Перед уходом на парламентские каникулы депутаты ЗС Ленобласти за один день успели провести сразу два заседания. Ударными темпами рассматривались законопроекты об изменениях в бюджетном процессе, о фондах финансовой поддержки муниципальных образований и другие документы, регулирующие реформу местного самоуправления. Ведь до муниципальных выборов, которые пройдут в области 9 октября, осталось мало времени
Не обошли областные законодатели стороной и поправки в ряд статей федерального закона о принципах организации местного самоуправления, принятые недавно в первом чтении Госдумой.
О том, что технический прогресс невозможен без полупроводников, знает каждый школьник. А о том, что самоуправление может развиваться на основе полуреформ, многие только начинают догадываться. Нас с детства приучали к важной мысли, что закон обязателен для исполнения всеми и каждым. Однако теперь иные законотворцы пытаются внушить нам нечто прямо противоположное. Об этом свидетельствуют изменения, которые депутаты Госдумы РФ собираются осенью внести в статьи 83, 84 и 85 Федерального закона N 131. В соответствии с ними субъекты РФ получат право сами выбирать сроки реализации муниципальной реформы вплоть до 1 января 2009 года.
Интересы территорий разойдутся
К чему это, на мой взгляд, приведет? Как известно, в любом российском регионе есть и преуспевающие, и достаточно бедные территории. В Ленобласти в 2004 году бюджетная обеспеченность в расчете на одного жителя составляла в среднем 10,1 тыс. руб. В то же время реальные параметры ее колебались от 7,2 тыс. руб. в Колтушской волости до 43,8 тыс. руб. на человека в Ивангороде.
Лишь гибкая система межбюджетных отношений в Ленобласти, эффективный механизм финансовой помощи с учетом реального достатка каждой территории позволили в конечном счете примерно уравнять финансовые возможности разных муниципальных образований.
А что может получиться теперь при принятии половинчатых думских решений? После выборов, которые необходимо провести для обеспечения легитимности новой власти на местах, интересы многих поселений наверняка резко разойдутся. Там, где высока кадастровая оценка земли, есть муниципальная недвижимость, развитое дорожное хозяйство, стабильные источники налоговых поступлений, власти захотят жить по принципам реформы МСУ. В свою очередь, дотационные территории будут настойчиво цепляться за прежнюю систему межбюджетных отношений.
Как быть субъекту РФ? Какое решение ни прими, все равно оно не всех устроит. Если же пойти навстречу и богатым, и бедным муниципальным образованиям, то это приведет к разрушению четко отработанной схемы межбюджетных отношений. Явно неуклюжей окажется попытка сбалансировать бюджеты с разными уровнями бюджетных обязательств и принципами формирования доходов.
Откладывать на один, два, три года реформу - тоже не выход. Госдуме не раз предлагали с мест начать преобразования в сфере местного самоуправления с 2007 года. Тогда бы все можно было успеть: и полномочия, и деньги, и собственность разделить. Разумные предложения услышаны не были. А теперь, когда уже де-факто запущены избирательные кампании, когда выборы новой власти должны состояться, Дума вдруг предлагает субъектам: а вы там сами с реформой на местах разбирайтесь.
А для чего нужны новые власти без новых полномочий с необходимостью формирования собственных структур управления, аппарата, финансовых служб? Это же удар по всей административной реформе!
Бюджет - не для распыления средств
Нелишне напомнить также, что президент России в июле на встрече с министрами Правительства РФ и руководителями федеральных органов законодательной власти подчеркнул: бюджет-2006 не должен быть бюджетом разбазаривания. Полагаю, это напрямую относится не только к главному финансовому документу страны, но и к бюджетам субъектов РФ.
Вся реформа задумывалась для того, чтобы разграничить бюджетные полномочия различных органов власти. С этой целью, не избежав, кстати, существенных просчетов, центр с изрядной поспешностью принял и реализовал Федеральный закон N 122 о передаче значительной части своих социальных обязательств в регионы. Нередко, например, как в случае передачи Ленобласти 47 профучилищ, соответствующие полномочия не подкреплялись необходимыми финансовыми ресурсами, что увеличило бюджетное бремя регионов.
Теперь, в свою очередь, происходит перераспределение полномочий между уровнями власти в субъектах Федерации. Чтобы областной бюджет получил, наконец, возможность не распылять деньги по мелочам, сосредоточил усилия на выполнении масштабных, прежде всего целевых, программ социальной ориентации, его надо освободить от латания крыш, мостовых, ремонта бань и тому подобных расходов, возлагаемых на новые органы МСУ. Их бюджетные «поля» - территории поселков, деревень и городов. Их задача - оказывать качественные бюджетные услуги местным жителям.
Прерогатива областной власти - стратегия развития всей территории, укрепление ее экономики и финансов, привлечение крупных инвестиций, наращивание промышленного потенциала, производства необходимых товаров, повышение уровня их конкурентоспособности.
С Госдумы взятки будут гладки
Полуреформа дает нам право сказать, что реформа началась, но по сути ничего не реформировать в ближайшие три года. Кроме того, перенос сроков перехода к реформе МСУ до начала 2009 года позволяет той же Госдуме уйти от ответственности за ее результаты. Понятно, что через 3 года, то есть после федеральных выборов, с нового состава Госдумы и взятки будут гладки.
Не знаю, какие решения возобладают в российских субъектах. Что же касается Ленобласти, то ряд важнейших законов, обеспечивающих ход реформы МСУ, в ней уже принят. Как на бюджетном уровне, так и в сфере разграничения полномочий по отраслям. Работа проделана огромная, хотя, конечно, не вся собственность, не все полномочия еще разграничены окончательно. И времени на это практически не остается: к сентябрю проект областного бюджета должен быть вынесен на суд правительства, а затем передан в ЗС.
Для субъекта РФ наступает момент истины: в сложных условиях взяться за капитальное реформирование бюджетного процесса или ступить на протаптываемую Госдумой тропу полуреформ? Впрочем, возможен еще один поворот событий: своего окончательного вердикта по поводу поправок в Федеральный закон N 131 пока не вынесли ни Совет Федерации, ни гарант Конституции РФ.
Владимир Александров