ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 6 октября 2005 года Дело N Ф08-4389/2005
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги", представителя от ответчика - открытого акционерного общества "Мир Северо-Кавказского промышленного железнодорожного транспорта", рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.06.2005 по делу N А32-2462/2005-6/105, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" в лице структурного подразделения "Краснодарское отделение" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Мир Северо-Кавказского промышленного железнодорожного транспорта" (далее - общество) о взыскании 15959 рублей 74 копеек платы за пользование вагонами на основании пункта 2 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) (с учетом уточнения требования).
Решением от 22.06.2005 в удовлетворении исковых требований отказано на том основании, что железная дорога не представила доказательств, подтверждающих момент передачи и возврата вагонов, поэтому невозможно определить время, за которое подлежит начислению плата за пользование вагонами.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе железная дорога просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. По мнению заявителя, законодательство не предусматривает вызов общества для составления ведомостей подачи и уборки вагонов, а также актов общей формы. Ведомости подачи и уборки вагонов составляются на основании памяток приемосдатчика, которые подписаны полномочными представителями сторон и являются первичными документами. Суд не дал оценку договору от 07.07.2003 N 1, заключенного обществом и его контрагентом.
В отзыве на кассационную жалобу общество возражает против ее удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
В судебном заседании объявлен перерыв до 6.10.2004.
В судебном заседании представитель железной дороги повторил доводы основной и дополнительной кассационных жалоб, просил решение отменить, передать дело на новое рассмотрение. Представитель общества высказал свои возражения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующему основанию.
Как видно из материалов дела, 20.12.2002 федеральное государственное унитарное предприятие "Северо-Кавказская железная дорога" (правопредшественник - железная дорога) и общество заключили договор N 396/7 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути.
Параграфом 11 договора стороны установили технологический срок оборота вагона с одной грузовой операцией (погрузка или выгрузка) 9,5 часа.
Согласно параграфу 12 на этих условиях подаются вагоны, в том числе ЗАО "Сахарный завод "Свобода".
Дополнительным соглашением от 16.07.2003 стороны дополнили параграф 12 договора следующим: неоплачиваемое технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов контрагентов и уборкой вагонов с этих мест локомотивом владельца, а также операциями по расформированию и подборке вагонов по грузополучателям и грузоотправителям, составляет 1 час 50 мин.
В январе 2004 года ЗАО "Сахарный завод "Свобода" железной дорогой подавались вагоны, о чем были составлены памятки приемосдатчика и ведомости подачи и уборки вагонов. ЗАО "Сахарный завод "Свобода" оплатило железной дороге 14611 рублей 70 копеек за пользование вагонами, находящиеся у него под грузовыми операциями. За остальное время пользование вагонами железная дорога обратилась с требованием оплатить к обществу, которое отказалось подписывать ведомости подачи и уборки вагонов NN 012009, 012010, 013011, накопительную карточку на сумму 15959 рублей 74 копейки за январь, ссылаясь на условия договора, по которым эта обязанность возложена на грузополучателей и грузоотправителей. В связи с этим железная дорога составила акты общей формы от 08.01.2004 NN 009 - 011, от 30.01.2004 N 113.
Исковые требования основаны на статье 62 Устава, предусматривающей обязанность владельца железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносить перевозчику плату за пользование вагонами.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд сослался на то, что представленные в материалы дела акты общей формы не соответствуют требованиям, установленным в Правилах составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3.1 Правил акт общей формы составляется в случае отказа или уклонения грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта (учетной карточки выполнения заявки на перевозку, накопительной карточки, акта о повреждении вагона, акта о повреждении контейнера, памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов и других).
В силу пункта 3.2.4 Правил в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления.
В случае отказа или уклонения грузополучателя от подписания акта общей формы и изложения своего мнения перевозчиком в строке акта общей формы "подпись" делается отметка: "От подписи отказался". При этом на оборотной стороне акта общей формы перевозчиком делается запись, что акт был предъявлен на подпись грузоотправителю, грузополучателю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования, другим юридическим и физическим лицам с указанием фамилии, имени, отчества уполномоченного представителя этих лиц "в присутствии перевозчика" с указанием фамилии, имени, отчества и должности уполномоченных представителей перевозчика. Данная запись заверяется подписью указанных в записи уполномоченных представителей перевозчика.
Статьей 44 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации, действовавшей на момент подписания договора, предусмотрено, что за время нахождения у грузоотправителей, грузополучателей вагонов, контейнеров либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, они вносят железным дорогам указанную в тарифном руководстве почасовую плату (плату за пользование вагонами, контейнерами).
Согласно абзацу 2 статьи 60 Устава при обслуживании контрагента локомотивами, принадлежащими владельцу железнодорожного пути необщего пользования, внесение перевозчику платы за пользование вагонами, контейнерами за время их нахождения у контрагентов осуществляется владельцем железнодорожного пути необщего пользования, если иное не установлено договором между перевозчиком, владельцем железнодорожного пути необщего пользования и контрагентом.
Заявляя исковые требования, истец сослался на Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, введенный в действие с мая 2003 года. Вместе с тем на отношения сторон распространялось действие договора, заключенного 20.12.2002 и не измененного на момент заявления исковых требований. Поэтому требования о взыскании платы за пользование вагонами должны быть заявлены контрагентам ответчика, которые и должны подписывать акты подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчиков.
Актам общей формы, ведомостям подачи-уборки вагонов судом дана оценка. В соответствии со статьями 287 и 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать новые обстоятельства или давать оценку доказательствам, исследованным судом при рассмотрении дела.
При принятии судебного акта суд первой инстанции дал оценку всем имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам и правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права при принятии решения не установлено, поэтому основания к его отмене отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.06.2005 по делу N А32-2462/2005-6/105 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА от 06.10.2005 N Ф08-4389/2005 Исковые требования основаны на нормах Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, предусматривающих обязанность владельца железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносить перевозчику плату за пользование вагонами.
Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Кавказский регион