Судебная практика: Северо-Кавказский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА от 22.12.2005 N Ф08-5968/2005-2371А Неоприходование денежных средств в день их поступления является оконченным правонарушением независимо от оприходования денежных средств в более поздние сроки, и, следовательно, влечет административную ответственность по нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 22 декабря 2005 года Дело N Ф08-5968/2005-2371А

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Айболитмедсервис", в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Ворошиловскому району г. Ростова-на-Дону, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ворошиловскому району г. Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.09.2005 по делу N А53-20805/2005-С5-5, установил следующее.
ООО "Айболитмедсервис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ИФНС по Ворошиловскому району г. Ростова-на-Дону (далее - налоговая инспекция) от 26.07.2005 N 000597 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 40 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 22.09.2005 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что налоговая инспекция не представила доказательств совершения административного правонарушения.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит судебный акт отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод суда не соответствует материалам дела и противоречит требованиям, установленным Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета Директоров Центрального банка России от 22 сентября 1993 года N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций), а также Методическим рекомендациям по использованию данных учета выручки, полученной с применением ККМ, утвержденных письмом Центрального банка России от 18.08.1993 N 51.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что в действиях общества отсутствует вина, а также состав административного правонарушения по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку денежная выручка на момент проверки была оприходована.
В судебном заседании кассационной инстанции объявлялся перерыв с 15 часов 30 минут 19 декабря 2005 года до 14 часов 22 декабря 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку аптеки, принадлежащей обществу, по вопросу выполнения Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием расчетных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ). В ходе проверки установлен факт неоприходования в кассу организации денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники, в сумме 53113 рублей 82 копеек, выразившйся в том, что полученные 06.06.2005 наличные денежные средства в сумме 53113 рублей 82 копеек были оприходованы в кассу организации 07.06.2005 по приходному ордеру N 496 от 07.06.2005 с пометкой "выручка за 06.06.2005". Указанное нарушение отражено в акте проверки полноты учета выручки от 07.07.2005 N 000340 и протоколе об административных правонарушениях от 07.07.2005 N 000733.
По итогам рассмотрения материалов проверки налоговая инспекция приняла постановление от 26.07.2005 N 000597 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 40 тыс. рублей штрафа за неоприходование в кассу денежной наличности в сумме 53113 рублей 82 копеек, которое обжаловано в арбитражный суд.
При рассмотрении дела суд сделал вывод о том, что налоговая инспекция не доказала факта совершения обществом административного правонарушения. В обоснование этого суд сослался на то, что общество приняло все зависящие от него меры по оприходованию денежных средств в сумме 53113 рублей 82 копеек, которые на момент проверки 07.06.2005 были оприходованы.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод ошибочным.
Статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся, в частности, в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности.
Порядок ведения кассовых операций в РФ утвержден Решением Совета Директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Пункт 13 Порядка предусматривает, что прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером.
В соответствии с пунктом 22 Порядка все поступления и выдача наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Пунктом 24 Порядка установлено, что записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Пункт 11 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, утвержденных письмом Центрального банка Российской Федерации от 18.08.1993 N 51, и пункт 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104, также устанавливают, что кассир обязан при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, подготовить денежную выручку, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших предприятиях с одной - двумя кассами сдает деньги непосредственно инкассатору банка).
Из приведенных правовых норм следует, что организации в соответствии с Порядком ведения кассовых операций обязаны совершить определенные операции по оприходованию наличных денежных средств в день их поступления (оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу организации и внести в тот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах).
Таким образом, неоприходование денежных средств в день их поступления является оконченным правонарушением независимо от оприходования денежных средств в более поздние сроки, и, следовательно, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности.
Материалами дела подтверждается, что общество полученные 06.06.2005 наличные денежные средства в сумме 53113 рублей 82 копеек оприходовало в кассу организации 07.06.2005 по приходному ордеру N 496 от 07.06.2005. Общество также это не оспаривает.
Исходя из требований вышеназванных правовых норм и данных фактических обстоятельств ссылка суда в обоснование своего решения на то, что общество 07.06.2005 оприходовало денежные средства, поступившие 06.06.2005, является несостоятельной.
Поэтому суд неправомерно признал незаконным и отменил постановление налоговой инспекции от 26.07.2005 N 000597 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неоприходование денежных средств в кассу, сославшись на отсутствие доказательства факта совершения обществом административного правонарушения.
Довод общества об отсутствии вины в совершенном правонарушении не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что общество приняло все зависящие от него меры для выполнения требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок и сроки оприходования наличных денежных средств в кассу общества в день их поступления. Ссылка общества на распорядок работы как на основание для освобождения его от ответственности за допущенное правонарушение, несостоятельна, поскольку при установлении распорядка рабочего дня организация должна учитывать требования законодательства, устанавливающие порядок ведения кассовых операций в части оприходования денежных средств.
С учетом изложенного решение суда от 22.09.2005 следует отменить, а в удовлетворении заявленных требований общества отказать.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.09.2005 по делу N А53-20805/2005-С5-5 отменить, в удовлетворении требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Кавказский регион