Комментарии к законам

Статья 183 УК РФ (в редакции 1996 г.) предусматривала ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну. После принятия Федерального закона от 7 августа 2001 г. новая редакция ст. 183 УК дополнительно говорит об ответственности за такие же действия в отношении сведений, составляющих налоговую тайну.. Развитие свободного предпринимательства и связанной с ним конкуренции настоятельно требует правового обеспечения защиты информации, представляющей коммерческую ценность, разглашение которой может причинить вред субъектам экономической деятельности. Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" относит получение, использование и разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, к типичным проявлениям недобросовестной конкуренции.



Само понятие коммерческой тайны раскрывается в ч. 1 ст. 139 ГК, согласно которой информация составляет коммерческую тайну в случае, когда эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок ее защиты определяются самим предпринимателем. Прежде всего, коммерческая тайна охраняется в области внедрения достижений научно-технического прогресса и ноу-хау. Коммерческой тайной могут являться и другие "секреты" хозяйствующих субъектов, как-то: сведения о производстве, планах развития предприятия, финансах, сроках и сумме кредитования, состоянии рынка, партнерах, переговорах, контрактах и др. В Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. "О бухгалтерском учете" (п. 4 ст. 10) установлено, что коммерческой тайной является содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности организации <*>. Вместе с тем существует перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. В настоящее время такой перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. N 35 <**>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369.
<**> СП РФ. 1992. N 1 - 2. Ст. 7.
Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, не исчерпываются указанным перечнем. В ряде других нормативных актов также можно встретить положения, что соответствующие сведения не могут считаться коммерческой тайной. Чрезвычайно важными являются положения ст. 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг", где сформулированы требования об обязательном раскрытии определенной информации на рынке ценных бумаг.
Таким образом, организация, предполагающая придать каким-либо сведениям режим коммерческой тайны, должна определить круг сведений, составляющих такую тайну, установить порядок ознакомления с этими сведениями и круг лиц, имеющих право знакомиться с названными сведениями, т.е. обеспечить их конфиденциальность.
В отличие от коммерческой тайны, когда круг относящихся к ней сведений устанавливается самой организацией, круг сведений, являющихся банковской тайной, определен законом и одинаков для всех банков, их клиентов и корреспондентов. Законом установлен также круг лиц, которые в соответствующих случаях имеют право получать сведения, составляющие банковскую тайну. Основные принципиальные положения о составе сведений, составляющих банковскую тайну, и о режиме этой тайны изложены в ст. 857 ГК и в ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в редакции от 3 февраля 1996 г. <*> и 7 августа 2001 г.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
Так, в соответствии со ст. 857 ГК банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. В то же время в интересах борьбы с преступностью, легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, осуществления правосудия, соблюдения налогового, антимонопольного и таможенного законодательства рядом нормативных актов определен круг организаций и лиц, которые в соответствующих случаях имеют право на получение информации, составляющей коммерческую, налоговую или банковскую тайну.
Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (ст. 26) конкретно предусмотрено, что справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Информация по операциям физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц предоставляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Понятие налоговой тайны раскрыто в ст. 102 Налогового кодекса РФ, согласно которой налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике (организациях и физических лицах), за исключением сведений:
1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его разрешения;
2) об идентификационном номере налогоплательщика;
3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, представленных этим органом). Налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Статья 183, направленная на защиту коммерческой, налоговой и банковской тайны, в первых двух частях предусматривает различные преступления, объединяемые лишь объектом и предметом посягательства - сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну.
В ч. 1 ст. 183 предусмотрена ответственность за собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом. Сведения, составляющие коммерческую тайну, могут быть материализованы и в других носителях: чертеж, модель, дискеты, промышленный образец, формула изобретения, технологии, включая ноу-хау, физические поля, в которых информация находит отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов и др.
Объективная сторона преступления может быть выражена различными действиями, объединяемыми понятием "собирание". Оно охватывает похищение документов и других материальных носителей коммерческой, налоговой или банковской тайны, завладение (или попытка завладения) ею путем подкупа, различных угроз и шантажа в отношении лиц, владеющих тайной, или их близких, перехват информации в средствах связи, незаконное ознакомление с документами или их копирование, использование подслушивающих приборов и иных специальных технических средств, проникновение в компьютерную систему и другие незаконные способы.
Собирание сведений, отнесенных к коммерческой, налоговой или банковской тайне, путем неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, следует квалифицировать по совокупности ч. 1 ст. 183 и ст. 272.
Похищение документов и иных носителей коммерческой, налоговой или банковской тайны может быть совершено тайно, открыто, с применением обмана или физического насилия. В последнем случае насильственные действия должны получить самостоятельную квалификацию.
Если способом собирания сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, был подкуп лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, или должностных лиц, думается, что виновного следует привлечь к ответственности не только по ч. 1 ст. 183, но и по ч. 1 либо ч. 2 ст. 204 или ст. 291.
Состав преступления - формальный; наказуемы сами действия по собиранию сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, независимо от наступления каких-либо последствий этих действий.
Субъективная сторона. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, - это преступление, совершаемое с прямым умыслом. Виновный осознает, что собираемая им информация является коммерческой, налоговой или банковской тайной, и желает ею завладеть.
Элементом состава преступления является и цель совершения данных действий - разглашение сведений, составляющих тайну предпринимателя, либо незаконное использование этих сведений.
Мотивы преступления различны. Это могут быть мотивы, связанные с конкурентной борьбой, корысть, зависть и месть, связанные с желанием причинить вред владельцу коммерческой, налоговой или банковской тайны, клиентам или корреспондентам банка, и др.
Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое не являлось владельцем соответствующей тайны и не было к ней допущено по профессиональной или служебной деятельности.
Незаконное получение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, отнесено к числу преступлений небольшой тяжести.
Часть 2 ст. 183 регламентирует ответственность за незаконное разглашение или использование лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, коммерческой, налоговой или банковской тайны без согласия ее владельца.
Коммерческую, налоговую или банковскую тайну должны соблюдать все работники организации и иные лица, которым эта тайна известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью. Это могут быть как рядовые или управленческие работники, так и руководители организаций, должностные лица и служащие органов прокуратуры, следствия и дознания, Комитета по финансовому мониторингу, налоговых и таможенных органов, арбитражного суда, нотариата, органов валютного контроля, антимонопольных органов, аудиторских организаций, Госстандарта и др. В соответствующих нормативных актах установлена их обязанность соблюдать коммерческую (банковскую) тайну. Тайна должна соблюдаться лицами, ею владеющими, и после увольнения их с работы - до тех пор пока эти сведения не перестали быть охраняемой тайной, к которой нет свободного доступа.
Способы разглашения или использования коммерческой, налоговой или банковской тайны различны, но во всех случаях лицо, совершающее эти действия, знает, что разглашаемые или используемые им сведения являются тайной.
Разглашение - это незаконное предание огласке конфиденциальных сведений, вследствие чего они без согласия владельца стали известны постороннему лицу, т.е. тому, кто не имел права на ознакомление с этими сведениями. Незаконное использование сведений, являющихся чужой тайной, будет иметь место, в частности, при применении этих сведений в экономической (предпринимательской) деятельности без разрешения владельца всеми, кому эта тайна стала известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью.
Состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 183 УК (в редакции от 7 августа 2001 г.), сконструирован по типу формального; следовательно, для признания преступления оконченным не требуется наступления каких-либо последствий. В новой редакции ч. 2 ст. 183 УК отсутствует и указание на корыстную или иную личную заинтересованность, как на обязательные мотивы данного преступления. Данное деяние является преступлением средней тяжести.
В ч. 3 ст. 183 УК (в редакции от 7 августа 2001 г.) предусмотрена ответственность за "те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности". Систематическое толкование уголовного закона дает основание для утверждения, что квалифицирующие признаки, содержащиеся в ч. 3 (и разумеется, в ч. 4) ст. 183 УК, относятся только к незаконному разглашению или незаконному использованию сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.
Причинение крупного ущерба должно находиться в причинной связи с незаконным разглашением или использованием чужой тайны. Это могут быть большие материальные убытки, понесенные хозяйствующим субъектом в конкурентной борьбе, вызванные спадом производства, необходимостью его переориентации, уменьшением клиентуры, потерей рынков сбыта и т.д. Крупный ущерб определен в законе в сумме, превышающей 250 тыс. руб.
Виновное лицо, разглашая или используя чужую коммерческую, налоговую или банковскую тайну, понимает, что это повлечет или может повлечь причинение крупного ущерба владельцу тайны, желает этого или сознательно допускает или безразлично относится к такому последствию. Конструкция уголовного закона не исключает возможность причинения крупного ущерба как последствия данного деяния и по неосторожности. Последнее замечание равным образом относится и к случаям причинения тяжких последствий (ч. 4 ст. 183 УК).
Тяжкие последствия преступления понимаются более широко, чем причинение материальных убытков. Это может быть банкротство и ликвидация организации, банкротство индивидуального предпринимателя, причинение серьезного вреда здоровью людей, самоубийство потерпевшего и др., если эти последствия находятся в причинной и виновной связи с незаконным разглашением или использованием соответствующих сведений.
Незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, предусмотренное ч. 3 ст. 183 УК, отнесено к категории преступлений средней тяжести, а ч. 4 ст. 183 УК - к тяжким преступлениям.
6. Подкуп участников и организаторов
профессиональных спортивных соревнований
и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184)
Профессионализация спорта и коммерциализация шоу-бизнеса вызывают интерес к этим видам деятельности как предпринимателей, вкладывающих в них большие деньги, так и организованных преступных группировок. Реклама в связи с проведением спортивных соревнований и конкурсов, организация различных лотерей, функционирование букмекерских контор и тотализатора, возможность в зависимости от того или иного результата соревнования или конкурса получить значительный доход влекут за собой попытки подкупа спортсменов-профессионалов, судей, других участников и организаторов спортивных соревнований, организаторов и членов жюри зрелищных коммерческих конкурсов. Поэтому подкуп участников и организаторов профессиональных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов можно рассматривать как своеобразное проявление недобросовестной конкуренции.
Согласно Федеральному закону от 29 апреля 1999 г. "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" профессиональный спорт - это "предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей", а спортсмен-профессионал - "спортсмен, для которого занятие спортом является основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них" (ст. 2).
Конкурс будет считаться коммерческим, если он проводится с целью получения прибыли организаторами конкурса.
Уголовный закон устанавливает ответственность как за подкуп спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей команд и других участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований, организаторов или членов жюри зрелищных коммерческих конкурсов, так и за получение ими незаконного вознаграждения имущественного характера, предусмотрев это в различных частях ст. 184. Наиболее строго наказывается подкуп, совершенный организованной группой (ч. 2 ст. 184), отнесенный к числу преступлений средней тяжести.
Предметом подкупа могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество (валютные ценности, различные вещи, в том числе недвижимые), а также предоставляемые без оплаты услуги имущественного характера (например, путевка за границу и т.п.).
Объективная сторона подкупа заключается в передаче лично или через посредника названных имущественных ценностей или в предоставлении услуги имущественного характера спортсмену-профессионалу, судье спортивного соревнования, тренеру, руководителю команды, другому участнику или организатору профессиональных спортивных соревнований, а также лицу, являющемуся организатором или членом жюри зрелищного коммерческого конкурса. К числу других участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований можно отнести начальника команды, спортивного комиссара, инспектора матча, секунданта, массажиста, стартера и автомеханика (при проведении автомотосоревнований) и др.
Подкуп признается оконченным преступлением при условии принятия хотя бы части незаконного вознаграждения спортсменами или другими участниками и организаторами спортивных соревнований и зрелищных конкурсов. Не имеет значения, выполнено ли обещанное лицом, принявшим вознаграждение, повлиял ли подкуп на результаты соревнования или конкурса. Необходимо лишь, чтобы стороны осознавали, что материальные ценности или услуги передаются с целью оказать влияние на результаты соревнования или конкурса. Если вознаграждение не принято, то попытка его передачи или предоставления имущественной услуги рассматривается как покушение на подкуп.
Не является преступлением обещание вознаграждения спортсменам и фактическая передача им различных ценностей и предоставление материальных благ с целью стимулировать их, чтобы в честной спортивной борьбе они добились лучших результатов.
Части 3 и 4 ст. 184 предусматривают ответственность лиц, получающих в подобных случаях деньги или иное имущество либо пользующихся услугами имущественного характера. Наиболее снисходителен закон к спортсменам, принимающим ценности и услуги, предоставленные им в качестве подкупа, поскольку все виды наказания, предусмотренного ч. 3 ст. 184, не связаны с лишением свободы. Более строг закон к спортивным судьям, тренерам, руководителям команд и другим участникам и организаторам профессиональных соревнований, организаторам и членам жюри зрелищных коммерческих конкурсов.
Субъектом подкупа (ч. 1 и 2 ст. 184) может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Субъективная сторона. Преступление совершается с прямым умыслом и с целью оказать влияние на результат профессионального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса. Мотивы подкупа обычно корыстные, но возможны и любые другие, например желание во что бы то ни стало победы любимого спортсмена или команды, участника конкурса или, наоборот, мстительное желание навредить какому-либо участнику, не допустить его победы.
Субъекты получения незаконного вознаграждения при подкупе, указанные в ч. 3 и 4 ст. 184, специальные. Это могут быть граждане России, иностранцы, лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста. Возраст следует подчеркнуть особо, поскольку профессионально спортом могут заниматься и лица моложе 16 лет (например, художественной гимнастикой, теннисом, плаванием).
Преступления этих лиц будут считаться оконченными с момента принятия ими незаконного вознаграждения независимо от того, выполнили ли они обещанное, повлияло ли их поведение (действие или бездействие) на достижение цели, к которой стремилась подкупающая сторона. Необходимо, чтобы данные субъекты понимали, что вознаграждение принимается ими незаконно, а передано оно с целью оказать влияние на результаты спортивного соревнования или зрелищного конкурса.
Квалифицированным видом подкупа признается совершение деяния организованной группой (ч. 2 ст. 184).
Квалифицирующие признаки для лиц, принимающих незаконное вознаграждение, переданное им в целях оказания влияния на результаты соревнований и конкурсов, закон не предусматривает.
В отличие от законов об ответственности за взяточничество (примечание к ст. 291) и коммерческий подкуп (примечание к ст. 204) в данном случае никакие специальные основания освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов, в законе не оговорены. Нужно, однако, иметь в виду, что преступления, предусмотренные ч. 1 - 4 ст. 184, - это преступления небольшой или средней тяжести, к которым применим институт деятельного раскаяния (ст. 75), способный повлечь освобождение от уголовной ответственности, если после преступления лицо добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.
Итак, нормы УК, нарушающие отношения добросовестной конкуренции, устанавливают ответственность за ряд деяний.
Наряду с гражданско-правовыми и административно-правовыми мерами с помощью уголовных законов государство стремится создать преграду монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, являющимся злейшими врагами рыночной экономики, препятствующими ее развитию.
§ 6. Преступления, нарушающие установленный порядок
обращения денег и ценных бумаг
Литература:
Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности (Экономические преступления). СПб., 2002. Разд. II. Гл. 2. § 4;
Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998. Гл. 2. § 2;
Горелик А.С., Шишко И.В., Хлупина Г.Н. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Красноярск, 1998;
Ларичев В.Д. Преступления в кредитно-денежной сфере и противодействие им. М., 1996;
Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности. Комментарий к главе 22 УК РФ. Ростов н/Д., 1999;
Талан М.В. Преступления в сфере экономической деятельности: вопросы теории и законодательного регулирования. Казань, 2001. Гл. 3. § 2.
1. Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185)
Количество преступлений на рынке ценных бумаг составляет небольшую долю среди преступлений экономической направленности, однако эти преступления характеризуются высокой общественной опасностью в связи с большим числом потерпевших и огромным материальным ущербом.
В настоящее время основными нормативными актами, регулирующими отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, являются Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон от 5 марта 1999 г. "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; 1999. N 10. Ст. 1163.
В ст. 185 (в редакции 2002 г.) фактически описаны признаки четырех преступлений, связанных с эмиссией ценных бумаг, отличающихся друг от друга и по признакам объективной стороны, и по признакам, характеризующим субъекта преступления:
1) внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации, повлекшее причинение крупного ущерба;
2) утверждение проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверную информацию, повлекшее причинение крупного ущерба;
3) утверждение заведомо недостоверного отчета об итогах выпуска ценных бумаг, повлекшее причинение крупного ущерба;
4) размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, повлекшее причинение крупного ущерба.
ГК в ст. 142 определяет ценную бумагу, как документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Однако в ст. 185 речь идет лишь об эмиссионных ценных бумагах, в том числе бездокументарных, которые закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка, размещаются выпусками и имеют равные объемы и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. Такими эмиссионными ценными бумагами являются акция, облигация и опцион эмитента.
Под эмиссией ценных бумаг понимается установленная законом последовательность действий эмитента (юридического лица, органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, несущих от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими) по размещению эмиссионных ценных бумаг. Государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта в случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500.
Назначение проспекта эмиссии состоит в том, чтобы предоставить инвесторам, приобретающим ценные бумаги, максимум необходимой информации об эмитенте, чтобы они могли самостоятельно оценить привлекательность ценных бумаг данного эмитента и принять осознанное решение. Проспект эмиссии должен содержать данные об эмитенте, его финансовом положении, сведения о предстоящем выпуске эмиссионных ценных бумаг. Подробный и исчерпывающий перечень данных и сведений, обязательно включаемых в проспект эмиссии ценных бумаг, приводится в ст. 22 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
За достоверность информации, включенной в проспект эмиссии, отвечают кредитная организация - эмитент и лица, подписавшие проспект эмиссии.
Уголовный закон не уточняет, какие именно сведения, содержащиеся в проспекте эмиссии, должны быть заведомо недостоверными. Следовательно, это искажение реального положения может касаться любой содержащейся в проспекте эмиссии информации. Для уголовной ответственности необходимо лишь обязательно установить, что наступивший крупный ущерб причинно связан с включением в проспект эмиссии заведомо недостоверной информации, иначе говоря, требуется доказать, что, если бы соответствующая информация в проспекте эмиссии не была ложной, указанное последствие не наступило бы.
Проспект эмиссии представляется в государственный регистрирующий орган, когда осуществляется регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг. Перечень регистрирующих органов на территории Российской Федерации устанавливается Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. В частности, государственную регистрацию выпусков ценных бумаг кредитными организациями осуществляет в зависимости от характера эмиссии департамент контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках Центрального банка РФ или территориальные учреждения Центрального банка, на которые возложена эта обязанность.
Наряду с другими основаниями возможного отказа в регистрации выпуска ценных бумаг Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" указывает внесение в проспект эмиссии или решение о выпуске ценных бумаг ложных сведений или сведений, не соответствующих действительности. Решение регистрирующего органа о регистрации выпуска ценных бумаг можно одновременно считать и регистрацией (утверждением) проспекта эмиссии.
Не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска в государственный регистрирующий орган, который рассматривает отчет в двухнедельный срок и при отсутствии связанных с выпуском ценных бумаг нарушений регистрирует его, отвечая за полноту зарегистрированного им отчета. Регистрирующий орган вправе оценивать информацию, содержащуюся в отчете, на предмет ее достоверности и отказать в регистрации отчета, вследствие чего выпуск эмиссионных ценных бумаг признается несостоявшимся. В силу этого представляется, что процедура утверждения отчета об итогах выпуска ценных бумаг складывается из двух составляющих: утверждения отчета об итогах выпуска уполномоченным органом управления организации-эмитента и регистрации отчета об итогах выпуска регистрирующим органом.
Еще одной разновидностью злоупотребления при эмиссии ценных бумаг является размещение ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию. Данная уголовно-правовая норма корреспондирует требованию, содержащемуся в ст. 24 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", что эмитент имеет право на размещение выпускаемых им ценных бумаг только после регистрации их выпуска.
Утверждение (регистрация) проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверную информацию, и утверждение (регистрация) заведомо недостоверных результатов эмиссии уголовно наказуемы также только в случаях причинения этими действиями крупного ущерба. Ущерб, как правило, причиняется инвесторам, т.е. юридическим и физическим лицам - владельцам эмиссионных ценных бумаг.
В примечании к ст. 185 УК (в редакции 2003 г.) определено, что крупным ущербом в ст. 185 и 185.1 УК признается ущерб, превышающий 1 млн. руб.
Субъект. Субъектом преступления в виде внесения в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации являются лица, выполняющие управленческие функции в организации-эмитенте, или должностные лица органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, осуществляющих эмиссию ценных бумаг, ответственные за достоверность включенной в проспект эмиссии информации и подписавшие этот проспект, а также подписавшие проспект ценных бумаг аудитор, независимый оценщик и финансовый консультант.
Субъектами преступления в форме утверждения проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверную информацию, или в форме утверждения заведомо недостоверных результатов эмиссии могут быть должностные лица государственного регистрирующего органа, уполномоченные на проведение регистрации выпуска ценных бумаг и отчета о проведенном выпуске.
Кроме того, за утверждение заведомо недостоверных результатов эмиссии ответственность несут уполномоченные управленческие работники организации-эмитента. Эти же работники виновны и в размещении эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию <*>.
--------------------------------
<*> В юридической литературе вопрос о субъектах данного преступления решается неоднозначно. См.: Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности. Комментарий к главе 22 УК РФ. С. 198 - 199; Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Указ. соч. С. 61 - 62; Пинкевич Т.В. Указ. соч. С. 146 и др.
Субъективная сторона. Преступление во всех его формах совершается умышленно, как правило, из корыстных побуждений, хотя мотив преступления не имеет значения для квалификации. Умыслом виновных обязательно должна охватываться возможность наступления последствий в виде крупного ущерба.
Злоупотребление при эмиссии ценных бумаг отнесено законом к числу преступлений небольшой тяжести.
В ч. 2 ст. 185 УК (в редакции от 4 марта 2002 г.) предусмотрены квалифицированные виды злоупотреблений при эмиссии ценных бумаг. Квалифицирующее значение имеет совершение таких действий группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. В этих случаях преступление относится к категории средней тяжести.
Злоупотребление при эмиссии ценных бумаг является специальной нормой по отношению к злоупотреблению полномочиями (ст. 201) и злоупотреблению должностными полномочиями (ст. 285). Крупный ущерб, предусмотренный ст. 185, вполне сопоставим с существенным вредом правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Поэтому санкция ст. 185 представляется чрезвычайно низкой, не соответствующей опасности деяния.
2. Злостное уклонение от предоставления инвестору
или контролирующему органу информации, определенной
законодательством Российской Федерации
о ценных бумагах (ст. 185.1)




Вернутся в раздел Комментарии к законам