Судебная практика: Северо-Кавказский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА от 11.10.2005 N Ф08-4776/2005-1887А Страховые взносы подлежат уплате в течение всего периода с момента регистрации предпринимателя и до прекращения им предпринимательской деятельности в установленном законом порядке. Данный вывод суда соответствует нормам информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 11 октября 2005 года Дело N Ф08-4776/2005-1887А

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителя от заинтересованного лица - предпринимателя без образования юридического лица Антонюк Г.П., в отсутствие заявителя - государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ейске" и третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 2 по Краснодарскому краю, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу предпринимателя без образования юридического лица Антонюк Г.П. на решение от 16.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 11.07.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-15627/2004-52/448-2005-25/3, установил следующее.
Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ейске" (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предпринимателя без образования юридического лица Антонюк Г.П. (далее - предприниматель) задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся за период с 01.07.2002 по 16.03.2004, в том числе 2052 рубля - на страховую часть трудовой пенсии, 1026 рублей - на накопительную часть пенсии, а также 280 рублей 14 копеек пени за их несвоевременную уплату.
Решением суда от 08.07.2004 заявление управления удовлетворено в полном объеме. Суд исходил из того, что факт неперечисления страховых взносов подтверждается материалами дела, доказательства прекращения предпринимательской деятельности Антонюк Г.П. суду не представлены.
Постановлением апелляционной инстанции от 07.10.2004 решение суда от 08.07.2004 изменено. С предпринимателя Антонюк Г.П. в доход Пенсионного фонда Российской Федерации взыскано 1452 рубля на страховую часть трудовой пенсии, 726 рублей - на накопительную часть пенсии и 218 рублей 70 копеек пеней - за несвоевременную уплату взносов. В остальной части в удовлетворении заявления управления отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа судебные акты в части взыскания с предпринимателя Антонюк Г.П. 2178 рублей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и 218 рублей 70 копеек пени за просрочку их платежа. В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение для исследования факта прекращения деятельности предпринимателя и оценки доказательств обоснованности отказа налогового органа в снятии Антонюк Г.П. с учета в качестве предпринимателя.
При новом рассмотрении дела (с учетом исправительного определения от 18.03.2005) решением суда от 16.03.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.07.2005, с предпринимателя взыскано 2178 рублей недоимки по страховым взносам за период с 2003 - 2004 гг., 218 рублей 70 копеек пени за неуплату страховых взносов.
Судебные акты мотивированы тем, что предпринимательская деятельность предпринимателя прекращена в установленном порядке только с 23.08.2004, поэтому до указанного момента он должен уплатить страховые взносы независимо от фактического осуществления им предпринимательской деятельности.
Предприниматель обратился с кассационной жалобой на решение от 16.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 11.07.2005, в которой просит их отменить и принять новое решение. Заявитель жалобы отмечает, что им не получено требование управления об уплате задолженности по страховым взносам. С января 2003 г. он фактически не занимается предпринимательской деятельностью. О своем решении прекратить предпринимательскую деятельность с марта 2003 г. он известил налоговую инспекцию, которая только спустя 1 год 5 месяцев выдала свидетельство о прекращении предпринимательской деятельности. Кроме того, предприниматель ссылается на уплату спорной суммы страховых взносов в составе единого налога на вмененный доход за 2002 г.
Управление отклонило доводы кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, и, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просило оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, рассмотрев кассационную жалобу и заслушав представителя предпринимателя, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалованные судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Антонюк Г.П. зарегистрирована в качестве предпринимателя без образования юридического лица 27.11.2000, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации предпринимателя N 09151.
В связи с тем, что за период с 01.07.2002 по 16.03.2004 предприниматель не уплатила страховые взносы, управление направило ей требование от 26.03.2004 N 280 об уплате 2052 рублей задолженности по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, 1026 рублей - на накопительную часть пенсии. Также ей было предложено уплатить 441 рубль пеней за несвоевременную уплату страховых взносов.
Взыскивая с предпринимателя 2178 рублей страховых взносов за период 01.01.2003 по 23.08.2004 и 218 рублей 70 копеек пени за просрочку их уплаты, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что предпринимательская деятельность Антонюк Г.П. в данном периоде не была прекращена в установленном законом порядке. Факт наличия у нее задолженности по уплате страховых взносов подтвержден материалами дела.
Довод заявителя жалобы о том, что взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации 2003 г. им были оплачены при исчислении единого налога на вмененный доход, не соответствует обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", вступившим в силу с 01.01.2003, Налоговый кодекс дополнен главой 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Согласно части 4 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) предприниматели являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28 данного Закона индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц (100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии) и является обязательным для уплаты.
При рассмотрении дела суд установил, что в том периоде, за который начислены суммы недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Антонюк Г.П. была зарегистрирована в качестве предпринимателя.
Судебные инстанции оценили довод предпринимателя о том, что он в марте 2003 г. обратился в налоговый орган с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона РСФСР от 07.12.91 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется соответствующей администрацией районного, городского (города без районного деления), районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов по месту постоянного жительства этого лица.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 данной статьи свидетельство о государственной регистрации, выданное физическому лицу, подлежит возврату в 15-дневный срок с момента подачи предпринимателем местной администрации, выдавшей свидетельство, заявления о прекращении предпринимательской деятельности.
Предприниматель в установленном порядке не обращался в местную администрацию с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности.
Названный Закон утратил силу с 01.01.2004 в связи с принятием Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР".
С 01.01.2004 порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве предпринимателя установлен статьей 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В соответствии с частью 9 данной статьи государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности утрачивает силу после внесения об этом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2003 N 577) "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" с 1 января 2004 г. на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам возложены полномочия по государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств.
При таких обстоятельствах судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что на момент обращения предпринимателя в налоговый орган (март 2003 г.) с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности у налоговой инспекции отсутствовали соответствующие полномочия на внесение в Единый государственный реестр записей о прекращении предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей.
Действуя в пределах полномочий, предоставленных налоговой инспекции с 01.01.2004, Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Краснодарскому краю 23.08.2004 внесла в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации прекращения физическим лицом Антонюк Г.П. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности, о чем выдала свидетельство серии 23 N 003584053.
Довод заявителя жалобы о том, что он фактически не осуществлял предпринимательскую деятельность в периоде, за который ему начислены суммы недоимки по страховым взносам в пенсионный фонд, обоснованно отклонен судом. Страховые взносы подлежат уплате в течение всего периода с момента регистрации предпринимателя и до прекращения им предпринимательской деятельности в установленном законом порядке. Данный вывод суда соответствует пункту 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании".
При указанных обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что задолженность по страховым взносам за период с 01.01.2003 по 23.08.2004 начислена управлением правомерно и взыскал с заинтересованного лица 2178 рублей страховых взносов за данный период и 218 рублей 70 копеек пени за просрочку его уплаты.
Таким образом, суд всесторонне, полно исследовал фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую оценку.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов по основаниям статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 11.07.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-15627/2004-52/448-2005-25/3 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Кавказский регион