Бухгалтерские консультации

Необходимо ли нормирование рекламных расходов на изготовление каталогов, содержащих информацию о товарах, распространяемых на выставках, в целях формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?



Институты, понятия и термины гражданского, семейного и другого законодательства Российской Федерации, встречающиеся в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих законодательствах, если иное не предусмотрено Кодексом.
Соответственно термин "реклама" понимается для целей налогообложения прибыли в значении Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 108-ФЗ).
Согласно ст. 2 Закона N 108-ФЗ реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому или юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Таким образом, распространение каталогов с информацией о товарах неопределенному кругу лиц является рекламой.
При исчислении налога на прибыль расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, включая участие в выставках и ярмарках, относятся к прочим расходам с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Как указано в абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся расходы на участие в выставках и изготовление рекламных каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации.
Данные расходы в соответствии с абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ не нормируются. Перечень ненормируемых расходов является закрытым.
Следует обратить внимание на то, что в абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ не поименованы рекламные каталоги, содержащие информацию о товарах.
Расходы налогоплательщика на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ и отвечающие требованиям ст. 252 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются нормируемыми и учитываются в размере, не превышающем 1% выручки, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
На основании этого можно сделать вывод, что данные расходы являются рекламными, но учитываются согласно абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ в составе нормируемых расходов.
Однако Федеральным законом N 58-ФЗ от 06.06.2005 внесены изменения в гл. 25 НК РФ, в том числе и в абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ. В соответствии с этими изменениями в перечень ненормируемых расходов включены расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах.
Таким образом, с 1 января 2006 г. в налоговом законодательстве четко прописано, что расходы налогоплательщика на изготовление рекламных каталогов, содержащих информацию о товарах, являются ненормируемыми. Следует отметить, что и до этой даты на практике налоговые органы, как правило, принимали расходы на изготовление каталогов товаров в сумме фактических расходов.
Консультационный отдел
ЗАО "Horwath МКПЦН"
Подписано в печать
27.10.2005
"Аудит и налогообложение", 2005, N 11




Вернутся в раздел Бухгалтерские консультации