В соответствии с п. 2 ст. 391 Таможенного кодекса РФ лица, не участвовавшие в незаконном ввозе товаров на таможенную территорию РФ и приобретшие их уже на этой территории в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, имеют право (не обязанность!) уплатить таможенные платежи и выполнить иные требования и условия таможенного оформления в упрощенном порядке, определяемом федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. В настоящее время такой упрощенный порядок пока не установлен (как представляется, Приказ ГТК России от 25.12.2002 N 1404 "О снятии ограничений на пользование и распоряжение транспортными средствами" (зарегистрирован Минюстом России 10.02.2003 N 4195; ред. от 04.08.2003) нельзя считать в качестве такого порядка, поскольку он распространяется на автотранспортные средства, приобретенные физическими лицами для личных целей).
Указанная возможность ограничена п. 3 ст. 391 ТК РФ. Таможенное оформление товаров не может быть завершено приобретателем таких товаров, если:
- товары запрещены к ввозу в Российскую Федерацию;
- оборот товаров на территории Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- в отношении таких товаров установлены количественные ограничения при их ввозе в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами.
В указанных случаях согласно п. 5 ст. 391 ТК РФ товары обращаются в федеральную собственность на основании решения суда (арбитражного суда) по заявлению таможенных органов.
Однако если товары не относятся к приведенным категориям, то исходя из системного толкования п. п. 2 и 4 ст. 391 ТК РФ условием выпуска для свободного обращения товаров является уплата таможенных платежей и связанное с этим таможенное оформление (для целей исчисления подлежащих уплате таможенных платежей необходимо определить классификационный код товаров по ТН ВЭД, таможенную стоимость или количество товаров, если в отношении них установлена специфическая или комбинированная ставка таможенной пошлины, страну происхождения, подлежащие применению ставки таможенных пошлин, налогов). Таким образом, представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в данном случае не требуется. По отношению к положениям ст. ст. 158 и 164 ТК РФ, имеющим общий характер, норма п. 4 ст. 391 ТК РФ является специальной.
А.А.Косов
Федеральная таможенная
служба
15.09.2005
Финансовые консультации
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
В случае если приобретатель товаров выразил согласие уплатить таможенные платежи в соответствии с п. 2 ст. 391 ТК РФ, должен ли он представить для таможенного оформления товаров лицензии, сертификаты и разрешения, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности?
Вернутся в раздел Финансовые консультации