Организация, находящаяся на общем режиме налогообложения, осуществляет деятельность по распространению и размещению наружной рекламы. Часть рекламных конструкций организация использует для размещения на безвозмездной основе городской информации, не носящей рекламный характер.
Расходы, связанные с безвозмездным оказанием услуг по размещению городской информации на одном рекламном щите, составили 10 000 руб. Стоимость услуг по размещению рекламной информации на одном щите, осуществляемых в рамках договоров возмездного оказания услуг, составляет 12 000 руб.
Как определить налоговую базу по НДС и сумму налога по оказанию услуг на безвозмездной основе? Как отразить данную операцию в учете?
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) и является объектом налогообложения по НДС. При этом моментом определения налоговой базы по безвозмездно оказанным услугам является день отгрузки (п. 6 ст. 167 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе налоговая база по НДС определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ, без включения в них НДС (Письмо Минфина России от 31.03.2004 N 04-03-11/52).
Следовательно, в данном случае организации следует руководствоваться положениями, предусмотренными п. п. 4 - 11 ст. 40 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 40 НК РФ рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
По нашему мнению, в рассматриваемом примере при определении налоговой базы по НДС нельзя исходить из обычной цены услуг, применяемой организацией при размещении коммерческой рекламы. Услуги по размещению рекламы в рамках возмездных договоров и услуги по бесплатному размещению городской информации не являются идентичными или однородными, поскольку их цели различны.
Целью коммерческой рекламы является доведение до потребителя рекламной информации о других физических или юридических лицах, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическим, юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям (ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе").
Размещение городской информации, не носящей рекламный характер, осуществляется на основании постановлений правительств Москвы и Санкт-Петербурга, а также региональных и местных органов власти. Ее распространение не подпадает под действие Федерального закона "О рекламе", так как городская информация распространяется в целях информирования населения. Данной информацией может являться информация о проведении строительных, дорожных, аварийных и других видов работ, размещаемая в целях безопасности населения; об объектах городской инфраструктуры; праздничное оформление города.
Таким образом, вопрос об отнесении вышеупомянутых услуг к идентичным или однородным должен решаться в совокупности с характером размещаемой информации.
По нашему мнению, идентичными (однородными) услугами в целях п. 4 ст. 40 НК РФ в данной ситуации может быть размещение городской информации на платной основе.
Однако из-за отсутствия предложения данной услуги на рынке, а также при невозможности использования метода цены последующей реализации организация может применить затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты (абз. 2 п. 10 ст. 40 НК РФ). Поскольку предоставление услуг на безвозмездной основе не предполагает получение прибыли, считаем возможным исчисление НДС с суммы фактически произведенных организацией расходов.
В бухгалтерском учете расходы, связанные с безвозмездным оказанием услуг, относятся к прочим внереализационным расходам (п. 12 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). В данном случае расходы, связанные с размещением информации на безвозмездной основе, могут отражаться по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы", в корреспонденции с кредитом счета 20 "Основное производство" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Сумма НДС, исчисленная с операций по безвозмездному оказанию услуг, также учитывается в составе прочих внереализационных расходов (п. 12 ПБУ 10/99) и отражается по дебету счета 91, субсчет 91-2, в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".
Для целей исчисления налога на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Таким образом, стоимость безвозмездно оказанных услуг и сумма НДС, исчисленная по данной операции, не участвуют в расчете налоговой базы по налогу на прибыль.
Вследствие этого в бухгалтерском учете возникают постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство, которое отражается по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" в корреспонденции с кредитом счета 68 (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).
В приведенной таблице используются следующие наименования субсчетов, открытых:
к балансовому счету 68:
68-1 "Учет расчетов по НДС";
68-2 "Учет расчетов по налогу на прибыль";
к балансовому счету 99:
99-1 "Постоянное налоговое обязательство".
--------------------------T------T------T-------T----------------¬
¦ Содержание операций ¦Дебет ¦Кредит¦ Сумма,¦ Первичный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦ документ ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦ ¦ ¦ 25, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 26, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 60, ¦ ¦ Расчетно- ¦
¦Отражена сумма ¦ ¦ 76, ¦ ¦ платежная ¦
¦фактических расходов, ¦ ¦ 70, ¦ ¦ ведомость, ¦
¦связанных с безвозмездным¦ ¦ 69 ¦ ¦ Бухгалтерская ¦
¦оказанием услуг <*> ¦ 20 ¦ и др.¦ 10 000¦ справка-расчет ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Расходы, связанные с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦безвозмездным оказаннием ¦ ¦ ¦ ¦ Акт об ¦
¦услуг, отнесены к прочим ¦ ¦ ¦ ¦ оказании услуг,¦
¦внереализационным ¦ ¦ ¦ ¦ Бухгалтерская ¦
¦расходам ¦ 91-2 ¦ 20 ¦ 10 000¦ справка ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Отражена в составе прочих¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦внереализационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦расходов сумма НДС, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦исчисленная при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦безвозмездном оказании ¦ ¦ ¦ ¦ Бухгалтерская ¦
¦услуг ¦ ¦ ¦ ¦ справка-расчет,¦
¦(10 000 х 18%) ¦ 91-2 ¦ 68-1 ¦ 1 800¦ Счет-фактура ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Отражено постоянное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦налоговое обязательство ¦ ¦ ¦ ¦ Бухгалтерская ¦
¦((10 000 + 1800) х 24%) ¦ 99-1 ¦ 68-2 ¦ 2 832¦ справка-расчет ¦
L-------------------------+------+------+-------+-----------------
--------------------------------
<*> В соответствии со ст. 171 НК РФ налоговым вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС.
Поскольку оказание услуг на безвозмездной основе является объектом налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), то суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций по безвозмездному оказанию услуг, принимаются к вычету в общеустановленном порядке при соблюдении условий, установленных ст. ст. 171 и 172 НК РФ (Письмо МНС России от 26.02.2004 N 03-1-08/528/18).
И.В.Порушкина
ЗАО "Бухгалтерские Технологии и Аудит"
20.12.2005
Статьи бухгалтеру
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Организация, находящаяся на общем режиме налогообложения, осуществляет деятельность по распространению и размещению наружной рекламы. Часть рекламных конструкций организация использует для размещения на безвозмездной основе городской информации, не носящей рекламный характер...
Вернутся в раздел Статьи бухгалтеру