Судебная практика: Северо-Кавказский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА от 11.10.2005 N Ф08-4823/2005-1919А Положения Закона РФ О дорожных фондах в Российской Федерации относительно возможности установления законами субъектов РФ ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих определенные названным Законом, а также положения краевого закона об установлении повышенных ставок не могут применяться судами и налоговыми органами, и расчет налога в спорном периоде должен был производиться исходя из ставок, установленных Законом РФ О дорожных фондах в Российской Федерации.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 11 октября 2005 года Дело N Ф08-4823/2005-1919А

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - открытого акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт", в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Новороссийску, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Новороссийску на решение от 23.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 01.08.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-5255/2005-53/186, установил следующее.
ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Новороссийску (далее - налоговая инспекция) об обязании возвратить 780009 рублей 35 копеек излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств за 2002 год.
Решением от 23.05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.08.2005, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что с учетом Определений Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 107-О и N 104-О общество не обязано уплачивать налог с владельцев транспортных средств за 2002 год по Закону Краснодарского края от 02.04.2001 N 350-КЗ, устанавливающему повышенные ставки налога.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению заявителя, общество представило в налоговую инспекцию расчет налога с владельцев транспортных средств за 2002 год, не соответствующий установленной форме, он не был принят к исполнению, ввиду чего на лицевом счете налогоплательщика не образовалась переплата, на возврат которой претендует общество.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество 03.06.2003 направило в налоговую инспекцию уточненный расчет по налогу с владельцев транспортных средств за 2002 год и заявило к возврату из бюджета 780009 рублей 35 копеек излишне уплаченного налога.
Основанием для перерасчета обществом сумм налога с владельцев транспортных средств, подлежащих уплате в бюджет за указанный налоговый период, послужило превышение ставок по данному налогу, установленных нормативными актами субъектов Российской Федерации, над налоговыми ставками, установленными Законом Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 10.04.2002 N 107-О и N 104-О.
В связи с уклонением налоговой инспекции от возмещения из бюджета сумм налога общество обратилось в суд с данным заявлением.
Согласно пункту 5 статьи 6 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" установленные пунктом 1 этой статьи ставки налога с владельцев транспортных средств, полностью зачисляемого в территориальные дорожные фонды, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 6 предусмотрено, что налог уплачивается ежегодно в сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации.
Законом Краснодарского края от 02.04.2001 N 350-КЗ "О ставках налога с владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 350-КЗ) предусмотрены более высокие ставки налога с владельцев транспортных средств, чем те, которые установлены пунктом 1 статьи 6 Закона "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Согласно Определениям Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О и N 107-О положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные в самом Законе Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.2001, утрачивает силу и не подлежит применению, поскольку не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 57 и 75 (часть 3).
Согласно части 2 статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Следовательно, положения Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 относительно возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих определенные названным Законом, а также положения Закона N 350-КЗ об установлении повышенных ставок не могут применяться судами и налоговыми органами и расчет налога в спорном периоде должен был производиться исходя из ставок, установленных пунктом 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства и изложенные ими доводы, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что в 2002 году общество излишне уплатило налог с владельцев транспортных средств в сумме 780009 рублей 35 копеек.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Кодекса закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. Это право налогоплательщика в силу пункта 2 статьи 22 Кодекса обеспечено соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.
Согласно пункту 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном положениями этой статьи. Пунктом 7 этой статьи установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. При наличии у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Суд установил, что у общества имеется переплата по налогу с владельцев транспортных средств в сумме 780009 рублей 35 копеек. Задолженность по уплате налогов перед тем же бюджетом у общества отсутствует.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения судебных актов отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии со статьями 101, 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 333.17, 333.21, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы следует возложить на налоговую инспекцию, освобожденную от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 01.08.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-5255/2005-53/186 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Кавказский регион