Судебная практика: Северо-Кавказский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА от 19.12.2005 N Ф08-6034/2005-2376А В силу статьи Прекращение действия отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита Налогового кодекса Российской Федерации действие отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях, предусмотренных данной статьей Кодекса.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 19 декабря 2005 года Дело N Ф08-6034/2005-2376А

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - открытого акционерного общества "Краснодаргазстрой", представителя от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2005 по делу N А32-16257/2005-33/592, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Краснодаргазстрой" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция) с заявлением о признании недействительным решения от 29.04.2005 N 03-01-20/12 об отмене права на реструктуризацию кредиторской задолженности перед краевым бюджетом ОАО "Краснодаргазстрой".
Решением от 20.09.2005 заявленные требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что основаниями для отмены решения о реструктуризации задолженности по налогам, а также по начисленным пеням и штрафам могут служить только неисполнение налогоплательщиком графика реструктуризируемой задолженности или уплата текущих платежей не в полном объеме. Материалами дела не подтверждено неисполнение обществом условий реструктуризации, направленных на полное и своевременное внесение платежей на пользователей автодорог и налогу с владельцев транспортных средств.
Ссылка в оспариваемом решении на постановление главы администрации Краснодарского края от 19.04.2005 N 332 неправомерна, поскольку оно вступило в силу со дня официального опубликования, обратной силы не имеет и не влечет отмены ранее принятых в 2001 - 2002 годах решений о реструктуризации.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, решение налоговой инспекции от 29.04.2005 N 03-01-20/12 принято в рамках полномочий налоговой инспекции на основании постановления главы администрации Краснодарского края от 19.04.2005 N 332. Признание нормативных актов утратившими силу означает невозможность их применения в будущем.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное, а кассационную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании представители налоговой инспекции и общества поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
------------------------------------------------------------------

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" имеет дату 03.09.99, а не 03.03.99.
------------------------------------------------------------------
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей налоговой инспекции и общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Во исполнение статьи 115 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 03.03.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом".
Данным Постановлением исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано осуществлять реструктуризацию задолженности организаций по обязательным платежам соответственно в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет с учетом утвержденного Порядка.
28 марта 2002 года главой администрации Краснодарского края принято постановление N 341 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед краевым бюджетом".
Данным постановлением право принятия решения о реструктуризации предоставлено территориальным налоговым органам по месту регистрации юридических лиц. Кроме того, Порядком проведения реструктуризации задолженности юридических лиц перед краевым бюджетом установлено, что задолженность погашается поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным графиком.
В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 28.03.2002 N 341 ИФНС России N 1 по г. Краснодару приняты решения от 14.08.2001 N 04-44/1 и от 31.05.2002 N 16.47/11 о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 53583 тыс. рублей, в том числе по налогу - 34652 тыс. рублей, по пеням и штрафам - 18931 тыс. рублей, с правом равномерной уплаты в течение 9 лет. График погашения задолженности согласован с департаментом по финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края.
С 2003 года ОАО "Краснодаргазстрой" передано на налоговый учет в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю. Условия реструктуризации общество выполняло добросовестно.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 19.04.2005 N 332 "О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края" признано утратившим силу постановление главы администрации Краснодарского края от 28.03.2002 N 341 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед краевым бюджетом".
На основании данного постановления налоговая инспекция приняла решение от 29.04.2005 N 03-01-20/12 "Об отмене права на реструктуризацию кредиторской задолженности перед краевым бюджетом ОАО "Краснодаргазстрой".
В соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО "Краснодаргазстрой" обжаловало решение налоговой инспекции в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование о признании недействительным решения налоговой инспекции от 29.04.2005 N 03-01-20/12 об отмене решения о реструктуризации кредиторской задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог и пеням, суд обоснованно исходил из следующего.
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано осуществлять реструктуризацию задолженности организаций по обязательным платежам соответственно в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет.
На основании данного положения глава администрации Краснодарского края принял постановление от 28.03.2002 N 341 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед краевым бюджетом".
Суд указал, что постановление администрации Краснодарского края принято в рамках возложенных на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий и соответствует налоговому и бюджетному законодательству.
Постановление главы администрации Краснодарского края от 19.04.2005 N 332 "О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края", которым признано утратившим силу постановление главы администрации Краснодарского края от 28.03.2002 N 341 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед краевым бюджетом", вступило в силу 26.04.2005, то есть после предоставления права обществу на реструктуризацию задолженности, и на момент принятия налоговой инспекцией такого решения постановление от 28.03.2002 N 341 являлось действующим, поэтому у налоговой инспекции отсутствовали основания для отмены решения о предоставлении права на реструктуризацию задолженности.
Главой 9 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены условия и порядок изменения срока уплаты налога и сбора, а также условия прекращения действия отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.
Решениями от 14.08.2001 N 04-44/1 и от 31.05.2002 N 16.47/11 налоговый орган правомерно изменил порядок уплаты обществом налоговых платежей. В силу пункта 1 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации действие отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях, предусмотренных статьей 68 Кодекса. Такой случай для досрочного прекращения действия отсрочки не наступил, поэтому налоговая инспекция приняла обжалуемое решение в нарушение статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации.
Действие постановления от 19.04.2005 N 332 не может распространяться на отношения, возникшие до его принятия, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции отсутствуют.
Нормы материального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии со статьями 101, 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 333.17, 333.21, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы следует возложить на налоговую инспекцию, освобожденную от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2005 по делу N А32-16257/2005-33/592 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Кавказский регион