Налог на имущество физических лиц является местным налогом (п. 2 ст. 15 Налогового кодекса РФ). Представительные органы муниципальных образований (в Москве и Санкт-Петербурге это законодательные (представительные) органы государственной власти) вправе определять налоговые ставки, льготы, порядок и срок уплаты налога в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Иные элементы налогообложения, в том числе и налоговая база, могут быть определены только Налоговым кодексом (п. 4 ст. 12, п. 1 ст. 17 НК РФ).
Налог на имущество физических лиц (жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (п. 1 ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц")) исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Эти сведения в налоговый орган представляют органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации ежегодно до 1 марта (пп. 2, 4 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1). Сумма налога исчисляется путем умножения инвентаризационной стоимости на налоговую ставку. Таким образом, налоговой базой налога на имущество является инвентаризационная стоимость имущества (п. 1 ст. 53 НК РФ).
В соответствии с последовательно передаваемыми полномочиями по разработке порядка определения инвентаризационной стоимости Приказом Минстроя России от 04.04.1992 N 87 был разработан и утвержден Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности (п. 3 Постановления Верховного Совета РСФСР от 09.12.1991 N 2004-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц", п. 2 Распоряжения Правительства РФ от 12.03.1992 N 469-р).
Согласно данному Порядку определение инвентаризационной стоимости имущества осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа. А восстановительная стоимость определяется по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 г. по индексам и коэффициентам, введенным актами Госстроя СССР (Постановление Госстроя СССР от 11.05.1983 N 94, Письма Госстроя СССР от 06.09.1990 N 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29.09.1990 N 15-148/6 и N 15-149/6 (по отрасли "Жилищное хозяйство")). Затем полученный результат переводится в уровень цен года, в котором производится оценка, по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов РФ (п. п. 3.2, 3.2.1 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности).
Из изложенного можно сделать вывод, что органы региональной исполнительной власти, устанавливая коэффициенты удорожания к инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, применяемые в целях налогообложения, могут влиять на размер налоговой базы по налогу на имущество физических лиц.
До введения в действие главы о налоге на имущество физических лиц части второй Налогового кодекса РФ данная ссылка на положения НК РФ приравнивается к ссылке на акт законодательства РФ о соответствующем налоге, в частности на Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 (ст. 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, ст. 3, п. 15 ст. 6 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ, п. 2 мотивировочной части Определения КС РФ от 06.12.2001 N 258-О). Более того, законность Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, подтверждена Определением Верховного Суда РФ от 23.01.2003 N КАС03-1.
Таким образом, органы исполнительной власти субъектов РФ для целей определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц вправе определять коэффициенты перевода восстановительной стоимости имущества в уровень цен года, в котором производится оценка. Указанный вывод также подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 09.02.2005 N 78-Г04-50.
М.П.Захарова
Издательство "Главная книга"
26.05.2005
Финансовые консультации
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Вправе ли органы исполнительной власти субъектов РФ определять коэффициенты к восстановительной стоимости помещений, используемые при расчете налога на имущество физических лиц, устанавливая тем самым правила определения налоговой базы по этому налогу?
Вернутся в раздел Финансовые консультации