Выездная налоговая проверка как форма налогового контроля проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Датой ее начала считается дата предъявления налогоплательщику или его представителю указанного решения.
Особенность выездной налоговой проверки состоит в том, что она не может продолжаться более двух месяцев. Но в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность проверки до трех месяцев. Соответствующее общее правило установлено в ст. 89 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). При этом законодатель исходил из необходимости соблюдать интересы налогоплательщиков, связанные с самостоятельным и беспрепятственным осуществлением предпринимательской деятельности, и вместе с тем обеспечить эффективность мероприятий по проверке исполнения налогоплательщиками своей налоговой обязанности.
Если организации имеют филиалы и представительства, срок продолжительности проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Кроме того, налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика. Приведенные формулировки ст. 89 НК РФ дают возможность неоднозначных толкований, в первую очередь по вопросу о предельных сроках проверки налогоплательщиков, имеющих многочисленные филиалы. Такая неопределенность вызывает трудности в правоприменительной практике.
Срок проведения выездной налоговой проверки представляет собой сумму периодов, в течение которых проверяющие фактически находятся на территории проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Но в этот срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов. Как указано в п. 3.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 14-П, порядок календарного исчисления сроков, установленный ст. 6.1 НК РФ, в этих случаях не применяется.
Осуществление выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего либо в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора) не зависит от времени проведения предыдущей проверки.
Н.В.Герасименко
К. ю. н.
Подписано в печать
20.09.2005
"Адвокат", 2005, N 9
Бухгалтерские консультации
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Как следует исчислять срок проведения выездной налоговой проверки?
Вернутся в раздел Бухгалтерские консультации