке.
В случае, если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанных товаров (припасов).
В случае, если незачисление валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным валютным законодательством РФ, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории РФ.
В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию РФ и их оприходование;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ (далее - пограничный таможенный орган).
При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи представляется полная грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу РФ с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
В случаях и порядке, определяемых Министерством финансов РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области экономического развития и торговли, при вывозе отдельных видов товаров допускается представление экспортерами грузовой таможенной декларации (ее копии) с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление экспортируемых товаров, и специального реестра фактически вывезенных товаров с отметками пограничного таможенного органа РФ.
При вывозе с территории РФ припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов предоставляется таможенная декларация на припасы (ее копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения, о вывозе припасов с таможенной территории РФ;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей.
При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы:
- копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни РФ;
- копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории РФ.
При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу РФ с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
При вывозе товаров в режиме экспорта воздушным транспортом для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ в налоговые органы налогоплательщиком представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории РФ.
Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ, могут не представляться в случае вывоза товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.
При вывозе с территории РФ припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов предоставляются копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов с таможенной территории РФ воздушными и морскими судами, судами смешанного (река - море) плавания.
С 1 января 2006 г. пункт 1 ст. 165 НК РФ дополняется подпунктом 5, в соответствии с которым, частности, при реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки НДС 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено п. 2 и 3 ст. 165 НК РФ, представляются следующие документы:
- контракт (копия контракта) с резидентом особой экономической зоны,
- платежные документы об оплате товаров,
- копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны, выданная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, или его территориальным органом,
- таможенная декларация с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны.
б) В соответствии с п. 2 ст. 165 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ) при реализации товаров, предусмотренных пп. 1 или 8 п. 1 ст. 164 НК РФ, через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки НДС 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии договоров) налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом;
2) контракт (копия контракта) лица, осуществляющего поставку товаров на экспорт или поставку припасов по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории РФ;
3) выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товаров (припасов) на счет налогоплательщика или комиссионера (поверенного, агента) в российском банке.
В случае, если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, в налоговый орган представляются выписка банка (ее копия), подтверждающая внесение полученных налогоплательщиком или комиссионером (поверенным, агентом) сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товаров (припасов).
В случае, если незачисление валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным валютным законодательством РФ, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории РФ.
В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию РФ и их оприходование;
4) документы, предусмотренные подпунктами 3 и 4 п. 1 ст. 165 НК РФ (в соответствии с комментируемой статьей с 1 января 2006 г. в пп. 4 п. 2 слова "3 и 4" заменяются цифрами "3 - 5").
в) В соответствии редакцией п. 9 ст. 165 НК РФ, установленной комментируемой статьей, документы (их копии), указанные в п. 1 ст. 165 НК РФ, представляются налогоплательщиками НДС для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональным таможенным органом таможенной декларации о выпуске товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны.
Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме свободной таможенной зоны, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению НДС по ставкам соответственно 10 процентов или 18 процентов. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы НДС подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 "Порядок возмещения налога" гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ с 1 января 2006 года действует следующий порядок возмещения НДС.
В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 176 НК РФ (см. п. 1 ст. 176 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ)).
Объектом налогообложения НДС признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях гл. 21 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ (см. п. 1 ст. 146 НК РФ в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 06.08.2001 N 110-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ).
Сумма НДС, подлежащая возмещению (зачету, возврату), направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом по НДС, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.
Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, по согласованию с таможенными органами и в течение десяти дней после проведения зачета сообщают о нем налогоплательщику (см. п. 2 ст. 176 НК РФ в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ; Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ п. 2 ст. 176 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2007 г.).
По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом по НДС, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Возврат указанных сумм осуществляется органами федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель, считая со дня получения указанного решения налогового органа. В случае, если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
При нарушении вышеуказанных сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки (см. п. 3 ст. 176 НК РФ в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ; в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ, п. 3 ст. 176 утрачивает силу с 1 января 2007 г.).
Суммы, предусмотренные ст. 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пп. 1 - 6 и 8 п. 1 ст. 164 НК РФ, а также суммы НДС, исчисленные и уплаченные в соответствии с п. 6 ст. 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в п. 6 ст. 164 НК РФ, и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в п. 6 ст. 164 НК РФ, и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ).
В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения указанного решения.
В случае, если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и (или) указанное заключение не представлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.
В случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа.
Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.
В случае, если налоговым органом принято решение о возмещении, при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пеня на сумму недоимки не начисляется.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в связи с реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.
Не позднее последнего дня срока, указанного в абзаце втором п. 4 ст. 176 НК РФ (не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в п. 6 ст. 164 НК РФ, и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ), налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае, когда такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
При нарушении сроков, установленных п. 4 ст. 176 НК РФ, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ (см. п. 4 ст. 176 НК РФ в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ; на основании ст. 4 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ, п. 4 ст. 176 НК РФ утрачивает силу с 1 января 2007 г.).
5. С 1 января 2006 г. вносятся взаимосвязанные изменения в п. 1 и 2 ст. 185 "Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации" и в ст. 191 "Определение налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации" (см. комментарий к п. 6) главы 22 "Акцизы" НК РФ.
С 1 января 2006 г. в статью 185 НК РФ вносятся изменения в пп. 1 и 3 пункта 1 и в абзац второй подпункта 1 пункта 2.
а) До 1 января 2006 г. в соответствии с п. 1 ст. 185 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ) при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение акцизами производится в следующем порядке:
при выпуске подакцизных товаров для свободного обращения и при помещении подакцизных товаров под таможенный режим переработки для внутреннего потребления акциз уплачивается в полном объеме;
при помещении подакцизных товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства акциз не уплачивается.
С 1 января 2006 г. при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение акцизами производится в следующем порядке:
при выпуске подакцизных товаров для свободного обращения и при помещении подакцизных товаров под таможенные режимы переработки для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны акциз уплачивается в полном объеме;
при помещении подакцизных товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства акциз не уплачивается.
б) Как до, так и после 1 января 2006 г. в соответствии с п. 2 ст. 185 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) при вывозе подакцизных товаров с таможенной территории РФ в таможенном режиме экспорта за пределы таможенной территории РФ акциз не уплачивается с учетом ст. 184 НК РФ или уплаченные суммы акциза возвращаются (засчитываются) налоговыми органами РФ в порядке, предусмотренном НК РФ.
До 1 января 2006 г. указанный порядок применяется также при помещении товаров под таможенные режимы таможенного склада, свободного склада или свободной таможенной зоны в целях их (в том числе продуктов их переработки) последующего вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта за пределы таможенной территории Российской Федерации.
С 1 января 2006 г. указанный порядок налогообложения акцизами применяется также при помещении товаров под таможенный режим таможенного склада в целях последующего вывоза этих товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта, а также при помещении товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны.
6. Определение налоговой базы по акцизам при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ осуществляется в соответствии с правилами ст. 191 НК РФ.
При ввозе подакцизных товаров (с учетом положений ст. 185 НК РФ) на таможенную территорию РФ налоговая база акцизов определяется:
1) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения), - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;
2) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, как сумма:
- их таможенной стоимости;
- подлежащей уплате таможенной пошлины (см. п. 1 ст. 191 НК РФ).
Таможенная стоимость подакцизных товаров, а также подлежащая уплате таможенная пошлина определяются в соответствии с НК РФ (см. п. 2 ст. 191 НК РФ в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ).
Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на таможенную территорию РФ партии подакцизных товаров.
Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию РФ подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным налоговым ставкам, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. В аналогичном порядке налоговая база определяется также в случае, если в составе партии ввозимых на таможенную территорию РФ подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ для переработки вне таможенной территории РФ (см. п. 3 ст. 191 НК РФ в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ).
При ввозе на таможенную территорию РФ подакцизных товаров в качестве продуктов переработки вне таможенной территории Российской Федерации налоговая база определяется в соответствии с положениями ст. 191 НК РФ (см. п. 4 ст. 191 НК РФ).
С 1 января 2006 г. налоговая база акцизов при ввозе российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, на остальную часть таможенной территории РФ либо при передаче их на территории особой экономической зоны лицам, не являющимся резидентами такой зоны, определяется в соответствии с п. 1 ст. 191 НК РФ.
7. С 1 января 2006 г. в п. 1 ст. 241 "Налоговые ставки" гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ устанавливаются льготные налоговые ставки единого социального налога только для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны.
Единый социальный налог (ЕСН) - федеральный налог, взимаемый с 1 января 2001 г. в соответствии с гл. 24 НК РФ.
Налогоплательщиками ЕСН признаются (п. 1 ст. 235 НК РФ):
1) лица, производящие выплаты физическим лицам:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 235 НК РФ, он исчисляет и уплачивает ЕСН по каждому основанию (см. п. 2 ст. 235 НК РФ).
Объектом налогообложения ЕСН для налогоплательщиков, указанных в абз. втором и третьем пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абз. четвертом пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.
Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав) (см. п. 1 ст. 236 НК РФ).
Объектом налогообложения для налогоплательщиков ЕСН, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением (см. п. 2 ст. 236 НК РФ).
Указанные в п. 1 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения ЕСН, если (см. п. 3 ст. 236 НК РФ):
у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;
у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Налоговая база налогоплательщиков ЕСН, указанных в абз. втором и третьем пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 НК РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
При определении налоговой базы ЕСН учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ) (см. п. 1 ст. 237 НК РФ в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ).
Налогоплательщики, указанные в пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, определяют налоговую базу ЕСН отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом (см. п. 2 ст. 237 НК РФ).
Налоговая база налогоплательщиков ЕСН, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ, определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями гл. 25 НК РФ (см. п. 3 ст. 237 НК РФ).
При расчете налоговой базы ЕСН выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов (см. п. 4 ст. 237 НК РФ).
Налоговые ставки единого социального налога для указанной в комментируемой статье категории налогоплательщиков существенно ниже, чем аналогичные ставки для других категорий налогоплательщиков - работодателей. Так, в 2005 г. применяются следующие максимальные налоговые ставки ЕСН:
для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, к налоговой базе до 28 тыс. руб. на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года применяется налоговая ставка 20 процентов.
для налогоплательщиков - работодателей, не относящихся к вышеуказанным категориям к налоговой базе до 28 тыс. руб. на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года применяется налоговая ставка 26 процентов.
С 1 января 2006 г. для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, к налоговой базе до 28 тыс. руб. на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года применяется налоговая ставка 14 процентов.
Важно подчеркнуть, что льготные ставки ЕСН, вводимые с 1 января 2006 г., не распространяются на резидентов промышленно-производственных особых экономических зон.
8. С 1 января 2006 г. в гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ комментируемой статьей вносятся три изменения: в статьи 259, 262 и 283.
Налог на прибыль организаций - федеральный налог, взимаемый с 1 января 2002 г. на основании гл. 25 части второй НК РФ. Налог на прибыль организаций введен Федеральным законом от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". Этот налог заменил прежде взимавшийся налог на прибыль предприятий и организаций.
По налогу на прибыль организаций объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом даются различные определения прибыли для целей взимания налога для каждой категории налогоплательщиков:
1) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ;
2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ;
3) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 "Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации" НК РФ.
Под амортизацией понимается (от ср.-век. лат. Amortisatio - погашение) - постепенное перенесение стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического и морального износа на производимый продукт. Переносимая стоимость в денежной форме аккумулируется в амортизационном фонде. Суммы амортизации подлежат вычету при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с нормами главы 25 НК РФ, а также при расчете налоговой базы по налогу на доходы физических лиц у индивидуальных предпринимателей. Для целей взимания налога на прибыль организации в ст. 259 НК РФ установлены правила применения методов начисления сумм амортизации и специальных коэффициентов, а также правила начисления сумм амортизации при реорганизации.
С 1 января 2006 г. п. 7 ст. 259 "Методы и порядок расчета сумм амортизации" гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ дополняется абзацем следующего содержания: "Налогоплательщики - организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, вправе в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2.".
Внесенное изменение следует относить к изменениям, улучшающим положение налогоплательщиков организаций (по налогу на прибыль организаций) и индивидуальных предпринимателей (по налогу на доходы физических лиц) - резидентов промышленно-производственной особой экономической зоны. Наибольшие преимущества внесенное изменение принесет тем налогоплательщикам, деятельность которых связана со значительными расходами на приобретение основных средств и нематериальных активов. Применение специального коэффициента 2 дает возможность в два раза сократить сроки амортизации амортизируемого имущества.
В соответствии со ст. 256 НК в целях главы 25 НК амортизируемым имуществом признаются отдельные виды имущества, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые одновременно отвечают следующим требованиям:
- находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК);
- используются налогоплательщиком для извлечения дохода;
- погашение стоимости осуществляется путем начисления амортизации;
- срок полезного использования составляет более 12 месяцев;
- первоначальная стоимость составляет более 10000 рублей.
Кроме того, к амортизируемому имуществу не относятся виды имущества или объекты интеллектуальной собственности, не подлежащие амортизации в соответствии с п. 2 ст. 256 НК.
В ст. 256 НК установлен перечень видов имущества и объектов интеллектуальной собственности, которые у всех налогоплательщиков не относятся к амортизируемому имуществу, даже при соблюдении условий, установленных в п. 1 ст. 256 НК. Не подлежат амортизации (не являются амортизируемым имуществом): 1) земля; 2) иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы); 3) материально-производственные запасы; 4) товары; 5) объекты незавершенного капитального строительства; 6) ценные бумаги; 7) финансовые инструменты срочных сделок (в том числе форвардные, фьючерсные контракты, опционные контракты). В ст. 256 НК также перечислены виды амортизируемого имущества, не подлежащие амортизации при определенных условиях.
Важно подчеркнуть, что изменение не затрагивает резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны.
9. До 1 января 2006 г. в соответствии с п. 2 ст. 262 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, осуществленные им самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), равно как на основании договоров, по которым он выступает в качестве заказчика таких исследований или разработок, признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки в следующем порядке. Указанные расходы равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение трех лет при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований). Расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение трех лет в размере, не превышающем 70 процентов фактически осуществленных расходов.
В соответствии с Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ с 1 января 2006 г. указанные расходы равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение двух лет при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований). Расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение трех лет в размере фактически осуществленных расходов.
В соответствии с комментируемой статьей п. 2 ст. 262 с 1 января 2006 г. дополняется абзацем, в соответствии с которым расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата), произведенные налогоплательщиками - организациями, зарегистрированными и работающими на территориях особых экономических зон, созданных в соответствии с законодательством РФ, признаются в том отчетном (налоговом) периоде по налогу на прибыль организаций, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Данное изменение является изменением, улучшающим положение налогоплательщиков - резидентов особых экономических зон (как промышленно-производственных, так и технико-внедренческих), осуществляющих расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, осуществленные им самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), равно как на основании договоров, по которым он выступает в качестве заказчика таких исследований или разработок.
В соответствии с п. 1 ст. 262 НК РФ (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ) расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, а также расходы на формирование Российского фонда технологического развития, иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".
10. С 1 января 2006 г. вносится дополнение в пункт 2 статьи 283 "Перенос убытков на будущее" гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, касающееся только налогоплательщиков - организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны.
В соответствии с п. 1 ст. 283 (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) НК РФ налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с гл. 25 НК РФ, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). При этом определение налоговой базы текущего налогового периода производится с учетом особенностей, предусмотренных ст. 283 НК РФ, ст. 275.1, ст. 280 и 304 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 283 НК РФ налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка.
При этом на основании Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ в 2006 г. совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 50 процентов (в 2005 г. соответствующее ограничение составляло 30 процентов, а с января 2007 г. оно отменяется для всех категорий налогоплательщиков) налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 274 НК РФ.
Указанное ограничение (установленное абзацем вторым п. 2 ст. 283 НК РФ) уже с 1 января 2006 г. не применяется в отношении налогоплательщиков - организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны.
Налогоплательщики - организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, должны соблюдать другие правила переноса убытков на будущее.
Если налогоплательщик понес убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они понесены.
Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.
В случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 283 НК РФ, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации (см. п. 3 - 5 ст. 283 НК РФ).
11. С 1 января 2006 г. статья 381 "Налоговые льготы" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ дополняется п. 17, в соответствии с которым от обложения налогом на имущество организаций освобождаются организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет.
Налогоплательщиками на прибыль организаций признаются:
- российские организации;
- иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
Деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 НК РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (см. ст. 373 НК РФ).
Объектом налогообложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.
В целях гл. 30 НК РФ иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.
Не признаются объектами налогообложения налогом на имущество организаций:
1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации (см. ст. 374 НК РФ).
В соответствии со ст. 380 НК РФ налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 процента. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Внесенное комментируемым пунктом изменение улучшает положение налогоплательщиков - резидентов особых экономических зон, имеющих движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.
Следует отметить, что законодатель на федеральном уровне не предоставил соответствующего освобождения индивидуальным предпринимателям, являющимся резидентами особых экономических зон, по налогу на имущество физических лиц (налогу на недвижимость).
12. С 1 января 2006 г. статья 395 "Налоговые льготы" гл. 31 "Земельный налог" НК РФ дополняется пунктом 9, в соответствии с которым организации - резиденты особой экономической зоны освобождаются от уплаты земельного налога сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны.
Важно подчеркнуть, что на федеральном уровне законодатель не установил аналогичного освобождения от уплаты земельного налога для индивидуальных предпринимателей - резидентов особых экономических зон.
Земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (местный налог), вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов РФ, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов РФ.
Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (см. ст. 387 НК РФ).
Таким образом, освобождение от уплаты земельного налога для индивидуальных предпринимателей - резидентов особых экономических зон может быть установлено нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (см. ст. 388 НК РФ).
Объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения земельным налогом:
1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, в пределах лесного фонда;
5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами (см. ст. 389 НК РФ).
Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ (см. ст. 390 НК РФ).
Налоговые ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок земельного налога в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (см. ст. 394 НК РФ).
Таким образом, представительные органы самоуправления или законодательные органы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга не вправе устанавливать на территории особой экономической зоны для резидентов особых экономических зон дифференцированные (различающиеся) ставки земельного налога для организаций и индивидуальных предпринимателей.




Вернутся в раздел Комментарии к законам