Общественная организация, ведущая предпринимательскую деятельность, за счет средств, полученных от этой деятельности, приобрела и оплатила 10 единиц офисной мебели стоимостью 5900 руб. за единицу, в том числе НДС 900 руб. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете затраты на приобретение офисной мебели, если вся мебель установлена в отделе, осуществляющем предпринимательскую деятельность (облагаемую НДС)?
Общественная организация (объединение) - это некоммерческая организация <*>, образовавшаяся в результате добровольного объединения в установленном законом порядке граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность <**>, соответствующую целям, для достижения которых они созданы (п. 1 ст. 6, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 24 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Приобретенная некоммерческой организацией офисная мебель, используемая для ведения ею деятельности (как предпринимательской, так и не являющейся предпринимательской), принимается в бухгалтерском учете в состав основных средств организации по первоначальной стоимости (п. п. 4, 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, Письмо Минфина России от 28.03.2005 N 07-05-06/89).
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (п. 8 ПБУ 6/01).
Суммы НДС, уплаченные поставщику при приобретении мебели, которая будет использоваться для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой НДС, подлежат вычетам после принятия на учет данной мебели в состав основных средств при условии наличия счета-фактуры и документов, подтверждающих оплату поставщику (пп. 1 п. 2 ст. 171 и абз. 1, 3 п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ) <***>.
Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01 (п. 17 ПБУ 6/01).
Согласно абз. 2 п. 17 ПБУ 6/01, а также п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на отдельном забалансовом счете производится начисление износа в конце отчетного года исходя из установленного организацией срока их полезного использования.
В то же время согласно п. 18 ПБУ 6/01 объекты основных средств стоимостью не более 10 000 руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.
Формально данная норма ПБУ 6/01 не содержит ограничений для основных средств некоммерческих организаций. Аналогичная точка зрения изложена в Письме Минфина России от 27.09.2005 N 07-05-06/261.
Следовательно, в данном случае некоммерческая организация вправе воспользоваться указанной нормой и полностью списать в бухгалтерском учете стоимость введенной в эксплуатацию офисной мебели на затраты производства (расходы на продажу) по предпринимательской деятельности (при условии, что такое списание предусмотрено учетной политикой организации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Письме Минфина России от 31.07.2003 N 16-00-14/243, получаемые некоммерческой организацией доходы от предпринимательской деятельности (после их налогообложения в соответствии с налоговым законодательством), которые являются источником осуществления уставной деятельности некоммерческой организации и формирования ее имущества, отражаются в бухгалтерском учете на счете 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции с дебетом счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств, производится запись по дебету счета 86 и кредиту счета 83 "Добавочный капитал".
Однако, на наш взгляд, данная норма в случае, когда организация руководствуется п. 18 ПБУ 6/01, применяться не должна, поскольку при этом стоимость приобретенных основных средств полностью покрывается за счет средств, предназначенных на финансирование текущих расходов организации.
В рассматриваемой ситуации покрытие расходов на приобретение офисной мебели будет осуществлено за счет доходов организации от предпринимательской деятельности на дату продажи организацией произведенных ею товаров, работ, услуг, на себестоимость которых была отнесена стоимость данной офисной мебели.
В целях налогообложения прибыли имущество, первоначальная стоимость которого не превышает 10 000 руб., не признается амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Расходы налогоплательщика на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций единовременно в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию в составе материальных расходов (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ) при условии соответствия расходов на приобретение данного имущества критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.
В данном случае мебель приобретена за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, и используется в предпринимательской деятельности некоммерческой организации, следовательно, экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы на ее приобретение в полной сумме уменьшают доходы, полученные организацией от предпринимательской деятельности, на дату ввода мебели в эксплуатацию.
--------------------------T------T------T-------T----------------¬
¦ Содержание операций ¦Дебет ¦Кредит¦ Сумма,¦ Первичный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦ документ ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Произведена оплата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦поставщику приобретаемой ¦ ¦ ¦ ¦Выписка банка по¦
¦мебели (5900 х 10) ¦ 60 ¦ 51 ¦ 59 000¦расчетному счету¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Оприходована ¦ ¦ ¦ ¦ Отгрузочные ¦
¦приобретенная мебель ¦ ¦ ¦ ¦ документы ¦
¦((5900 - 900) х 10) ¦ 08 ¦ 60 ¦ 50 000¦ поставщика ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Отражена сумма НДС, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предъявленная поставщиком¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мебели (900 х 10) ¦ 19 ¦ 60 ¦ 9 000¦ Счет-фактура ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Акт о приеме- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ передаче групп ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ объектов ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средств, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Инвентарная ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ карточка ¦
¦Приобретенная мебель ¦ ¦ ¦ ¦ группового ¦
¦принята на учет в состав ¦ ¦ ¦ ¦ учета объектов ¦
¦основных средств ¦ 01 ¦ 08 ¦ 50 000¦основных средств¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Принят к вычету НДС, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦уплаченный поставщику ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мебели, переданной для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦использования в ¦ ¦ ¦ ¦ Счет-фактура, ¦
¦предпринимательской ¦ ¦ ¦ ¦ Акт о приеме- ¦
¦деятельности, облагаемой ¦ ¦ ¦ ¦передаче объекта¦
¦НДС <***> ¦ 68 ¦ 19 ¦ 9 000¦основных средств¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Списана стоимость мебели,¦ ¦ ¦ ¦ Бухгалтерская ¦
¦принятой в эксплуатацию ¦ 20 ¦ 01 ¦ 50 000¦ справка ¦
L-------------------------+------+------+-------+-----------------
--------------------------------
<*> Некоммерческая организация - это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
<**> Предпринимательской деятельностью некоммерческой организации признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
<***> С 01.01.2006 указанные в пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС будут приниматься к вычету независимо от их уплаты поставщикам (п. 21 ст. 1, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ).
Ю.С.Орлова
Консультационно-аналитический
центр по бухгалтерскому учету
и налогообложению
16.11.2005
Статьи бухгалтеру
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Общественная организация, ведущая предпринимательскую деятельность, за счет средств, полученных от этой деятельности, приобрела и оплатила 10 единиц офисной мебели стоимостью 5900 руб. за единицу, в том числе НДС 900 руб. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете затраты на приобретение офисной мебели, если вся мебель установлена в отделе, осуществляющем предпринимательскую деятельность (облагаемую НДС)?
Вернутся в раздел Статьи бухгалтеру