Позиция налоговых органов по данному вопросу такова.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается их реализацией. Поэтому бесплатная, т.е. безвозмездная, передача товаров в рекламных целях подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке.
Согласно п. 2 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС в данном случае определяется исходя из рыночных цен (см. Письма Минфина России от 31.03.2004 N 04-03-11/52 и МНС России от 26.02.2004 N 03-1-08/528/18). При этом налоговики соглашаются с тем, что фактические затраты на изготовление и распространение рекламной продукции отражают их рыночную цену.
По мнению Минфина России, НДС необходимо начислять на все виды бесплатно раздаваемой рекламной и сувенирной продукции (см. Письма Минфина России от 25.11.2004 N 03-04-11/209 и от 26.11.2004 N 03-04-11/211). При этом предприятие имеет право ставить к вычету всю сумму "входного" НДС, относящуюся к розданной продукции (см. Письмо МНС России от 26.02.2004 N 03-1-08/528/18).
Однако не все соглашаются признать раздачу рекламной продукции реализацией. По этому вопросу существует и иная точка зрения.
Основана она на том, что стоимость товаров, которые раздаются покупателям бесплатно в рекламных целях, включается в себестоимость реализуемой продукции (работ, услуг) и фактически возмещается покупателями продавцу в составе продажной цены на реализуемую продукцию (товары).
Таким образом, бесплатная раздача товаров (продукции) покупателям, осуществляемая предприятием в рамках своей рекламной компании, не может рассматриваться как безвозмездная передача товаров, являющаяся объектом обложения НДС в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ.
Приведенная точка зрения, отличная от мнения налоговых органов и Минфина России, может быть полезна для предприятия в споре с налоговиками, который, вероятнее всего, придется решать в суде.
Анализ арбитражной практики показывает, что при рассмотрении подобных споров суды зачастую не соглашаются с позицией налоговых органов в связи с неправомерной квалификацией последними указанных сделок как безвозмездной передачи товаров (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 14.12.2004 N А05-3624/04-22 и Московского округа от 19.08.2003 N КА-А40/5796-03П).
В заключение отметим, что с 1 января 2006 г. вступает в силу Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации...", которым внесены дополнения в том числе и в ст. 149 НК РФ. В частности, в ней установлена льгота, согласно которой от НДС освобождается передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб. (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).
И.Горшкова
Подписано в печать
20.09.2005
"Новая бухгалтерия", 2005, N 10
Бухгалтерские консультации
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Наше предприятие участвовало в выставке, где раздавались рекламные листовки и буклеты нашего предприятия. Не приравнивается ли такая раздача к реализации и не является ли она в этом случае объектом обложения НДС?
Вернутся в раздел Бухгалтерские консультации