Судебная практика: Северо-Кавказский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА от 21.12.2005 N Ф08-6081/2005-2401А Оценка законности решения налоговой инспекции должна осуществляться судом исходя из тех обязательных к представлению в силу закона документов, которые на момент его вынесения были представлены обществом в налоговую инспекцию в целях подтверждения права на налоговую ставку ноль процентов и налоговые вычеты по экспортным операциям. В частности, суд должен оценить счета-фактуры, представленные в налоговую инспекцию, так как именно на этих документах базируется решение налоговой инспекции об отказе в возмещении НДС.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 21 декабря 2005 года Дело N Ф08-6081/2005-2401А

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Донхлебопродукт", в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.08.2005 по делу N А53-3357/2005-С6-34, установил следующее.
ООО "Донхлебопродукт" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным решения налоговой инспекции от 26.10.2004 N 205 в части отказа обществу в возмещении 891562 рублей 72 копеек НДС за июнь 2003 г. и об обязании налоговой инспекции возместить обществу из федерального бюджета 891562 рубля 72 копейки НДС. Ходатайством от 26.05.2005, удовлетворенным определением суда от 30.05.2005, общество уточнило свои требования и просило признать незаконным решение налоговой инспекции от 26.10.2004 N 205 в части отказа обществу в возмещении 1277971 рубля 53 копеек НДС за июнь 2003 г., обязать налоговую инспекцию возместить обществу из федерального бюджета 1277971 рубль 53 копейки НДС.
Решением суда от 15.08.2005 решение налоговой инспекции от 26.10.2004 N 205 признано незаконным в части отказа обществу в возмещении 1277971 рубля 53 копеек НДС за июнь 2003 г., суд обязал налоговую инспекцию возместить обществу 1277971 рубль 53 копейки НДС за июнь 2003 г.
Судебный акт мотивирован тем, что обществом соблюдены все требования, установленные статьями 171, 172, 176 и 169 Налогового кодекса Российской Федерации для обоснования права на вычет НДС, неуплата поставщиками НДС в бюджет, их отсутствие по юридическому адресу не могут являться основанием для отказа в возмещении.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда от 15.08.2005 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению подателя жалобы, отсутствие достоверных сведений о наличии в бюджете сформированного источника возмещения НДС и реальности сделок между звеньями всей цепи от производителя до поставщика первого звена является основанием для отказа в возмещении налога.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы, изложенные в отзыве.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя стороны, считает, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество осуществляло реализацию пшеницы на экспорт, в связи с чем представило в налоговую инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за июнь 2003 г. и пакет документов, предусмотренный статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации. Для определения обоснованности применения обществом налоговой ставки 0 процентов и предъявления к возмещению НДС налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку указанной декларации общества и представленных документов.
По результатам проверки налоговой инспекцией 26.10.2004 вынесено решение N 205, которым отказано обществу в возмещении 5122650 рублей НДС.
В части отказа в возмещении НДС позиция налоговой инспекции основана на том, что встречными проверками не подтвержден факт уплаты налога в бюджет поставщиками и субпоставщиками общества.
Частично не согласившись с отказом в возмещении НДС, общество обратилось в суд.
Удовлетворяя заявленные требования о признании недействительным решения налоговой инспекции в части начисления 943979 рублей 26 копеек НДС в отношении ООО "Агроинвест", ООО "АгроСоюзИнвест", ООО "Зерновая Компания "МКС Агро", ООО "Татьяна", ЗАО "Русское золото", ООО "Самаразернопоставки", по которым общество представило в суд исправленные счета-фактуры, суд не учел следующее.
Общество заявило требование о признании решения налоговой инспекции незаконным.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежит право оспорить ненормативный правовой акт, если такой акт не только нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, но и не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.
Следовательно, в предмет доказывания включается проверка законности решения налогового органа, которая осуществляется на момент его вынесения.
В связи с этим оценка законности решения от 26.10.2004 N 205 должна осуществляться судом исходя из тех обязательных к представлению в силу закона документов, которые на момент его вынесения были представлены обществом в налоговую инспекцию в целях подтверждения права на налоговую ставку 0 процентов и налоговые вычеты по экспортным операциям. В частности, суд должен оценить счета-фактуры, представленные в налоговую инспекцию, так как именно на этих документах базируется решение налоговой инспекции об отказе в возмещении НДС.
Для применения налоговых вычетов по НДС налогоплательщик обязан доказать правомерность своих требований. При этом документы, представленные налогоплательщиком, должны отвечать установленным требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает правовые последствия, свидетельствовать о реальности произведенных сделок.
В связи с этим суду при новом рассмотрении необходимо оценить обоснованность решения налоговой инспекции с учетом документов, представленных обществом для проведения камеральной проверки в налоговую инспекцию, результатов встречных проверок поставщиков.
При изложенных обстоятельствах решение от 15.08.2005 Арбитражного суда Ростовской области подлежит отмене в части, дело в отмененной части - направлению на новое рассмотрение.
В остальной части решение суда является правильным, счета-фактуры соответствуют требованиям налогового законодательства, отсутствие результатов встречных проверок поставщиков само по себе не является основанием для отказа в налоговом вычете.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.08.2005 по делу N А53-3357/2005-С6-34 отменить в части признания незаконным решения налоговой инспекции об отказе в возмещении 943979 рублей 26 копеек НДС и обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону возместить ООО "Донхлебопродукт " из федерального бюджета 943979 рублей 26 копеек, в отмененной части дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Кавказский регион