Статьей 16.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 118-ФЗ) установлена ответственность за нарушение сроков временного хранения товаров.
Правила определения сроков временного хранения товаров установлены ст. 103 Таможенного кодекса РФ. В отличие от прежнего регулирования указанной статьей предусмотрена возможность продления срока временного хранения по мотивированному запросу заинтересованного лица до 4 месяцев. Данная возможность позволяет избежать административной ответственности в случаях, когда декларант не может выполнить условия выпуска товаров (ст. 149 ТК РФ) в пределах 2-месячного срока временного хранения по объективным причинам (например, задержка выдачи уполномоченным федеральным органом исполнительной власти разрешительных документов, отсутствие достаточной суммы денежных средств для уплаты таможенных платежей). Как представляется, декларант может обратиться за продлением срока временного хранения и в случае, описанном в вопросе, когда вероятна ситуация, что таможенная декларация и прилагаемые к ней документы поданы без нарушения срока временного хранения, а товары могут быть выпущены с нарушением этого срока.
Статья 103 ТК РФ определяет срок временного хранения, но не предусматривает, что должно быть сделано для ненаступления негативных последствий в виде административной ответственности, предусмотренной ст. 16.16 КоАП РФ. Последнее определяется исходя из понятия временного хранения товаров, закрепленного ст. 99 ТК РФ. Согласно указанной норме временное хранение товаров представляет собой таможенную процедуру, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру.
Таким образом, временное хранение завершается выпуском товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом или с учетом рассмотрения вопроса об ответственности по ст. 16.16 КоАП РФ помещением товаров под таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита в месте прибытия, по завершении которого согласно п. 4 ст. 103 ТК РФ срок временного хранения начинается заново.
Помещение товаров под таможенный режим (ст. 157 ТК РФ) или под внутренний таможенный транзит (ст. 80 ТК РФ) предусматривает не только инициативу заинтересованного лица, но и принятие соответствующего решения со стороны таможенного органа, которое согласно п. 1 ст. 61 ТК РФ должно приниматься незамедлительно и также ограничено предельными сроками (ст. 152 и п. 4 ст. 80 ТК РФ).
Следовательно, возможны случаи, когда соблюдение срока временного хранения может не зависеть от организации, то есть ею поданы таможенному органу все необходимые документы, но товары не помещены под завершающее временное хранение таможенную процедуру до истечения срока временного хранения, поскольку таможенным органом не выполнены необходимые проверочные мероприятия. Если товары в этом случае будут все же выпущены таможенным органом, представляется, что с учетом ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, определяющей понятие вины юридического лица, организация не может быть привлечена к ответственности по ст. 16.16 КоАП РФ, поскольку организацией предприняты все зависящие от нее меры по соблюдению срока временного хранения.
Более сложная ситуация будет, когда таможенным органом, в соответствии со ст. 153 ТК РФ, предъявлены дополнительные условия выпуска товаров. Согласно п. 7 указанной статьи действия, необходимые для выпуска товаров, должны быть совершены декларантом в пределах сроков временного хранения, установленных в соответствии с ТК РФ. Таким образом, предъявление дополнительных условий не продлевает срок выпуска товаров. Однако это не означает, что применение в рассматриваемом случае таможенным органом ст. 153 ТК РФ автоматически влечет за собой привлечение декларанта к ответственности по ст. 16.16 КоАП РФ. При решении этого вопроса также должно выявляться наличие у организации вины в нарушении срока временного хранения. Например, если предъявление дополнительных условий выпуска связано с методологической неопределенностью в классификации товара в соответствии с ТН ВЭД, это может свидетельствовать об отсутствии в действиях организации субъективной стороны, что является основанием для отказа в возбуждении или для прекращения дела об административном правонарушении.
А.А.Косов
Федеральная таможенная
служба
28.06.2005
Финансовые консультации
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Может ли организация быть привлечена по ст. 16.16 КоАП РФ за нарушение сроков временного хранения, если таможенная декларация и необходимые документы поданы декларантом до истечения этого срока, а товары были выпущены уже после его истечения?
Вернутся в раздел Финансовые консультации