Судебная практика: Северо-Кавказский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА от 20.12.2005 N Ф08-5620/2005 В соответствии с нормами Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 20 декабря 2005 года Дело N Ф08-5620/2005

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от уполномоченного органа - Федеральной налоговой службы Российской Федерации в лице Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Адыгея, представителя от должника - открытого акционерного общества "Консервный завод "Ханский", рассмотрев кассационную жалобу Федеральной налоговой службы Российской Федерации в лице Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Адыгея на определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 21.07.2005 по делу N А01-Б-1749/2005-8, установил следующее.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации в лице Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Адыгея (далее - налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании открытого акционерного общества "Консервный завод "Ханский"" (далее - общество) несостоятельным (банкротом) и включении в реестр требований кредиторов (далее - реестр) задолженности:
- по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды в размере 447688 рублей 17 копеек, в том числе по налогам - 56557 рублей 19 копеек, по пеням и штрафам - 391130 рублей 98 копеек.
- по денежным обязательствам перед Российской Федерацией в сумме 3858826 рублей 05 копеек, в том числе по налогам - 835100 рублей, проценты за пользование кредитом - 1809333 рубля 85 копеек, пени за несвоевременный возврат основного долга - 431481 рубль 46 копеек, пени за несвоевременную уплату процентов за пользование бюджетными средствами - 782910 рублей 74 копейки.
Определением от 21.07.2005 (с учетом определения от 21.10.2005 об исправлении опечатки) в отношении общества введена процедура наблюдения, временным управляющим назначен Бричев Б.М. Суд включил в третью очередь реестра требование в сумме 2253302 рублей 87 копеек. Требование по уплате пеней в размере 1224041 рубля 72 копеек включено в реестр отдельно. Во включении в реестр требования в размере 447688 рублей 17 копеек суд отказал ввиду его недоказанности.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить определение в части отказа во включении в реестр требования в сумме 447688 рублей 17 копеек. По мнению заявителя, суд не исследовал представленные решения о взыскании с общества налогов и пеней за счет денежных средств и не предложил налоговому органу представить иные доказательства, подтверждающие размер заявленных требований.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в жалобе. Представитель общества просил судебный акт оставить без изменения.
В судебном заседании объявлен перерыв до 14 часов 15 минут 20.12.2005 для представления налоговым органом заявления о включении в реестр требований по обязательным платежам и пеням в процедуре конкурсного производства.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в качестве доказательств, подтверждающих задолженность общества по обязательным платежам в бюджет, налоговым органом представлены: справка межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 1 по Республике Адыгея от 15.06.2005, а также выставленные налоговым органом решения о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств общества на счетах в банках от 03.12.2003 N 1425, 08.07.2004 N 1290, 26.07.2004 N 1376 и 29.10.2004 N 263 на сумму 210433 рубля 77 копеек. Иные документы, подтверждающие наличие недоимки по обязательным платежам и пеней, в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.
В силу пункта 1 статьи 40 Закона о банкротстве, кроме документов, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, к заявлению кредитора прилагаются документы, подтверждающие:
- обязательства должника перед конкурсным кредитором, наличие и размер задолженности по указанным обязательствам;
- доказательства оснований возникновения задолженности;
- иные обстоятельства, на которых основывается заявление кредитора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Закона о банкротстве заявление уполномоченного органа о признании должника банкротом должно отвечать требованиям, предусмотренным для заявления кредитора. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что к заявлению уполномоченного органа по обязательным платежам должно быть приложено решение налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества должника и сведения о задолженности по обязательным платежам, по данным уполномоченного органа.
Таким образом, при решении вопроса о возбуждении дела о банкротстве по заявлению уполномоченного органа прежде всего суд должен установить наличие закрепленных статьями 3 и 6 Закона о банкротстве признаков несостоятельности должника, а также проверить отвечает ли заявление уполномоченного органа требованиям, предусмотренным статьями 6 и 41 указанного Закона. При наличии оснований для возбуждения дела о банкротстве суд обязан установить общую сумму задолженности по обязательным платежам, подлежащую включению в реестр требований кредиторов должника.
В соответствии с частью 3 статьи 48 Закона о банкротстве, если требование заявителя соответствует условиям, установленным пунктом 2 статьи 33 Закона, является обоснованным и не удовлетворено должником на дату судебного заседания, арбитражный суд выносит определение о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения.
Суд признал обоснованными требования налогового органа, подтвержденные решением Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-45249/2004-97-190, и ввел процедуру наблюдения.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение названной статьи при подаче заявления налоговый орган не представил документы, предусмотренные статьями 6 и 41 Закона о банкротстве и подтверждающие основания возникновения задолженности общества по обязательным платежам в бюджет.
Справка межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 1 по Республике Адыгея от 15.06.2005 и решения о взыскании налога, сбора и пени за счет денежных средств налогоплательщика правомерно не приняты судом в качестве надлежащих доказательств размера возникшей у общества задолженности по обязательным платежам в бюджет.
Решением от 25.10.2005 общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Налоговый орган представил заявление об установлении размера требований в сумме 439134 рублей 23 копеек в процедуре конкурсного производства в соответствии со статьями 100 и 142 Закона о банкротстве.
При таких обстоятельствах основания для отмены определения от 21.07.2005, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 21.07.2005 по делу N А01-Б-1749/2005-8 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Кавказский регион