Реформы для проформы? Смотря какие реформы и смотря что под ними понимать. Если либеральные, то для проформы, а вот если какие иные...
Реформа без конца...
Реформа без конца... Или конец реформе? Об этом пришлось невольно задуматься, познакомившись на организованной "Леонтьевским центром" конференции с проблемами реформирования РАО "ЕЭС России". В докладе руководителя исследовательской группы по энергетике и транспорту Центра стратегических разработок (Москва) В.С. Милова был представлен достаточно нетривиальный взгляд на изменения, происходящие в российской электроэнергетике.
Радикальная реформа стоит на "трех китах": разделении монополий по видам бизнеса, выходе государства из процесса генерации электричества и создании рынка электроэнергии.
В деле разделения дела обстоят следующим образом: двадцать одно АО-энерго (это региональные энергетические компании типа нашего Ленэнерго) уже разделились по видам бизнеса, но они представляют собой, в основном, небольшие компании. "Точка невозврата" в реорганизации крупных АО-энерго еще не пройдена. Пока зарегистрированы три оптовые генерирующие компании (ОГК) и две территориальные генерирующие компании (ТГК).
В этой связи стоит напомнить, что реформе РАО ЕЭС скоро уже четыре года (если принять за точку отсчета начала реформы Постановление правительства РФ №526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" от 11 июля 2001 г.). Так что скорость преобразований явно не впечатляет.
С выходом государства из генерации дело обстоит еще хуже. Решение о сроках и способах продажи государством долей в ОГК так и не принято. Ориентировочной датой запуска конкурентного рынка электроэнергии остается середина 2006 г. Однако к этому моменту частным инвесторам могут быть проданы не более двух ОГК. Основная генерация сохранится в руках государства, что ставит под сомнение появление именно конкурентного рынка.
Тормозная жидкость
Современная российская власть доказала делом свое умение работать на высочайших скоростях. Достаточно вспомнить молниеносную операцию по приобретению крупнейшего нефтедобывающего подразделения ЮКОСа через тверскую рюмочную. Однако, преследуя те же интересы, она при необходимости может служить и тормозной жидкостью для любых начинаний, несущих в себе зачатки неконтролируемых ею рыночных отношений.
В декабре 2002 г. - феврале 2003 г. из пакета по реформированию электроэнергетики под давлением администрации президента РФ вычеркиваются положения о сроках либерализации рынка (2005 г.), и решение относительно этих сроков дается на откуп правительству.
В мае 2004 г. премьер-министр Михаил Фрадков без детального объяснения надолго откладывает принятие решения по схеме проведения аукционов по продаже ОГК, хотя предложения по ней готовились в течение полутора лет с участием консорциума инвестиционных консультантов. Были уже проработаны всевозможные варианты проведения аукционов.
В декабре 2004 г. заседание правительства РФ, специально посвященное реформированию элетроэнергетики, на словах одобрило реформу, но четкого графика ее проведения так и не появилось. Вместо принятия программы приближения регулируемых цен к уровню рыночных ожиданий (как это делалось в других странах), правительство приняло трехлетнюю программу снижения цен в реальном выражении, что толкает электроэнергетические предприятия к наращиванию кредиторской задолженности. Таким образом, идеология "политически мотивированных тарифов" доминирует при принятии российским правительством любого серьезного решения по поводу рынка электроэнергии.
От генерации к дегенерации
Газпром (после объявленной реструктуризации государству будут принадлежать 51% акций этой компании) владеет 10,3% акций РАО "ЕЭС России" плюс блокирующим пакетом в Мосэнерго. Таким образом, уже сейчас он контролирует 30 тыс. МВт генерирующих мощностей в центре России. Дальнейший переход в его собственность генерирующих мощностей означает передачу собственности от государства государству, прикрытую акционерной организацией с участием частных миноритарных акционеров.
Надо заметить, что 70% конкурентной (в принципе) генерации (кроме АЭС и ГЭС) используют газ в качестве топлива (в европейской части России - более 90%). В то же время лимиты поставок газа по регулируемым ценам контролируются Газпромом и не менялись с 1998 г. Однако с 1998 г. производство значительно выросло, а следовательно, выросли и потребности в электроэнергии и поставках газа сверх этих лимитов.
Газпром осуществляет продажи сверхлимитного газа по ценам в полтора-два раза выше регулируемых. В то же время существующая практика распределения мощностей газотранспортной системы позволяет предполагать, что Газпром сможет легко оправдать продажу газа собственным генераторам по заниженным ценам. Вот такой у нас будет "конкурентный" рынок!
Согласно представленному в докладе г-на Милова прогнозу, на рынке генерации электроэнергии по-прежнему будет доминировать государство (43%). А следующим будет... тоже государство, но уже в лице Газпрома (13%).
В ближайшей перспективе намечается дефицит энергетических мощностей. В 2008 г. даже при сценарии умеренного экономического роста спрос на электроэнергию превысит предложение (т.е. превысит имеющиеся сейчас мощности по ее генерации). А в 2012 г. спрос превысит предложение уже на 24%.
Кто инвестирует в создание новых мощностей?
Международные электроэнергетические компании, которые могли бы принести с собой инвестиции и конкурентную среду, отстранены от перераспределения собственности на генерирующие мощности в соответствии со стратегией РАО "ЕЭС России" (почему-то кажется, что не только Анатолий Борисович влиял на ее формирование). А может быть, страну выручит Газпром, который у нас все-таки "национальное достояние"?
Стратегический тупик
К такому выводу пришли авторы доклада "Российский газовый сектор: бесконечное ожидание реформ" (сентябрь 2004 г.), составленного под эгидой ОЭСР. В декабре 2002 г. была обнародована Концепция развития рынка газа в РФ, подготовленная министерством экономического развития. В целом концепция неплохая. Однако негативные ремарки по поводу реструктуризации Газпрома, прозвучавшие вскоре из уст самого Владимира Путина, остановили какое-либо продвижение в этом вопросе. Монаршья воля на Руси всегда сильнее разума.
"Национальное достояние" все никак не может выйти на уровень добычи 1999 г. (1999 г. - 546 млрд. куб. м, 2001 г. - 512 млрд. куб. м, 2003 г. - 542 млрд. куб. м). Независимые производители устойчиво наращивали добычу (1999 г. - 47 млрд. куб. м, 2001 г. - 69 млрд. куб. м, 2003 г. - 80 млрд. куб. м). В отличие от Газпрома, они лишены выхода на внешний рынок и продают газ только по внутренним ценам, которые в несколько раз ниже мировых.
Газпром поглощает независимых производителей. В 2002 г. были поглощены Пургаз, Востокгазпром; в 2003 г. - Севернефтегазпром (а так бы отставание от показателей 1999 г. было бы, естественно, еще большим). Теперь Газпром планирует съесть еще кого-нибудь. Но не в коня корм. После 2007 г. прогнозируется падение добычи газа на действующих месторождениях Газпрома.
Инвестиционный потенциал Газпрома недостаточен. А тот, что есть, используется довольно странным образом. Инвестиции Газпрома в сферы, не связанные с добычей газа, постоянно и существенно превышают профильные инвестиции этой странной фирмы. Так, в 2002-2004 гг. это превышение составило примерно 2,3 раза. И это несмотря на надвигающийся кризис в газодобыче.
Обращает на себя внимание пересмотр инвестиционных планов Газпрома после принятия решения о покупке "Юганскнефтегаза" (кто ж знал, что техасский суд так подгадит!). До решения в добычу газа предполагалось вложить почти 70 млрд. руб., после - только 39,6 млрд.; в транспортировку - 164,4 и 104,2 млрд. руб., соответственно.
"Газпром уверенно ведет Россию к газовому кризису", - заключил В.С. Милов. А раз так, то вряд ли он спасет электроэнергетику. "Врачу, исцелися сам".
Реформы сегодня - это чемодан с двойным дном. Первое дно - та оболочка, которая осталась от либеральной программы. Либеральное притворство или, говоря языком известной профессиональной группы, прикрытие. Муляж. Отвлекающий маневр.
Второе дно - истинная реформа. Ее суть везде и всюду - переход активов в распоряжение "группы товарищей", называющей себя государством. Так им спокойнее и удобнее. Либерализация плавно перетекает в мобилизацию. И, как говорили интеллектуалы-"перестройщики" в конце 1980-х, "иного не дано".
Андрей Заостровцев