Юридические статьи

Государство усиливает налоговый пресс Правительство предлагает косметическую реформу



СПб. Под знаменем борьбы с "налоговым терроризмом" сегодня мы наблюдаем всего лишь косметический ремонт налогового законодательства без кардинального решения давно наболевших вопросов.

Более того, соблазн чиновников протащить сквозь горнило законодательных дебатов изменения в Налоговый кодекс, по сути, направлен на усиление налогового пресса. Такой вывод делает Руслан Васютин, партнер международной юридической организации DLA Piper Rudnick Gray Cary (27956)* в Санкт-Петербурге.

Чтобы не быть голословным, предлагаю обратить свой взор на проект федерального закона "о внесении изменений в часть первую Налогового кодекса в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" , внесенный недавно правительством на рассмотрение Государственной думы. Чего же ждать бизнесу от этого законопроекта?

Место подразделения

Прежде всего законопроект провел "массаж" правовой терминологии, уточняя содержание и смысл ряда терминов, устраняя те из них, которые могут быть выведены из определений законодательства о налогах и сборах. Например, из круга физических лиц, признаваемых для целей кодекса индивидуальными предпринимателями, предлагается исключить адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты. Определение "обособленное подразделение" в статье 11 кодекса претерпело, на первый взгляд, незначительное изменение, но на самом деле имеющее важное практическое значение. Предлагается, что обособленное подразделение должно будет включать не только несколько стационарных рабочих мест, но и одно место, нежели как в настоящее время Налоговый кодекс оперирует термином "стационарные рабочие места", когда говорит об обособленном подразделении. Это изменение означает, что существующая сегодня уловка, когда предприятия не ставят на налоговый учет свои представительства и филиалы в других регионах, аргументируя это тем, что,дескать, у них там оборудовано только одно рабочее место, а не несколько мест, будет упразднена.

Вилка резидента

Законопроектом предлагается уточнить институт налогового резидента российской Федерации - физического лица.

Вводится новая статья 111. Предложения эти продиктованы тем, что резидентами, которые вправе рассчитывать на ставку подоходного налога 13% (а не 30%, как у нерезидентов), являются лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном году, при этом такой статус приобретается применительно к каждому году. Если следовать буквальному толкованию закона, получается так, что все российские граждане первые полгода являются нерезидентами и должны платить подоходный налог по ставке 30%, например, через удержание налога предприятием - налоговым агентом, а затем становятся резидентами и приобретают право на вожделенные 13%.

На практике, конечно, все работает не так, и изменение ставки с 30 на 13% происходит в отношении только иностранцев, работающих на российских предприятиях, причем не всех, а только тех, кто проводит первый год своего трудового почина в России. В соответствии с уточняющими положениями Налогового кодекса налоговыми резидентами будут все, кто в предыдущий год провел в России 183 дня. Это хорошее изменение. Для иностранцев. Российским же гражданам, например преподавателям, практикантам, рабочим на проектах, находящимся за пределами России продолжительное время, радости это изменение не прибавит, поскольку они могут попасть в вилку двойного налогообложения, будучи признанными резидентами и за рубежом, и в России. Хорошо, если можно будет сослаться на договор об избежании двойного налогообложения в таком случае, а если такого нет, либо опасаясь, что попадется "понятливый" налоговый инспектор, этой категории российских граждан декларировать свой доход в России станет совсем неинтересно. Можно будет заплатить налог с одной суммы дважды.

Форма уведомления

Законопроектом определяется понятие "налоговая отчетность" и "уточненная налоговая отчетность" и предлагаются положения, направленные на упорядочение документооборота. Закрепляется правило, согласно которому при отсутствии финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщик вправе предоставлять только уведомление. Форма такого уведомления должна быть утверждена Министерством финансов.

Документы отчетности

Обязанности налогоплательщика, предусмотренные статьей 23 кодекса, как таковые не претерпели существенных изменений. Однако предлагается расширить список документов, которые налогоплательщики должны представлять в налоговые органы. Этот список будет включать "налоговые декларации, налоговые расчеты и иные документы налоговой отчетности". Неясность формулировки позволит налоговым органам требовать любые документы. Впрочем, это и так происходит повсеместно, когда налоговые органы запрашивают у предприятий любые первичные и производные документы на основании пункта 7 статьи 23 кодекса. Отметим, что из прав налогоплательщиков в статье 21 Налогового кодекса предлагается исключить право на налоговый кредит.

Обязанности агента

Изменяются обязанности налогового агента, закрепленные в статье 24 кодекса. В частности, предусмотрено, что удержанию налог подлежит только из денежных средств, а не просто из "средств, выплачиваемых налогоплательщикам". Соответственно выплаты в натуральной форме не будут подпадать под правила, требующие удержание налога налоговым агентом. Перечень обязанностей налогового агента расширен. Включено правило об обязанности налогового агента хранить документы, необходимые для удержания налога, в течение 4 лет, а также для них вводятся любимые налоговыми органами "иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах".

Сроки объяснений

Отдельного обсуждения заслуживают предлагаемые изменения в части проведения налоговых проверок. Более четко, именно как отдельный вид проверки, в статье 87 кодекса определяется понятие "встречная налоговая проверка". Предусматривается, что при проведении встречной проверки налоговым органом могут быть истребованы только те документы (информация), которые относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика, а не какого-либо иного.

Предлагается уточнить порядок проведения камеральной налоговой проверки и задачи ее проведения. Однако трехмесячный срок для ее проведения, исчисляемый со дня предоставления налоговой декларации или иной налоговой отчетности (уточненной налоговой отчетности), остается, как и в существующей редакции статьи 88 кодекса.

Существенным моментом является то, что налоговый орган может "при обнаружении существенных изменений данных предоставленной отчетности" или в ряде иных случаев выносить требование о пояснении по существу данных фактов с приложением подтверждающих выписок из регистров налогового и бухгалтерского учета. При этом налогоплательщик в течение не 5 дней (как это закреплено сейчас), а 10 рабочих дней должен будет направить пояснение и приложить все необходимые документы. Нет необходимости комментировать тот факт, что даже десятидневный срок может быть совершенно недостаточным для предоставления таких пояснений, особенно с учетом того, что часто приходится копировать тонны документов, выписок и иной макулатуры. Интересно, что в обязанности для налоговых органов при проведении камеральной проверки не входит исследование такой дополнительно истребованной документации. Вместе с тем следует признать, что правило пункта 6 статьи 88 кодекса, гласящее, что должностные лица налогового органа, осуществляющие камеральную налоговую проверку, не вправе повторно истребовать документы, ранее уже представленные налогоплательщиком, конечно, является положительным моментом. Как это будет работать на практике - покажет время.

"Подарок" плательщику

Несколько слов о выездных налоговых проверках. Наверное, как благую весть должны воспринять налогоплательщики норму закона, предложенную в статье 89 кодекса, о том, что налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года более двух выездных проверок одного налогоплательщика. Если учесть, что налоговым органом проверять предприятие можно в течение 2 месяцев, а в ряде случаев можно будет увеличивать срок проверки на 4 или даже 6 месяцев, получается, что каждый налогоплательщик может получить законный "подарок" - проработать с налоговой инспекцией у себя в офисе в течение 12 месяцев в каждом отдельно взятом году. Вот такой "налоговый пост" получается. При этом возможность повторной налоговой проверки у вышестоящего налогового органа за уже проверенный период сохраняется. Как и сейчас, при несогласии с результатами налоговой проверки налогоплательщик вправе представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения поакту в целом или по его отдельным положениям. При этом срок для предоставления таких возражений предлагается увеличить с двухнедельного аж до 15 дней.

НДС - правило

Законопроектом вносятся изменения в статью 78 Налогового кодекса, согласно которым предусматривается возможность проведения совместной выверки уплаченных налогов как по предложению налогового органа, так и по инициативе налогоплательщика. При этом сокращается срок, в течение которого налоговый орган будет обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога. Сообщение должно быть сделано не позднее 10 дней, а не в течение 1 месяца, как это закреплено сейчас. При этом вводятся иные уточняющие положения о зачете (возврате) излишне уплаченных или излишне взысканных налогов. В частности, закрепляется действующее сейчас правило для НДС, что сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты будут подлежать возврату не налоговым органом, а территориальным органом Федерального казначейства. Однако срок для такого возврата изменяется. Вместо 1 месяца со дня принятия решения налоговым органом срок составит 10 рабочих дней со дня получения расчетного документа, оформленного в соответствии с решением налогового органа о возврате суммы.

Напомним, что для возврата НДС статьей 176 кодекса установлены несколько иные правила. Как это можно будет использовать в практической деятельности для целей возврата НДС - вопрос останется открытым. В случае вынесения судом решения о возврате излишне взысканных сумм срок возврата составит не 1 месяц после вынесения, а 20 дней со дня вступления в силу соответствующего решения. Существенным изменением является возможность проведения зачета сумм налогов в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Этапы перехода

Из других предложений законопроекта отметим более детальный порядок внесения изменений в налоговую декларацию и иную налоговую отчетность, закрепляемый статьей 81 Налогового кодекса. Далее закрепляется поэтапный переход к предоставлению отчетности в налоговые органы в электронном виде, при этом налогоплательщику предоставляется право выбрать способ передачи соответствующих данных. На первом этапе предполагается предоставление в электронном виде отчетности только для предприятий со среднесписочной численностью свыше 100 человек.

Проблема остается

Вопросы налоговой ответственности нашли также свое отражение в законопроекте. Из статьи 120 Налогового кодекса исключается взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. рублей за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, если они повлекли занижение налоговой базы. Максимальное наказание по этому составу предполагается ограничить суммой в 15 тыс. рублей. Налоговым же агентам может не поздоровиться. Изменения в статью 123 кодекса предполагают увеличение размера налоговой ответственности в виде штрафа с 20 до 40% от суммы, подлежащей перечислению за деяния, совершенные налоговым агентом умышленно.

В заключение можно отметить, что беглый анализ указанного законопроекта позволяет сделать вывод о том, что надеяться на существенное снижение налогового пресса, к сожалению, не приходится. Нерешенными остаются многие вопросы. Стоит ли этому удивляться, если для парламентских слушаний, посвященных этому законопроекту, из органов власти ряда регионов России поступали такие "инновационные" предложения, как запретить налогоплательщикам подавать уточненные налоговые декларации и ввести так называемые "оперативные" налоговые проверки.

Это лишний раз доказывает, что проблема налогового администрирования по-прежнему остается одной из наиболее наболевших тем для бизнеса. Стремление правительства ограничиться полумерами не отвечает интересам предпринимателей и не позволит оградить их от необоснованных требований налоговых органов.

Руслан Васютин, партнер международной юридической организации DLA Piper Rudnick Gray Cary в Санкт-Петербурге

справка

- DLA Piper Rudnick Gray Cary - глобальная организация по оказанию юридических услуг, офисы которой расположены в странах Европы, Азии и США. В компании работают более 2900 юристов в 53 офисах в 20 странах мира.

Редакция




Вернутся в раздел Юридические статьи