ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 6 октября 2005 года Дело N Ф08-4521/2005
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ставропольскому краю, представителя от третьего лица - администрации г. Ессентуки, в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Ессентукский завод минеральных вод на КМВ" и третьих лиц: открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ставропольскому краю на решение от 24.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 26.07.2005 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-12185/2004-С4, установил следующее.
ООО "Ессентукский завод минеральных вод на КМВ" (далее - завод) обратилось в арбитражный суд с иском к Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом в лице его Территориального управления по Ставропольскому краю о признании недействительным зарегистрированного права федеральной собственности на земельный участок, расположенный в кадастровой зоне N 11 Железнодорожная, г. Ессентуки. Требование мотивировано тем, что на данном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие истцу на праве частной собственности; в соответствии с законом этот участок относится к муниципальной собственности.
В качестве третьих лиц к делу привлечены ОАО "Российские железные дороги", администрация г. Ессентуки и комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки.
Решением от 24.05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.07.2005, иск удовлетворен. Судебные инстанции исходили из того, что на момент государственной регистрации права федеральной собственности на спорном земельном участке отсутствовали объекты железнодорожного транспорта, поэтому он не подлежал отнесению к федеральной собственности.
В кассационной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ставропольскому краю просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанций, принять новое решение об отказе в иске. Ответчик считает, что спорный земельный участок правомерно включен в федеральную собственность как участок, предоставленный государственному унитарному предприятию, созданному органами государственной власти Российской Федерации.
В отзыве комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки выступил против удовлетворения жалобы. Глава администрации г. Ессентуки в отзыве просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, содержащиеся в жалобе, представитель администрации г. Ессентуки просил оставить судебные акты без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве и в судебном заседании, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации г. Ессентуки от 23.12.2002 N 3217 спорный земельный участок предоставлен ФГУП "СКЖД".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 года утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте, которая предусматривала создание ОАО "Российские железные дороги".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 года учреждено ОАО "Российские железные дороги" с долей принадлежащих Российской Федерации акций в размере 100%.
Часть вторая статьи 3 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" предусматривает, что в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект (общество) путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
Статья 4 указанного Закона устанавливает правила для формирования имущества ОАО "Российские железные дороги". Уставный капитал единого хозяйствующего субъекта формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта (часть 2).
Часть 3 статьи 4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" определяет, что земельные участки, за исключением земельных участков, предоставленных для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельных участков, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, вносятся в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
26 сентября 2003 года учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Ставропольского края выдало свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1116489,6 кв. м, расположенный в г. Ессентуки, кадастровая зона N 11 Железнодорожная. Основанием для этой регистрации указан пункт 3 статьи 4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".
Этот же участок на основании решения Арбитражного суда Ставропольского края от 12.08.2003 по делу N А63-863/2003-С1 и заключенного в его исполнение договора от 16.02.2004 N 63 предоставлен администрацией г. Ессентуки в аренду заводу как собственнику находящихся на нем объектов недвижимости (грузовая платформа).
Однако, в силу норм земельного законодательства, администрация г. Ессентуки не имела полномочий на распоряжение указанным земельным участком.
Статья 17 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает категории земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации: признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Земельные участки, входившие в комплекс имущества федерального железнодорожного транспорта, на основании статьи 5 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" являлись федеральной собственностью и предоставлялись его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития. Указанные положения регламентированы статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации.
Стороны не оспаривают, что спорный земельный участок находится в полосе отвода, поэтому он обоснованно отнесен к федеральной собственности.
При таких обстоятельствах правовые основания для признания недействительным зарегистрированного права федеральной собственности на земельный участок, занятый объектами недвижимости истца, отсутствуют.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.08.2003 по делу N А63-863/2003-С1 не имеет преюдициального значения, поскольку в этом деле не принимал участия орган, уполномоченный на управление федеральным имуществом.
Учитывая результаты рассмотрения дела в кассационной инстанции и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с завода подлежат взысканию 2000 рублей государственной пошлины (апелляционная и кассационная инстанции).
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 26.07.2005 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-12185/2004-С4 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с ООО "Ессентукский завод минеральных вод на КМВ" 2000 рублей государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА от 06.10.2005 N Ф08-4521/2005 Земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии со статьей Ограничение оборота имущества единого хозяйствующего субъекта Федерального закона Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Кавказский регион