Вступивший в силу с 1 января 2006 года новый федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» лишает субъекты Федерации права самостоятельно регламентировать закупки.
Зачем нам конкурс?
Новый федеральный порядок, по замыслу авторов, должен сделать систему распределения госзаказа прозрачной и честной. Однако множество назревших спорных вопросов так и не разрешено. Если верить официальной статистике за 2005 год, то 81,1% государственных контрактов на сумму почти 42 млрд рублей (63% всего объема) было заключено без проведения конкурсов. Новый закон не сокращает, а, наоборот, в три раза увеличивает число случаев, когда заказчик может отказаться от конкурса.
Особые привилегии получили государственные предприятия. Если услуги оказывают «подведомственные органам исполнительной власти государственные учреждения», то такая фирма может быть признана единственным поставщиком. А у города подведомственных организаций много. Например, ГУП «Информационно-аналитический центр», подчиненный комитету по информатизации и связи, который на коммерческой основе оказывает услуги доступа в Интернет, технического обслуживания компьютеров и т. д. Исходя из формулировки нормативного акта, все заказы в этой сфере можно будет передать указанному ГУП.
В ведении жилищного комитета находятся все районные жилищные агентства, а комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации — ГУП «Городской центр размещения рекламы» (ГЦРР) и ГУП «Петроцентр» (последний занимается издательской деятельностью, проводит социологические исследования, организует выставки, презентации, конференции и т. д.).
Зато монополисты, по новому закону, будут частично лишены привилегий. В действующих правилах допускается внеконкурсная закупка, если «продукция может быть получена только от одного поставщика либо единственный поставщик обладает исключительными правами в отношении данной продукции». По той же статистике, монополисты получают меньше 4% всех заказов. Теперь таким правом будут обладать только естественные монополии — энергоснабжающие организации («Ленэнерго», ГУП «ТЭК СПб», «Водоканал» и пр.), железнодорожный транспорт, порты, аэропорты и т. п. Но круг поставщиков будет строго ограничен федеральным реестром, в который вносятся все естественные монополисты. Довод «мы не нашли другого поставщика бумаги» приниматься не будет.
Танцуют все!
Закон полностью отменяет процедуру квалификационного отбора и предъявления каких-либо требований к поставщику. Исключение сделано только для оборонного заказа и НИОКР (научно-исследовательских работ). Все остальные могут участвовать без доказательства своей платежеспособности. Можно даже получать горзаказ, имея при этом задолженность по налогам (правда, если этот долг не превышает 25% активов). Причем за участником устанавливается презумпция невиновности: именно госзаказчик должен будет проверять заявленные сведения.
Эти новации помогут именно малым бизнесменам. Ведь заверить два комплекта учредительных документов (устав и договор) стоит у нотариусов 2 тысячи рублей. Плюс беготня за справками в налоговую, в банк и т. д. Некоторые предприниматели оценивают саму процедуру подготовки документов в 8 — 12 тысяч рублей.
Как и раньше, любое действие заказчика можно будет обжаловать. Но теперь у этих жалоб есть перспективы. Жаловаться можно в суд или в специальный уполномоченный орган. В Петербурге «арбитром» назначен комитет экономического развития, промышленной политики и торговли. С 2006 года у «уполномоченного» появляется право приостановить размещение заказа до рассмотрения жалобы по существу. Кроме того, сам факт подачи жалобы лишает заказчика права заключить государственный контракт до принятия решения. Сейчас такой возможности нет, что лишает проигравшего возможности добиться справедливости. Даже если он будет признан на 100% правым, государственный контракт уже заключен, а может быть — и исполнен.
Так, рассматривая иск ОАО «ВАД» о признании торгов недействительными, суд констатировал: «Государственные контракты, заключенные по итогам оспариваемых торгов, исполнены. При указанных обстоятельствах приведение сторон в первоначальное положение с возвращением полученного по сделке невозможно, и, следовательно, избранный истцом способ защиты не приведет к восстановлению его субъективных прав».
Что изменилось? С одной стороны, такая ситуация не должна повториться, так как жалоба заморозит контракт. А у «обманутого поставщика» будет возможность подготовить доказательства, подать иск в суд и т. д. С другой стороны, этой лазейкой сможет воспользоваться и недобросовестный конкурент. За подачу жалобы не надо будет платить пошлину, ответственности — никакой. Вместо того чтобы заключать контракт и работать, заказчик и поставщик будут ожидать решения по жалобе «обиженного».
Заглянув в Интернет
Фактически разрушена и монополия одного печатного издания на публикацию официальных сообщений о конкурсах. Абсолютно вся информация (в том числе полный комплект конкурсной документации, протоколы, решения и т. д.) должна будет бесплатно размещаться в свободном доступе в сети «Интернет». Но за получение материалов в печатном виде заказчик может попросить заплатить. Однако размер платы не должен превышать расходов на изготовление копии.
На официальном сайте будет опубликован и реестр недобросовестных поставщиков. В него планируется вносить сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного контракта, а также о поставщиках, с которыми контракты были расторгнуты в связи с существенными нарушениями. Правда, храниться эти сведения будут только два месяца, после чего администратор сайта должен будет «снять судимость».
Павел Нетупский