Судебная практика: Северо-Кавказский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА от 11.10.2005 N Ф08-4798/2005-1900А Нормами Федерального закона О лицензировании отдельных видов деятельности предусмотрено, что погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте является видом деятельности, на осуществление которой требуется лицензия.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 11 октября 2005 года Дело N Ф08-4798/2005-1900А

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Фирма "РЕМ", в отсутствие заявителя - Краснодарского транспортного прокурора, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "РЕМ" на решение от 25 мая 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 12 июля 2005 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-12490/2005-58/429-36АП, установил следующее.
Краснодарский транспортный прокурор (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Фирма "РЕМ" (далее - общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.
Решением суда от 25 мая 2005 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12 июля 2005 года, общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, с него взыскано 40 тыс. рублей.
Судебные акты мотивированы тем, что материалами дела подтверждена вина ООО "Фирма "РЕМ" в осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте без лицензии.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и прекратить производство по делу. Заявитель указывает, что факт совершения обществом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, не подтвержден материалами дела. Погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию только в случае ее осуществления в качестве самостоятельной и направленной на систематическое получение прибыли. Прокуратурой не доказано осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности как самостоятельного вида предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, заслушав представителя предприятия, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, сотрудниками транспортной прокуратуры проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности общества, в ходе которой установлен факт осуществления им погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте без соответствующей лицензии. Указанное правонарушение зафиксировано в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 18 апреля 2005 года.
Из данного постановления видно, что 11 января 2005 года ООО "Фирма "РЕМ" и ООО "Сигма" заключило договор N 1 на оказание услуг в сливе, хранении и отпуске нефтепродуктов. Согласно пункту 1.2 договора под сливом подразумевается предоставление поклажедателю подъездных путей, механизмов и емкостей хранителя (общество) для слива нефтепродуктов; под хранением подразумевается предоставление поклажедателю путей, механизмов, емкостей хранителя для слива нефтепродуктов и нахождения слитых нефтепродуктов поклажедателя в емкостях хранителя более 24 часов. Аналогичные договоры заключены обществом с ООО "Эдельвейс" от 28 декабря 2004 года, ООО "Вест Лайн" от 1 октября 2004 года, ООО "Биком" от 5 января 2004 года, ООО "Дон-Ойл" от 20 июля 2004 года.
Во исполнение указанных договоров общество заключило договоры с ОАО "ППЖТ" на оказание услуг по перевозке вагонов по подъездным железнодорожным путям и с Краснодарским опорным центром Управления перевозками Северо-Кавказской железной дороги на уведомление грузополучателя о подходе грузов.
Материалы проверки направлены заявителем в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Привлекая общество к административной ответственности, суд правомерно сослался на часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ, статью 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2002 г. N 383. Суд установил факт осуществления обществом погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте без соответствующей лицензии и привлек общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа в сумме 40 тыс. рублей.
Выводы судебных инстанций о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, сделаны с учетом норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждены надлежащими доказательствами.
Статьей 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте является видом деятельности, на осуществление которой требуется лицензия.
Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2002 года N 383, определяет порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте, в том числе на железнодорожных подъездных путях, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Постановлением Правительства от 11 февраля 2002 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, в соответствии с которым лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте осуществляет Министерство путей и сообщений Российской Федерации.
На основании пункта 1.5 Методических указаний по лицензированию деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте, утвержденных Министерством путей и сообщений Российской Федерации 10 октября 2002 года, лицензию получают все юридические лица независимо от организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности и индивидуальные предприниматели, осуществляющие (или планирующие осуществлять) лицензируемую деятельность на железнодорожном транспорте.
В сфере погрузочно-разгрузочной деятельности лицензия получается как организациями федерального железнодорожного транспорта, так и другими организациями, осуществляющими данный вид деятельности, в том числе на железнодорожных подъездных путях, не входящих в систему федерального железнодорожного транспорта. Лицензированию подлежит деятельность, осуществляемая ручным или механизированным способом, вне зависимости от состава погрузочно-разгрузочных работ, а также наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя погрузочно-разгрузочных сооружений и технических средств.
В соответствии с Рубрикатором выполняемых работ и услуг по лицензируемым видам деятельности (приложение N 12 к методическим указаниям от 10.10.2002) видами погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте являются: погрузка грузов и контейнеров в вагоны и выгрузка их из вагонов, перегрузка грузов и контейнеров из вагонов в вагоны, сортировка грузов и контейнеров в вагонах, загрузка грузов и контейнеров в автомобили и автополуприцепы и выгрузка из них, связанная с их перевозками на железнодорожном транспорте, внутрискладские работы (сортировка, отвалка, штабелирование, внутрискладское перемещение грузов и контейнеров), связанные с перевозками железнодорожным транспортом, загрузка грузов в контейнеры и выгрузка из них при перевозках контейнеров железнодорожным транспортом, слив и налив жидких грузов, загрузка автомобилей в вагоны и выгрузка их из вагонов, выполняемая различными способами (с помощью кранов, своим ходом, накатом, выкатом и др.), прочие погрузочно-разгрузочные работы при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Факт осуществления ООО "Фирма "РЕМ" погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте без специального разрешения (лицензии) подтверждается материалами дела и не оспаривается обществом. Кроме того, в объяснении инженера ООО "Фирма "РЕМ" указано: общество ошибочно полагало, что при наличии лицензии на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта получение других лицензий не обязательно. В настоящее время в г. Москву командирован сотрудник общества, который занимается оформлением лицензии на погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридические лица - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
При таких обстоятельствах суд и на основе полного и всестороннего исследования представленных прокурором доказательств пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и правомерно привлек его к административной ответственности.
Довод общества об отсутствии в его действиях состава вменяемого правонарушения, поскольку им не осуществляется погрузочно-разгрузочная деятельность как направленный на получение прибыли самостоятельный вид предпринимательской деятельности, подлежит отклонению как противоречащий материалам дела. Раздел 3 договоров на оказание услуг в сливе, хранении и отпуске нефтепродуктов, счета-фактуры, выставленные обществом контрагентам за услуги по сливу и хранению ГСМ, свидетельствуют о том, что общество оказывало услуги не на безвозмездной основе.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им была дана правильная правовая оценка, поэтому основания для отмены или изменения судебных актов отсутствуют.
Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену обжалованных судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25 мая 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 12 июля 2005 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-12490/2005-58/429-36АП оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Кавказский регион