Налогоплательщики - сельскохозяйственные товаропроизводители уплачивают единый социальный налог по ставкам, предусмотренным ст. 241 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), причем данной статьей для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей установлены пониженные ставки единого социального налога (далее - ЕСН).
В настоящее время сложилась ситуация, когда в законодательстве содержатся три определения понятия "сельскохозяйственный товаропроизводитель".
Так, согласно ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон N 193-ФЗ) сельскохозяйственным товаропроизводителем является физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляют в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной, произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50 процентов, причем согласно этой же статье данное понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя используется в целях настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 346.2 Кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов, причем согласно этой же статье определение сельскохозяйственного товаропроизводителя используется в целях гл. 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" Кодекса.
Глава 24 Кодекса не дает определения сельскохозяйственного товаропроизводителя. Не содержит его и ст. 11 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Поскольку гл. 24 и частью первой Кодекса не установлено иное, для целей обложения единым социальным налогом следует применять определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, данное в Федеральном законе от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации".
При отнесении налогоплательщиков к сельскохозяйственным товаропроизводителям также необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2001), при отнесении продукции к сельскохозяйственной следует руководствоваться Общероссийским классификатором продукции (ОК 005-93).
При оценке произведенной сельскохозяйственной продукции необходимо руководствоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.
Л.В.Комарова
Советник налоговой службы РФ
II ранга
20.06.2005
Финансовые консультации
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Согласно Приказу МНС России от 23.01.2004 N БГ-3-05/38@ утратили силу Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты ЕСН. Так, п. 23 ранее действовавших Методических рекомендаций разъяснялось, какие налогоплательщики относятся к сельскохозяйственным товаропроизводителем. Каким определением сельскохозяйственного товаропроизводителя следует руководствоваться в целях гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ в настоящее время?
Вернутся в раздел Финансовые консультации