Судебная практика: Северо-Кавказский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА от 17.10.2005 N Ф08-4740/2005 В соответствии с нормами Лесного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 17 октября 2005 года Дело N Ф08-4740/2005

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии в судебном заседании представителей от истца - федерального государственного учреждения "Национальный парк "Приэльбрусье", закрытого акционерного общества "Каббалкрегионгаз", в отсутствие: открытого акционерного общества "Каббалкгаз", закрытого акционерного общества "Финансово-промышленная корпорация "Кавказинтернациональ", территориального агентства по управлению федеральным имуществом по Кабардино-Балкарской Республике, заявивших о рассмотрении дела без их участия, администрации Эльбрусского района, правительства Кабардино-Балкарской Республики, общества с ограниченной ответственностью "Межрегионгаз", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного учреждения "Национальный парк "Приэльбрусье" на решение от 04.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 05.07.2005 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-1444/2004, установил следующее.
Федеральное государственное учреждение "Национальный парк "Приэльбрусье" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Каббалкгаз" и ЗАО "Финансово-промышленная корпорация "Кавказинтернациональ" (далее - корпорация) о взыскании солидарно с ответчиков 9749376 рублей ущерба, причиненного национальному парку (уточненные требования).
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены территориальное агентство по управлению федеральным имуществом по Кабардино-Балкарской Республике, администрация Эльбрусского района, правительство Кабардино-Балкарской Республики, ЗАО "Каббалкрегионгаз" и ООО "Межрегионгаз".
Решением от 04.03.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.07.2005, в удовлетворении исковых требований отказано. Суды обеих инстанций исходили из недоказанности лесонарушения, поскольку протокол от 26.02.2004 составлен в одностороннем порядке и не является надлежащим доказательством, подтверждающим размер ущерба. Суд установил, что при строительстве газопровода нарушено лесное законодательство, но учреждение не предоставило доказательств совершения противоправных действий ответчиками.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты как принятые по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для дела, и с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, учреждение уведомило руководителя ОАО "Каббалкгаз" о составлении протокола о лесонарушении и необходимости принятия мер по возмещению причиненного вреда. Обязанность по возмещению ущерба, причиненного изъятием, и проведение работ по рекультивации нарушенных земель предусмотрены действующим законодательством.
Отзывы на жалобу не предоставлены.
В судебном заседании представитель учреждения повторил доводы кассационной жалобы, просил решение и постановление апелляционной инстанции отменить, принять решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ЗАО "Каббалкрегионгаз" пояснил, что выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам, судебные акты законные и обоснованные.
В судебном заседании объявлен перерыв до 17.10.2005. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, выслушав представителей учреждения и ЗАО "Каббалкрегионгаз", Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, правительство Кабардино-Балкарской Республики и правление ОАО "Газпром" в целях реструктуризации дебиторской задолженности республики перед ООО "Межрегионгаз" за потребленный газ согласовали мероприятия по строительству газопровода Тырнауз - Азау в Кабардино-Балкарской Республике, в силу которых финансирование проектирования и строительства газопровода производится в счет дебиторской задолженности АОЗТ "Каббалкгаз" с последующей передачей завершенного строительства на баланс предприятию "Кавказтрансгаз" ОАО "Газпром". Постановлением правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19.12.98 N 640 корпорации поручено выполнить функции заказчика по проектированию и строительству газопровода Тырнауз - Азау. Государственному земельному комитету Кабардино-Балкарской Республики, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды, главе администрации Эльбрусского района поручено произвести выбор в натуре земельных участков под строительство газопровода.
Из постановления главы администрации Эльбрусского района от 08.06.2001 N 155 видно, что во временное пользование на период строительства газопровода второй очереди Тырнауз - Азау ОАО "Каббалкгаз" произведен отвод земельных участков площадью 27,0 га. Из экспликации земель (приложение N 1 к постановлению N 155) следует, что 9,7 га, выделяемых под строительство газопровода, относятся к землям национального парка "Приэльбрусье". Постановлением правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27.10.2001 N 375 для строительства второй очереди газопровода Тырнауз - Азау акционерному обществу "Каббалкагаз" во временное пользование выделено 27 га земель без изъятия их у землепользователей для строительства газопровода. Правительство субъекта приняло решение просить у Правительства Российской Федерации разрешение о переводе 7,8 га лесопокрытых земель в нелесные для прокладки трассы газопровода. Доказательств перевода лесных земель в нелесные в порядке, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.97 N 1200, в дело не предоставлено. 1 декабря 1998 года корпорация и предприятие ПМК-3 "Спецгазремстрой" (далее - предприятие) заключили договор подряда, согласно которому предприятие взяло на себя обязательство выполнить строительство газопровода Тырнауз - Азау. Приказом корпорации от 18.11.2002 N 32 назначена комиссия по приемке в эксплуатацию законченного строительством газопровода высокого давления, 21.11.2002 газопровод принят в эксплуатацию.
------------------------------------------------------------------

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: статья 12.15 в Федеральном законе от 14.03.95 N 33-ФЗ отсутствует. Имеются в виду статьи 12 и 15 данного Закона.
------------------------------------------------------------------
Суд установил, что прокладка газопровода осуществлялась без отвода земельного участка, рекультивации земель, восстановления плодородного слоя почвы и соответствующего согласования с собственником земель. Трасса газопровода пролегает в том числе по территории национального парка. В силу статьи 12.15 Федерального закона от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности, на их территории запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира, в том числе деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова, строительство трубопроводов и других коммуникаций. Противоправность проведения работ по строительству газопровода и факт нарушения законодательства суд посчитал доказанными. При указанных обстоятельствах отказ в иске является необоснованным.
Отказывая в иске, суды обеих инстанций исходили из недоказанности размера причиненного ущерба, поскольку протокол о лесонарушении не соответствует требованиям Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства. Однако протокол о лесонарушении является основанием для применения административной и уголовной ответственности. В деле о возмещении вреда протокол может быть доказательством факта нарушения. Предоставленный в дело протокол содержит сведения о самовольном снятии, порче и уничтожении плодородного слоя лесных почв на площади 9,6 га. Ответчики не оспаривали ни размер земельных участков, выделенных под строительство газопровода на территории национального парка, указанной в экспликации, ни сам факт снятия плодородного слоя почвы.
Право учреждения на предъявление иска о возмещении вреда, причиненного лесному фонду и его землям, установлено законодательством Российской Федерации. Для наступления деликтной ответственности необходимо наличие четырех условий: противоправного поведения, вредоносного результата, причинной связи между противоправным поведением и наступившим вредом и вины нарушителя.
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Строительство газопровода осуществлялось предприятием (подрядчиком). Подрядчик обязан вести строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем и содержание работ (статья 743 Гражданского кодекса Российской Федерации). Согласно статье 751 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды. Подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований. В материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения предприятием этих требований.
Заказчик, заключая договор на строительство газопровода, не имел надлежащих документов на отвод земельного участка. При выборе участков для строительства он знал, что часть газопровода идет по лесопокрытым землям национального парка, где запрещена любая хозяйственная деятельность и без уничтожения деревьев и снятия поверхностного слоя почвы проложить ветку газопровода невозможно.
Все существенные обстоятельства дела, свидетельствующие о причинении ущерба национальному парку, судом установлены. Вместе с тем суд кассационной инстанции не имеет возможности принять решение по существу ввиду следующего.
В соответствии со статьей 111 Лесного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2001 N 388 "Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации" установлена методика расчета ущерба. Согласно пункту 11 Постановления за самовольное снятие, порчу или уничтожение плодородного слоя земли установлен размер взысканий за каждый квадратный метр площади, на которой снят, уничтожен или испорчен плодородный слой почвы, в виде 4-кратной ставки лесной подати за 1 куб. метр деловой древесины средней категории крупности наиболее ценной основной хвойной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации. При исчислении размера взысканий за ущерб, причиненный нарушением лесного законодательства Российской Федерации, подлежат применению ставки за древесину неосновных пород, отпускаемую на корню в лесах Кабардино-Балкарской Республики, установленные постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25.12.99 N 571 (приложение N 2). В расчете истца указана стоимость деловой древесины средней категории крупности 104 рубля 16 копеек за 1 куб. метр (со ссылкой на это постановление). Однако в постановлении N 571 не содержится такого значения, как 104 рубля 16 копеек за 1 куб. метр древесины средней.
Изложенное свидетельствует о том, что решение и постановление апелляционной инстанции приняты по недостаточно исследованным материалам дела, поэтому подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела суду необходимо обсудить вопрос о привлечении к участию в деле в качестве ответчика подрядчика, установить, кто является надлежащим ответчиком по делу, на основании того, что изначально решение об отводе земельных участков под строительство газопровода осуществлялось с нарушением норм права, проверить расчет истца и распределить судебные расходы.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 05.07.2005 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-1444/2004 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Кавказский регион