В соответствии со ст. 87 НК РФ запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора - организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) (ст. 89 НК РФ).
Специальные нормы, устанавливающие правомерность или неправомерность проведения выездной налоговой проверки обособленного подразделения после выездной проверки организации по одним и тем же налогам за один и тот же период, в НК РФ отсутствуют.
По нашему мнению, выездная налоговая проверка обособленного подразделения после выездной проверки организации по одним и тем же налогам за один и тот же период является повторной, поскольку дважды проверяются одни те же операции обособленного подразделения. Соответственно, проведение такой проверки возможно только при наличии условий, предусмотренных в ст. 87 НК РФ: реорганизация или ликвидация проверяемой организации либо контроль за деятельностью нижестоящего налогового органа, проводившего проверку.
Такое мнение высказано, в частности, и ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 02.09.2004 N А33-12371/02-С3-Ф02-3444/04-С1.
Вместе с тем толкование норм, содержащихся в ст. ст. 87, 89 НК РФ, приводит и к противоположным выводам.
Точка зрения, согласно которой указанная в вопросе выездная налоговая проверка может быть проведена, аргументирована тем, что в соответствии со ст. 89 НК РФ налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения проверок самого налогоплательщика, то есть в том числе и после проверки аналогичных показателей по всей организации.
Такая позиция поддержана ФАС Северо-Западного округа в Постановлениях от 14.01.2002 N А56-22272/01 и от 17.09.2001 N А42-4070/01-25.
М.П.Захарова
Издательство "Главная книга"
16.06.2005
Финансовые консультации
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Вправе ли налоговый орган провести выездную налоговую проверку обособленного подразделения после выездной проверки организации в целом по одним и тем же налогам за один и тот же период?
Вернутся в раздел Финансовые консультации