Комментарии к законам

Статья 209 предусматривает ответственность за три формы бандитизма: создание банды, руководство ею и участие в банде и совершаемых ею нападениях.. Основным объектом всех форм бандитизма является общественная безопасность как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних угроз общеопасного характера. Дополнительным объектом бандитизма может быть здоровье или имущественные интересы граждан, а равно имущественные интересы государственных и коммерческих организаций, предприятий или учреждений, порядок управления и др.



С объективной стороны первые две формы бандитизма выражаются в создании устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, а равно в руководстве такой группой (бандой).
Под бандой понимается организованная устойчивая вооруженная группа из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации. Как говорится в п. 2 указанного выше Постановления Пленума, банда может быть создана и для совершения одного, но требующего тщательной подготовки нападения <*>. Об устойчивости банды могут свидетельствовать, в частности, такие признаки, как стабильность ее состава, тесная взаимосвязь между ее участниками, согласованность их действий, постоянство форм и методов преступной деятельности, длительность ее существования и количество совершенных преступлений. Признак вооруженности банды предполагает наличие у ее участников огнестрельного или холодного оружия (в том числе метательного) как заводского, так и самодельного изготовления, различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия. Банда признается вооруженной при наличии оружия хотя бы у одного из ее участников и осведомленности их об этом. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что использование участниками нападения непригодного к целевому применению оружия или его макетов не может рассматриваться в качестве признака их вооруженности. При решении вопроса о признании оружием предметов, используемых участниками банды при нападении в качестве оружия, следует руководствоваться положениями Закона РФ "Об оружии", а в необходимых случаях и заключением экспертов.
--------------------------------
<*> Там же.
Создание банды предполагает совершение любых действий, результатом которых стало образование организованной устойчивой вооруженной группы в целях нападения на граждан или организации. Эти действия могут выражаться в сговоре, приискании соучастников финансирования, приобретении оружия и т.п.
Так, В. предложил своему родственнику (мужу сестры) С. совершать нападения на квартиры граждан, пояснив последнему, что у него имеется охотничье и нарезное оружие, из которых он заготовит обрезы, а также боеприпасы к ним. Когда С. согласился, В. изготовил из малокалиберной винтовки и охотничьего ружья обрезы, а также маски, приобрел в магазине изоленту и нож. Затем В. и С. составили список лиц, на которых они будут совершать нападения, разработали план преступной деятельности, согласно которому они предварительно изучали обстановку и расположение квартир, наличие железных дверей, запоров, пути отхода после совершения преступления, способы сокрытия похищенного, распределили свои роли, договорившись, что во время нападения С. будет вооружен обрезом, а В. - ножом. После этого они совершили ряд бандитских нападений <*>.
--------------------------------
<*> БВС РФ. 1995. N 5. С. 10 - 11.
Создание вооруженной банды является оконченным преступлением независимо от того, были ли совершены планировавшиеся ею нападения. Когда действия лица по созданию банды в силу пресечения их правоохранительными органами или по другим, не зависящим от этого лица, причинам не привели к созданию банды, они должны квалифицироваться как покушение на создание банды.
Под руководством бандой понимается принятие виновным решений, связанных с планированием, материальным обеспечением и организацией преступной деятельности банды, а также руководство совершением ею конкретных нападений.
С субъективной стороны состав бандитизма, предусмотренного ч. 1 ст. 209, характеризуется умышленной виной в форме прямого умысла. Целью виновного является создание вооруженной группы (банды) для нападений на граждан или организации, как правило, по корыстным побуждениям. В отдельных случаях мотивами вооруженных нападений могут быть убийства, изнасилования, уничтожение или повреждение имущества конкурентов и т.п. В таких случаях содеянное квалифицируется по совокупности преступлений (ст. 209 и ст. 105, 131, 167).
Субъектом бандитизма, предусмотренного ч. 1 ст. 209, могут быть только вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. Рассматриваемое преступление относится к категории особо тяжких преступлений.
В ч. 2 ст. 209 предусматривается ответственность за второй вид бандитизма: участие в устойчивой вооруженной группе (банде) или в совершаемых ею нападениях.
С объективной стороны участие в устойчивой вооруженной группе (банде) или в совершаемых ею нападениях предполагает не только непосредственное участие виновного в сборах и разборках банды, а также в совершаемых ею нападениях, но и выполнение участником банды иных действий, направленных на обеспечение ее успешного функционирования: снабжение оружием или транспортом, ведение разведывательной работы, подыскивание объектов нападений и т.п. В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ как бандитизм должно квалифицироваться участие в совершаемом нападении и таких лиц, которые, не являясь членами банды, сознают, что принимают участие в преступлении, совершаемом бандой. Действия лиц, не состоящих членами банды и не принимавших участия в совершенных ею нападениях, но оказавших содействие банде в ее преступной деятельности, квалифицируются по ч. 5 ст. 33 и соответствующей части ст. 209.
Субъективная сторона и субъект предусмотренного ч. 2 ст. 209 бандитизма аналогичны признакам состава бандитизма, предусмотренного ч. 1 ст. 209. Если в вооруженном нападении участвовали лица в возрасте от 14 до 16 лет, они подлежат уголовной ответственности лишь за те конкретные преступления, ответственность за которые наступает с 14 лет.
Участие в устойчивой вооруженной группе (банде) или совершаемых ею нападениях относится к категории особо тяжких преступлений.
В ч. 3 ст. 209 предусматривается ответственность за названные выше виды бандитизма при квалифицирующих признаках, т.е. когда деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 209, совершены с использованием своего служебного положения. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, под совершением бандитизма с использованием своего служебного положения следует понимать использование лицом при создании банды или руководстве ею, участии в ней или совершаемых ею нападениях своих властных или служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверений или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением, при подготовке или совершении бандой нападения либо при финансировании ее преступной деятельности, материальном оснащении, подборе новых членов банды и т.п.
Деяние, предусмотренное ч. 3 ст. 209, является особо тяжким преступлением.
В Постановлении Пленума от 17 января 1997 г. N 1 указывается, что ст. 209 устанавливает ответственность только за создание банды, руководство ею и участие в ней или в совершаемых ею нападениях, но не предусматривает ответственность за совершение членами банды в процессе нападения преступных действий, образующих самостоятельные составы преступлений, в связи с чем в этих случаях следует руководствоваться положениями, согласно которым при совокупности преступлений лицо несет ответственность за каждое преступление по соответствующей статье или части статьи УК.
7. Организация преступного сообщества
(преступной организации) (ст. 210)
В ст. 210 предусматривается три состава преступления, которых не было в прежнем уголовном законодательстве России. В ч. 1 установлена уголовная ответственность за создание преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, а равно за руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него структурными подразделениями, а также за создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях разработки планов и условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений без квалифицирующих признаков.
В последние годы в нашей стране наблюдается рост числа организованных преступных организаций (сообществ), в которые нередко вовлекаются представители властных и управленческих структур, что стало серьезно угрожать национальной безопасности страны. Этим и объясняется необходимость усиления борьбы с организованной преступностью, составными частями которой являются преступные сообщества (преступные организации), объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных преступных групп.
Основным объектом состава организации преступного сообщества (преступной организации), а равно руководства таким сообществом (организацией) или входящими в него структурными подразделениями, а также создания объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях разработки планов и условий для совершения тяжких и особо тяжких преступлений является состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз в связи с наличием и функционированием организованных преступных сообществ. Дополнительным объектом этого состава могут быть жизнь и здоровье людей, половая свобода и половая неприкосновенность личности, собственность, общественный порядок и другие ценности.
С объективной стороны данное преступление выражается в создании преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, а равно в руководстве таким сообществом (организацией) или входящими в него структурными подразделениями. Объективная сторона этого состава может выражаться также в создании объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях разработки планов и условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений.
Юридические признаки преступного сообщества (преступной организации) раскрываются в ч. 4 ст. 35, согласно которой преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп, созданным в тех же целях.
Создание преступного сообщества (преступной организации), его структурных подразделений или объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных преступных групп предполагает активную деятельность организатора (организаторов), выражающуюся в подборе или вербовке участников такого сообщества (организации), его структурных подразделений, объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп, в определении их численного состава и организационных структур, принципов поддержания связи и внутренней дисциплины, в осуществлении других организационных действий, обеспечивающих функционирование такого сообщества, его структурных подразделений либо объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп.
Руководство преступным сообществом (организацией) или входящими в него структурными подразделениями, объединением организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях разработки планов и условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений с объективной стороны предполагает разработку планов и руководство осуществлением их в преступных акциях, контроль за поддержанием дисциплины и конспирации, планирование и контроль мероприятий разведывательного характера и мер обеспечения собственной безопасности, контроль за финансовым состоянием сообщества и решение вопросов расходования денежных средств на подкуп должностных лиц правоохранительных органов и других властных структур, руководителей коммерческих организаций, принятие решений об оказании при необходимости материальной помощи участникам преступного сообщества и их семьям и т.п.
Данное преступление является оконченным с момента фактического создания преступного сообщества (преступной организации), объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных преступных групп. Руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него структурными подразделениями организаторов осуществляется, как правило, с момента создания преступного сообщества, его подразделений или объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп. Если руководство ими возложено на лицо, которое не принимало участия в создании организованных групп, это преступление следует считать оконченным с момента принятия виновным на себя обязанностей по руководству преступной организацией, ее подразделениями или объединением организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп.
Субъективная сторона данного состава характеризуется наличием у виновного прямого умысла. Целью его деятельности является создание преступного сообщества, его подразделений или объединения организаторов, руководителей или представителей организованных групп и обеспечение им необходимых условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений.
Субъектом состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 210, может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Это преступление относится к категории особо тяжких.
В ч. 2 ст. 210 предусматривается уголовная ответственность за участие в преступном сообществе (преступной организации) либо в объединении организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп. Объект данного состава преступления тот же.
С объективной стороны состав данного преступления выражается в участии в преступном сообществе (преступной организации) либо в участии в объединении организаторов, руководителей или иных представителей организованных преступных групп.
Участие виновного в указанных выше преступных структурах предполагает его членство в этих структурах, а также непосредственное участие в проводимых ими акциях, выполнение в них определенных функциональных обязанностей. Это деяние следует считать оконченным с момента дачи лицом согласия, произнесения клятвы или исполнения другого ритуала вступления в преступное сообщество либо с момента фактического участия в сходке (ином коллективном мероприятии) организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп.
С субъективной стороны состав рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы и цели участия виновного в преступной организации либо в объединении организаторов, как правило, корыстного характера и связаны с совершением тяжких или особо тяжких преступлений. Участие в акциях преступного сообщества или объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных преступных групп в порядке специального поручения правоохранительных органов не образует состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 210.
Субъектом данного преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Это преступление относится к категории тяжких.
Квалифицирующим признаком деяний, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 210, является совершение их лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 210).
Сказанное предполагает, что при создании преступного сообщества (преступной организации), его подразделений, объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп, а равно при руководстве ими виновный использует имеющиеся у него властные или иные служебные полномочия, которыми он располагает в связи с занимаемым служебным положением в органах государственной власти или местного самоуправления, а также в государственных или коммерческих предприятиях, организациях или учреждениях.
Деяния, совершенные с использованием своего служебного положения, относятся к категории особо тяжких преступлений.
Федеральным законом 2003 г. ст. 210 УК дополнена примечанием, согласно которому лицо, добровольно прекратившее участие в преступном сообществе (преступной организации) или входящем в него (нее) структурном подразделении либо объединении организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп и активно способствовавшее раскрытию или пресечению этого преступления, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
8. Угон судна воздушного или водного транспорта
либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211)
Общественная опасность угона (захвата) судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава заключается в том, что такими действиями не только дезорганизуется нормальная работа указанных видов транспорта, но и создается реальная угроза безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта в связи с возможностью катастроф, крушений или аварий этих транспортных средств, что, как правило, сопровождается гибелью людей или причинением им тяжкого или иного вреда здоровью либо наступлением крупного материального ущерба.
Основным объектом рассматриваемого преступления является общественная безопасность как состояние защищенности личности, общества и государства от угроз, связанных с нарушением порядка эксплуатации судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава. Дополнительным объектом этого преступления могут быть жизнь и здоровье людей, имущественные интересы граждан, государственных и иных организаций, общественных объединений.
Предметом этого преступления является судно воздушного или водного транспорта, а также средства железнодорожного подвижного состава. Под судном воздушного транспорта понимается любой летательный аппарат (самолет, вертолет и др.). Судном воздушного транспорта не является пилотируемый или грузовой космический аппарат и искусственные спутники Земли. Судном водного транспорта считается приводимое в движение автономным двигателем либо силой ветра морское либо речное судно (теплоход, катер, самодвижущийся морской или речной паром и др.). По нашему мнению, не следует считать судном водного транспорта моторные лодки, речные малогабаритные катера и яхты индивидуального пользования. При угоне их без цели хищения уголовная ответственность должна наступать как за неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения по ст. 166.
С объективной стороны угон, а равно захват в целях угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава выражается в установлении насильственным или иным способом несанкционированного контроля над соответствующим транспортным средством либо в установлении неправомерного контроля над экипажем (командой) такого транспортного средства, а также в ограничении свободы действий пассажиров этого транспортного средства.
Угон (захват) судна воздушного или водного транспорта или железнодорожного подвижного состава может иметь место во время полета воздушного судна или во время плавания судна водного транспорта в открытом море, в прибрежных водах или по реке, во время движения по установленному маршруту железнодорожного подвижного состава по железнодорожным магистралям, а также во время стоянки их в аэропорту, у причала морского или речного порта либо на железнодорожной станции или в депо железнодорожного транспорта.
Угон соответствующего транспортного средства считается оконченным преступлением с момента несанкционированного приведения его в движение с места стоянки в аэропорту, морском или речном порту, с места остановки по расписанию либо стоянки на железнодорожной станции или в депо. Захват судна воздушного или водного транспорта или железнодорожного подвижного состава в целях угона считается оконченным преступлением с момента установления виновным несанкционированного контроля над транспортным средством или над действиями его экипажа, команды либо бригады во время полета, плавания или движения по железнодорожным путям.
Примером тому может быть дело Л., который, находясь в качестве пассажира в самолете "ТУ-154", выполнявшего рейс Ленинград - Мурманск, над территорией Карелии привел в боевое положение незаконно пронесенное им на борт воздушного судна самодельное взрывное устройство и, угрожая подорвать самолет, потребовал у членов экипажа изменить курс полета и совершить посадку в Стокгольме. При этом на борту самолета находилось 111 пассажиров и 7 членов экипажа. Опасаясь реальной угрозы взрыва, летчики вынуждены были исполнить требование Л. и изменили маршрут полета. Однако во время полета Л. был позднее обезоружен пассажиром В. <*>.
--------------------------------
<*> БВС РФ. 1991. N 5. С. 3.
С субъективной стороны угон или захват в целях угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава характеризуется прямым умыслом и наличием цели их угона. Если захват судна воздушного и водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава осуществлен без цели его угона, а для захвата и удержания экипажа, команды или бригады транспортного средства и его пассажиров в качестве заложников в целях принуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложников, то содеянное квалифицируется по соответствующей части ст. 206.
Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Деяние (ч. 1 ст. 211) относится к категории тяжких преступлений.
Квалифицирующими признаками состава угона, а равно захвата в целях угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ч. 2 ст. 211) являются совершение этих деяний:
группой лиц по предварительному сговору;
с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;
с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.
Содержание этих квалифицирующих признаков подробно раскрыто в § 2 настоящей главы применительно к составам преступлений, предусмотренных ст. 205 и 206.
Рассматриваемое преступление при наличии указанных выше квалифицирующих признаков относится к категории особо тяжких преступлений.
В ч. 3 ст. 211 предусматривается уголовная ответственность за совершение угона, а равно за захват в целях угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава при особо квалифицирующих признаках, которыми являются совершение этих деяний организованной группой, а также если эти деяния повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Содержание названных особо квалифицирующих признаков раскрыто в § 2 настоящей главы применительно к составу захвата заложника (ч. 3 ст. 206).
Деяния, предусмотренные ч. 3 ст. 211, относятся к категории особо тяжких преступлений.
Отметим, что в УК 1960 г. не было предусмотрено уголовной ответственности за угон или захват в целях угона судна водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, хотя случаи угона либо захвата подобных транспортных средств имели место. Виновных в таких случаях привлекали к уголовной ответственности, как правило, за хулиганство либо за нарушение действующих на транспорте правил.
Итак, к преступлениям, посягающим на защищенность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз общеопасного характера, относятся наиболее опасные преступления, совершаемые по разнообразным мотивам и приводящие к созданию возможности гибели людей или к их гибели, причинению им тяжкого или иного вреда здоровью, нарушению права на неприкосновенность личности или свободы передвижения, к дезорганизации функционирования государственных и общественных институтов либо к причинению крупного имущественного ущерба гражданам, государственным или коммерческим организациям.
§ 3. Преступления, посягающие на защищенность личности,
общества и государства от угроз в связи
с нарушениями общественного порядка
Литература:
Демидов Ю.Н. Массовые беспорядки: уголовно-правовой и криминологический аспект. Учебное пособие. М., 1994; Предупреждение органами внутренних дел массовых нарушений общественного порядка в быстрорастущих городах. Лекция. М., 1994;
Ковалев А.А. Борьба с пиратством и другими преступными действиями на море // Современное морское право и международное судоходство. М., 1988;
Коржанский Н.И. Квалификация хулиганства. Волгоград, 1989;
Русаков А.П. Квалификация вандализма. М., 2002;
Яценко С.С. Уголовно-правовая охрана общественного порядка: Сравнительно-правовой аспект. Киев, 1986.
1. Массовые беспорядки (ст. 212)
Общественная опасность массовых беспорядков заключается в том, что в них принимает участие большое количество (толпа) людей, нередко действия которой сопровождаются погромами, насилием в отношении случайных прохожих, уничтожением чужого имущества, неподчинением или сопротивлением органам государственной власти либо местного самоуправления, при этом серьезно дезорганизуется функционирование объектов жизнеобеспечения городов и населенных пунктов.
В ст. 212 предусматривается три самостоятельных состава преступлений:
организация массовых беспорядков (ч. 1);
участие в массовых беспорядках (ч. 2);
призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами (ч. 3).
Объектом всех вышеназванных составов массовых беспорядков является защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз, связанных с нарушением общественного порядка. Дополнительным объектом этих деяний являются или здоровье людей, или чужая собственность, или другие ценности.
С объективной стороны состав организации массовых беспорядков выражается в собирании большого количества людей (толпы) и подстрекательстве их к совершению акций бесчинства и вандализма в качестве средства протеста по поводу каких-либо действий или решений органов государственной власти либо местного самоуправления.
Под насилием подразумевается применение физического или психического воздействия на граждан либо представителей органов государственной власти и местного самоуправления.
Под погромами имеются в виду случаи массового разрушения или повреждения транспортных средств, витрин и запирающих устройств магазинов, средств коммуникации и сигнализации на улицах и дорогах, других сооружений и объектов.
Под поджогами понимаются действия участников беспорядков по вызову огня как неконтролируемого процесса горения тех или иных объектов жизнеобеспечения, домов, автомашин и других ценностей.
Под применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств понимается использование их в целях угроз или оказания вооруженного сопротивления представителю власти.
Под оказанием вооруженного сопротивления представителю власти понимается физическое или психическое противодействие участника (участников) массовых беспорядков представителю органа государственной власти или местного самоуправления путем реального применения огнестрельного или холодного оружия, боевых припасов (гранат), взрывных устройств или путем высказывания угроз применить их в целях воспрепятствования прекращению массовых беспорядков.
Рассматриваемое деяние считается оконченным с момента начала массовых беспорядков, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами и т.п.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотивами организации массовых беспорядков могут быть месть должностным лицам органов государственной власти или местного самоуправления за какие-либо действия или решения, а также политические, религиозные или националистические (сепаратистские) побуждения и т.п.
Целью организации массовых беспорядков может быть принуждение органов государственной власти или местного самоуправления к удовлетворению каких-либо требований организаторов (руководителей) таких беспорядков, подрыв авторитета органов власти, повышение престижа организаторов беспорядков в глазах населения и др.
Субъектом состава организации массовых беспорядков (ч. 1 ст. 212) может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Деяние, предусмотренное ч. 1, относится к категории тяжких преступлений.
В ч. 2 ст. 212 предусматривается состав участия в массовых беспорядках. Объект, субъективная сторона и субъект этого состава по содержательным признакам совпадают с такими же признаками состава организации массовых беспорядков (ч. 1 ст. 212).
С объективной стороны участие в массовых беспорядках выражается в непосредственном присутствии виновного на месте таких беспорядков и совершении им вместе с другими групповых действий, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также в оказании вооруженного сопротивления представителю власти. Присутствие лица в толпе бесчинствующих людей без совершения им каких-либо действий, соединенных с применением насилия в отношении людей (например, другой национальности), с погромами, поджогами и тому подобными акциями, не образует состава участия в массовых беспорядках и не влечет за собой уголовной ответственности. Участие в массовых беспорядках, предусмотренных ч. 2 ст. 212, относится к категории тяжких преступлений.
В ч. 3 ст. 212 предусмотрена уголовная ответственность за призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно за призывы к насилию над гражданами.
С объективной стороны состав этого преступления выражается в призывах участников массовых беспорядков к активному неподчинению требованиям представителей власти и (или) к продолжению массовых беспорядков, а равно в призывах к насилию над гражданами.
Под призывами понимаются однократное или многократные публичные обращения виновного в устной или письменной форме к собравшейся толпе с целью побудить их к активному неподчинению представителям власти и к участию в массовых беспорядках, а равно к насилию над гражданами (чаще другой этнической группы, иного имущественного положения и т.п.). Обращение к толпе может быть произведено также по радио и телевидению, путем распространения среди толпы газет и листовок, в которых излагается содержание призывов этого лица к активному неподчинению законным требованиям представителей власти или к массовым беспорядкам, а равно призывов к насилию над гражданами.
С. была признана виновной в том, что, узнав о происходящих в городе массовых беспорядках, с целью их активизации и привлечения к участию в них студенческой молодежи отпечатала на машинке 27 листовок националистического содержания, в которых призывала граждан своей национальности к продолжению массовых беспорядков, погромам, разрушениям, поджогам, оскорбительно отзывалась о руководителях партии и гражданах других национальностей и тем самым явилась одним из организаторов массовых беспорядков. Пленум Верховного Суда СССР не согласился с такой правовой оценкой действий С., поскольку она не принимала непосредственного участия в массовых беспорядках и других лиц в их совершение не вовлекала. Она лишь изготовила листовки, но не успела их распространить, так как была задержана. Ее действия Пленумом были квалифицированы как приготовление к пропаганде или агитации с целью возбуждения национальной вражды или розни <*>.
--------------------------------
<*> Вестник Верховного Суда СССР. 1991. N 8. С. 15 - 16.
Рассматриваемое преступление считается оконченным с момента устного обращения с такими призывами к населению либо с момента распространения газет или листовок, в которых содержатся такие призывы.
С субъективной стороны данное деяние характеризуется наличием прямого умысла.
Субъектом этого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Деяние, предусмотренное ч. 3 ст. 212, относится к преступлениям средней тяжести.
2. Хулиганство (ст. 213)
Общественная опасность хулиганства заключается в том, что такими действиями грубо нарушается общественное спокойствие и неприкосновенность граждан, причиняется вред их здоровью или имуществу. Вместе с тем хулиганские действия нередко являются первым опытом преступного поведения, а иногда они перерастают в тяжкие и особо тяжкие преступления против личности либо собственности. В последние годы доля хулиганства в общем числе зарегистрированных преступлений в стране постепенно уменьшается и составляла: в 1997 г. - 5,4%; в 1998 г. - 5,1%; в 1999 г. - 4,3%; в 2000 г. - 4,2%.
Основным объектом хулиганства является общественный порядок как элемент общественной безопасности. Дополнительным объектом хулиганства могут быть честь и достоинство личности, здоровье людей либо имущественные интересы граждан, а равно организаций и учреждений различных форм собственности.
С объективной стороны хулиганство проявляется в грубом нарушении общественного порядка, выражающем явное неуважение к обществу, сопровождающемся применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Под общественным порядком понимается сложившийся под влиянием правовых норм и других социальных правил уклад жизни общества, который обеспечивает необходимые условия для нормального функционирования разнообразных общественных и государственных институтов. Под грубым нарушением общественного порядка понимается явное (т.е. очевидное) для виновного неуважение к сложившемуся укладу жизни общества и порядку социального общежития. Грубое нарушение общественного порядка образует состав хулиганства без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 213) при условии, если хулиганские действия сопровождались насилием в отношении граждан или угрозами его применения, сопряженным с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Ограничение состава хулиганства признаком обязательного применения оружия или предметов, используемых в качестве оружия, существенно сужает правовую оценку случаев грубого нарушения общественного порядка как уголовно-наказуемого, однако не означает ослабления уголовно-правовой охраны личности и имущества, так как в составы умышленного причинения легкого вреда здоровью (ст. 115), побоев (ст. 116), умышленного уничтожения или повреждения имущества (ст. 167) введен квалифицирующий признак совершения названных выше деяний из хулиганских побуждений. Это "компенсирует" потери, связанные с исключением из состава хулиганства без применения оружия или предметов, используемых в качестве оружия, применения насилия к гражданам либо угрозы его применения, а равно уничтожения или повреждения чужого имущества.
При уяснении понятия оружия и предметов, используемых в качестве оружия, следует руководствоваться положениями Федерального закона от 13 декабря 1996 г. "Об оружии" (с изменениями и дополнениями) <*> и разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" <**>. Под оружием понимаются устройства и предметы как отечественного, так и иностранного производства, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об оружии" различается огнестрельное, холодное, метательное, пневматическое и газовое оружие.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.
<**> БВС. 2002. N 5. С. 2 - 6.
Огнестрельным считается оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.
Холодным признается оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения.
Метательным является оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства.
К пневматическому относится оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа.
Газовым считается оружие, предназначенное для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ.
Законом различается также гражданское, служебное и боевое ручное стрелковое и холодное оружие. К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами РФ в целях самообороны, для занятий спортом и охоты. Оружием самообороны являются, например, электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие требованиям государственных стандартов РФ и нормам Минздрава РФ.
К служебному относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством РФ разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции. К боевому ручному стрелковому и холодному относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ на вооружение Минобороны, МВД, ФСБ и других ведомств России.
Вид применяемого оружия при правовой оценке содеянного как хулиганства не имеет значения. К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием. Однако такие изделия могут использоваться при совершении хулиганских действий в качестве предметов, используемых в качестве оружия.
Под предметами, используемыми в качестве оружия, понимаются как специально приспособленные для причинения вреда здоровью людей изделия, так и изделия хозяйственно-бытового назначения (топоры, вилы, молотки, ломы и т.п.). В качестве предметов, используемых в качестве оружия, следует признавать и подобранные на месте хулиганских действий предметы, которые могут быть средством причинения вреда здоровью гражданина (кирпич, дубина и т.п.), ибо опасность использования такого рода предметов нисколько не меньше от того, подобран ли этот предмет на месте криминального события или специально принесен для использования его в ходе хулиганских действий.
Под применением оружия или иных предметов, используемых в качестве оружия, подразумевается реальное использование этих изделий в ходе хулиганских действий для умышленного нанесения вреда здоровью потерпевшего, независимо от того, удалось ли виновному причинить вред потерпевшему, а также демонстрация этих предметов как средства запугивания лиц, подвергшихся хулиганскому посягательству.
Если в ходе хулиганских действий применение оружия или иных предметов, используемых в качестве оружия, повлекло причинение потерпевшему умышленного тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 213 и 111 либо ст. 112 УК. Если при этом применялось оружие, на хранение и ношение которого лицо не имело соответствующего разрешения (лицензии), содеянное должно квалифицироваться по совокупности ст. 213, 222 и 111 либо ст. 112 УК.
Уголовно наказуемое хулиганство следует отличать от так называемого мелкого хулиганства, т.е. нарушения общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу, сопровождающегося нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а также уничтожением или повреждением чужого имущества. Если эти же действия были сопряжены с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, мелкое хулиганство расценивается как совершенное при отягчающих обстоятельствах (ч. 1 и 2 ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) <*>. В действиях, образующих состав мелкого хулиганства, не содержится признака нарушения общественного порядка, сопряженного с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 1 (часть 1). Ст. 1; 2003. N 50. Ст. 4847.
Хулиганство принадлежит к так называемым формальным составам и признается оконченным преступлением с момента фактического совершения грубого нарушения общественного порядка с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.
С субъективной стороны хулиганство - умышленное преступление, совершаемое при наличии, как правило, прямого, реже косвенного, умысла. Мотив хулиганства - проявление озорства в целях показа своего превосходства над другими и пренебрежения к правилам социального общежития. При изменении конструкции состава хулиганства Федеральным законом 2003 г. не внесено уточнений в ч. 2 ст. 20 УК, по смыслу которой уголовная ответственность с 14 лет наступает только за хулиганство при квалифицирующих обстоятельствах. При этом в ч. 2 ст. 20 УК сохранено указание не только на часть 2, но и часть 3 ст. 213 УК, которой в данной статье не имеется. С учетом правила, что всякие сомнения толкуются в пользу обвиняемого, следует прийти к выводу, что субъектом хулиганства, предусмотренного ч. 1 ст. 213, может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, кроме лиц, пользующихся правом дипломатического иммунитета. Хулиганство, подпадающее по ч. 1 ст. 213 УК, относится к категории преступлений средней тяжести.
Квалифицирующими признаками хулиганства (ч. 2 ст. 213 УК) являются совершение его группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также если оно было связано с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка. Хулиганство должно признаваться совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном его совершении (ч. 2 ст. 35 УК). Хулиганство должно квалифицироваться как совершенное организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч. 3 ст. 35 УК). Под сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, понимается активное противодействие хулигана осуществлению представителем власти его полномочий, которыми он наделен по службе, или противодействие исполнению общественного долга иным лицом, исполняющим обязанности по охране общественного порядка или пресекающим нарушение общественного порядка. Под представителями власти понимаются лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти. Это могут быть лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, а также лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Под иными лицами, исполняющими обязанности по охране общественного порядка или пресекающими нарушение общественного порядка, следует понимать военнослужащих, привлекаемых к охране общественной безопасности и общественного порядка, должностных лиц органов муниципальной службы, которые по специальному полномочию органа местного самоуправления осуществляют функции по охране общественного порядка. К этой же категории лиц следует относить граждан, принимающих участие в пресечении нарушений общественного порядка и по своей инициативе. Под исполнением обязанностей по охране общественного порядка понимается несение лицом постовой или патрульной службы на улицах и в других общественных местах, поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, массовых зрелищных, спортивных и иных мероприятий, при ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п.
Субъектом состава хулиганства, предусмотренного ч. 2 ст. 213 УК, может быть любое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения этого преступления 14-летнего возраста.
Хулиганство, подпадающее под признаки ч. 2 ст. 213 УК, относится к категории тяжких преступлений.
3. Вандализм (ст. 214)
Состав вандализма является новым в отечественном уголовном праве. Под вандализмом понимается бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей <*>. Понятие происходит от названия "вандалы" - группа германских племен, завоевавших в 429 - 439 гг. Северную Африку и основавших там раннефеодальное королевство. Вандалы в 455 г. разграбили Рим, уничтожили многие памятники античной культуры. Поэтому в современном понимании вандализм предполагает грубое нарушение общественного порядка, сопряженное с бессмысленным уничтожением или повреждением материальных ценностей и культурно-исторических объектов, созданных трудом многих поколений жителей нашей страны. Общественная опасность вандализма выражается не только в том, что такими действиями грубо нарушается общественное спокойствие граждан или общественный порядок, попираются их нравственные чувства, но и причиняется огромный материальный и духовный вред обществу.
--------------------------------
<*> См.: Большой энциклопедический словарь. М., 1998. С. 178.
Основным объектом рассматриваемого преступления является общественный порядок, а дополнительным - состояние защищенности материальных и духовных ценностей общества от угроз их бессмысленного уничтожения или повреждения.
Предметом этого состава преступления могут быть самые разнообразные сооружения и предметы (памятники истории, культуры и архитектуры, вагоны электричек, салоны речных и морских катеров и т.п.).
С объективной стороны вандализм выражается в осквернении зданий или иных сооружений, в порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.
Под осквернением зданий или иных сооружений понимается совершение в отношении таких объектов циничных действий, которые придают им неприличный вид или состояние, при котором они не могут использоваться по целевому назначению.
Под порчей имущества на общественном транспорте понимается совершение действий, влекущих за собой разрушение или приведение в непригодное для использования и оскорбляющее человеческое достоинство состояние салонов трамваев, троллейбусов и автобусов, вагонов электропоездов, внутреннего обустройства салонов речных и морских судов и катеров и т.п. Под имуществом в общественных местах следует понимать, например, дорожные знаки на улицах городов и других населенных пунктов, объекты праздничной иллюминации в парках и на площадях, другие сооружения общественно-политического или культурно-развлекательного характера.
Рассматриваемое преступление следует считать оконченным с момента совершения действий, направленных на осквернение или порчу названных в диспозиции ст. 214 объектов. Размер причиненного материального или духовного вреда при оценке содеянного в качестве оконченного преступления значения не имеет, но может учитываться при назначении наказания осужденному.
От вандализма следует отличать составы уничтожения или повреждения памятников истории и культуры (ст. 243) и надругательства над телами умерших и местами их захоронения (ст. 244). Основным критерием отграничения состава вандализма от составов, предусмотренных ст. 243 и 244 УК, является предмет преступного посягательства.
С субъективной стороны вандализм совершается только умышленно и с прямым умыслом. Мотивами этого преступления могут быть хулиганские побуждения, религиозные соображения, а также мотивы политического характера либо месть органам государственной власти или местного самоуправления.
Субъектом вандализма может быть любое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста, независимо от принадлежности к гражданству России или иного государства.
Вандализм относится к категории преступлений небольшой тяжести.
4. Приведение в негодность объектов
жизнеобеспечения (ст. 215.2)
Общественная опасность фактов разрушения, повреждения или приведения иным способом в негодное для эксплуатации состояние объектов энергетики, электросвязи, жилищного и коммунального хозяйства или других объектов жизнеобеспечения заключается в том, что они влекут за собой опасность для жизни и здоровья людей, к дезорганизации производства, порче произведенной и производимой продукции, нарушению нормального функционирования лечебных, учебных и иных заведений культурно-бытового назначения, вызывают массовое недовольство людей деятельностью властей и органов местного самоуправления.
Непосредственным объектом данного состава преступления является защищенность личности и общества от угроз, связанных с последствиями приведения в негодность объектов жизнеобеспечения. Дополнительным объектом могут быть жизнь и здоровье людей, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Предметом данного преступления являются объекты энергетики, электросвязи, жилищного и коммунального хозяйства или другие объекты жизнеобеспечения. К объектам энергетики относятся атомные, тепловые и гидроэлектростанции, трансформаторные подстанции, воздушные и иные линии электропередач. Объектами электросвязи являются воздушные и подземные линии телефонной и телеграфной связи, а равно радиопередающие и принимающие устройства и сооружения гражданского назначения. Объектами жилищного и коммунального хозяйства являются подъемные лифты, больницы и пункты скорой медицинской помощи, водозаборы и магистральные водопроводы. К иным объектам жизнеобеспечения следует относить хлебозаводы, продовольственные магазины и объекты общественного питания, лечебные учреждения, городской авто- и электротранспорт и т.п.
С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в разрушении, повреждении или приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние названных выше объектов энергетики, электросвязи, жилищного и коммунального хозяйства или других объектов жизнеобеспечения. Под разрушением понимается полное приведение в негодное для эксплуатации состояние названных в ч. 1 ст. 215.2 УК объектов жизнеобеспечения. Повреждение таких объектов предполагает изменения в состоянии рассматриваемых объектов, когда они лишь частично утрачивают функциональные для нормальной эксплуатации качества или свойства. Приведение иным способом в негодное состояние для эксплуатации таких объектов предполагает такие действия виновного, которые не могут рассматриваться как их разрушение или повреждение, однако исключают их эксплуатацию полностью или частично (например, затопление объекта водой, заражение территории хлебозавода радиоактивными агентами или отравляющими веществами т.п.). С объективной стороны рассматриваемое преступление следует квалифицировать как оконченное деяние с момента фактического совершения любого из названных выше действий, приведших к невозможности эксплуатации соответствующего объекта в целях жизнеобеспечения населения данного города, района в городе или населенного пункта.
С субъективной стороны данное преступление характеризуется умышленной виной и прямым умыслом. Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста и обладающее вменяемостью.
Квалифицирующими признаками данного состава (ч. 2 ст. 215.2) являются совершение деяния группой лиц по предварительному сговору либо лицом с использованием своего служебного положения. Названные квалифицирующие признаки понимаются аналогично тому, как уже о том говорилось в данном учебнике прежде.
Особо квалифицирующим признаком рассматриваемого преступления (ч. 3 ст. 215.2) признается, если его совершение повлекло по неосторожности смерть человека. Этот признак понимается аналогично тому, как он трактуется применительно к другим составам рассматриваемой главы учебника. Деяния, квалифицируемые по ч. 1 и ч. 2 ст. 215.2 УК, относятся к категории преступлений средней тяжести, а по ч. 3 ст. 215.2 УК - к тяжким преступлениям.
5. Пиратство (ст. 227)
Общественная опасность пиратства (именуемого в международной практике морским разбоем) заключается в том, что при совершении нападения на морское или речное судно с целью завладения чужим имуществом применяется насилие в отношении членов его команды, сопровождающих груз лиц, а также пассажиров, что создает реальную опасность причинения им смерти или вреда здоровью, похищения, уничтожения или повреждения находящихся на борту судна ценностей. Такими действиями подрывается также уверенность у частных лиц, коммерческих и государственных организаций в успехе предпринимательской деятельности, связанной с морскими или речными перевозками. Жертвами пиратских нападений могут стать морские и речные суда, плавающие под флагом любого государства.
В связи с межгосударственным характером опасности пиратства в Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. сформулировано определение рассматриваемого понятия. Россия в этой Конвенции не участвует, и поэтому состава пиратства в отечественном уголовном законодательстве не было до принятия УК 1996 г. Состав пиратства обоснованно включен в группу преступлений против общественной безопасности, а его объективные и субъективные признаки отражают в основном положения ст. 101 Конвенции ООН по морскому праву.
Основным объектом рассматриваемого преступления является общественная безопасность, как состояние защищенности личности, общества и государства от угроз нападения с моря и судоходных рек. Дополнительным объектом состава пиратства является чужая собственность и жизнь и здоровье людей.
Предметом преступления в данном случае может быть имущество пассажиров и членов команды судна, а также перевозимый груз, отдельные агрегаты или узлы самого судна или судно в целом.
С объективной стороны пиратство выражается в нападении на морское или речное судно, сопровождающееся насилием либо угрозой его применения. Насилие может применяться в отношении капитана судна и других членов команды, а также в отношении пассажиров. Оно может проявляться в нанесении побоев или причинении тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью членов команды судна или его пассажиров, в надевании на них наручников, в приковывании к узлам судна, в принудительном помещении их в запираемые помещения судна и т.п. Насилие может быть опасным для их жизни или здоровья либо неопасным. В качестве средства воздействия на команду судна или его пассажиров нападающие, как правило, прибегают к обстрелу судна из стрелкового или войскового огнестрельного оружия. Угрозы могут передаваться с помощью средств морской или речной сигнализации, по радио или через громкоговорители.
Рассматриваемое преступление считается оконченным деянием с момента нападения на судно с применением насилия или с угрозой применения такого насилия. При этом не имеет значения, удалось или не удалось нападавшим завладеть чужим имуществом.
С субъективной стороны пиратство - преступление, совершаемое с прямым умыслом и с целью завладения чужим имуществом. Состав пиратства характеризуется корыстным мотивом.
Субъектом этого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Если в пиратском нападении участвовало лицо 14 - 15-летнего возраста, оно, в зависимости от обстоятельств дела, подлежит уголовной ответственности либо за грабеж, либо за разбой.
Пиратство, предусмотренное ч. 1 ст. 227, относится к категории тяжких преступлений.
Квалифицирующим признаком состава пиратства, предусмотренным ч. 2 ст. 215, является совершение его с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Содержание названного квалифицирующего признака раскрыто в предыдущих параграфах настоящей главы учебника.
Пиратство при наличии указанного квалифицирующего признака относится к особо тяжким преступлениям.
Особо квалифицирующими признаками состава пиратства (ч. 3 ст. 227) являются совершение его организованной группой либо такое совершение, которое повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Содержание этих квалифицирующих признаков раскрыто в предшествующих параграфах данной главы учебника. Если в результате пиратского нападения кому-либо из потерпевших смерть причинена умышленно, то содеянное квалифицируется по совокупности ст. 105 и 227.
Это деяние относится к особо тяжким преступлениям.
Итак, преступления, посягающие на защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с нарушениями общественного порядка на суше и море, - это умышленные деяния, совершаемые по хулиганским и иным мотивам, сопровождающиеся насилием над личностью, уничтожением или повреждением либо похищением чужого имущества и грубо нарушающие общественное спокойствие.
§ 4. Преступления, посягающие на защищенность личности,
общества и государства от угроз в связи с нарушениями
порядка обращения с общеопасными материалами,
веществами и изделиями
Литература:
Малков В.Д. Хищение огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ. М., 1971;
Тихий В.П. Уголовная ответственность за нарушение правил безопасности обращения с общеопасными предметами. Киев, 1989.
1. Нарушение правил учета, хранения, перевозки
и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ
и пиротехнических изделий (ст. 218)
Общественная опасность нарушения установленных правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых веществ, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий заключается в том, что это может повлечь их хищение или утрату, использование при совершении тяжких и особо тяжких преступлений, а также создает состояние опасности для жизни и здоровья многих людей, их имущества, для нормального функционирования городских и иных объектов жизнеобеспечения, может повлечь за собой разрушения и пожары.
Основным объектом данного состава преступления является общественная безопасность, защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с нарушением установленных правил обращения с общеопасными веществами и изделиями. Дополнительным объектом может выступать жизнь или здоровье людей, имущественные интересы граждан, а равно государственных и коммерческих организаций.
Предметом этого преступления являются взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, а также пиротехнические изделия. По УК 1996 г. круг предметов рассматриваемого состава преступления по сравнению с предусмотренным ст. 217 УК 1960 г. дополнен легковоспламеняющимися веществами.
С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в нарушении установленных правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий, а также в незаконной пересылке этих веществ по почте или багажом. Эти правила разрабатываются соответствующими министерствами и ведомствами, утверждаются либо постановлениями Правительства РФ, либо другими нормативными правовыми актами, регистрируемыми в Министерстве юстиции РФ, в министерствах либо управлениях (отделах) юстиции субъектов РФ. Обязательным элементом объективной стороны этого состава является причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти человека. Эти последствия должны находиться в необходимой причинной связи с допущенными нарушениями правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий.
Под взрывчатыми веществами понимаются химические соединения или смеси, способные под воздействием внешнего импульса (удара, тепла и т.п.) к самораспространяющейся с большой скоростью химической реакции с образованием газообразных продуктов и выделением тепла. Различают инициирующие взрывчатые вещества (гремучая ртуть, азид свинца, тетразен др.) и бризантные вещества (аммиачно-селитровые, а также тротил, гексаген, тетрил и др.). Гексаген, тетрил, тротил, нитроглицерин, аммоний могут включаться в качестве составляющих в аммиачно-селитровые смеси. К числу легковоспламеняющихся относятся горючие вещества, способные к возгоранию под воздействием внешних факторов: воды, кислорода, огня, других несовместимых с ними веществ. Это алюминиевая пудра, азотная кислота, белый фосфор, бензин, карбиды отдельных веществ, перекиси калия и натрия, скипидар и др. Под пиротехническими изделиями понимаются различные устройства заводского и кустарного производства, содержащие огневые составы для имитации световых и дымовых эффектов (взрыва, дымовых завес, подачи световых сигналов, организации фейерверков и т.п.).
Нельзя согласиться с суждением о том, что пиротехнические изделия - это различные устройства, содержащие взрывчатые вещества и смеси (гранаты, патроны, мины и другие боеприпасы, а также взрывные устройства), а пиротехнические составы, в которых нет взрывчатых веществ и которые предназначены для производства имитационных и световых эффектов (имитация взрыва, дымовых завес, фотовспышка, подача сигнала и т.д.), к предметам преступления, предусмотренного ст. 218, не относятся <*>. Последние при определенных условиях также способны самовозгораться и вызывать тяжкие последствия.
--------------------------------
<*> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 1996. С. 379.
Незаконная пересылка (перевозка) названных в ст. 218 веществ и изделий по почте или багажом с объективной стороны предполагает сдачу их виновным в почтовое отделение (пункт) либо в транспортную организацию воздушного, водного, железнодорожного или автомобильного транспорта для доставки адресату с сокрытием свойств веществ или изделий, запрещенных к пересылке или перевозке.
Данное преступление считается оконченным с момента наступления по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти человека. Под тяжким вредом здоровью следует понимать все его формы, предусмотренные ст. 111 УК. Понятие смерти человека понимается аналогично с составом, предусмотренным ст. 109 УК.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление может быть совершено только по неосторожности. Формами неосторожности могут быть как легкомыслие, так и небрежность.
Субъектом нарушения правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий может быть только лицо, которому они вверены по службе или характеру выполняемой работы. Субъектом незаконной пересылки этих веществ по почте или багажом может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Если нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий совершено военнослужащим при исполнении обязанностей по военной службе, содеянное следует квалифицировать по ч. 1 или 2 ст. 349.
Преступление, предусмотренное ст. 218, относится к категории деяний средней тяжести.
2. Незаконное обращение с ядерными материалами
или радиоактивными веществами (ст. 220)
Общественная опасность данного преступления заключается в том, что незаконное и неконтролируемое (в том числе неумелое) обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами может повлечь за собой их утрату, облучение большого числа людей, радиоактивное заражение местности и животного мира, а также привести к незаконному производству ядерного оружия.
В последние годы в нашей стране все чаще регистрируются случаи незаконного обращения с ядерными материалами, радиоактивными веществами.
Основным объектом рассматриваемого преступления является защищенность личности, общества и государства от угроз незаконного обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами. Дополнительным объектом этого состава могут быть жизнь или здоровье людей, экологическая безопасность и другие ценности.
Предметом этого преступления являются все виды ядерных материалов и радиоактивных веществ.
С объективной стороны данное преступление выражается в незаконном приобретении, хранении, использовании, передаче или разрушении ядерных материалов или радиоактивных веществ. К ядерным относят материалы, содержащие ядерные вещества или способные воспроизвести делящиеся ядерные вещества.
Под радиоактивными понимаются вещества, испускающие ионизирующие излучения, не относящиеся к ядерным материалам. Видом радиоактивных веществ являются радиоактивные отходы, под которыми имеются в виду ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предполагается.
Обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами является незаконным, если оно противоречит порядку обращения с ними, установленному федеральными законами и иными нормативными правовыми актами органов исполнительной власти. Согласно Федеральному закону от 21 ноября 1995 г. "Об использовании атомной энергии" под обращением с радиоакт




Вернутся в раздел Комментарии к законам