ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 5 октября 2005 года Дело N Ф08-4601/2005-1819А
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Трастсервис", в отсутствие заинтересованного лица - Новороссийской таможни, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Новороссийской таможни на решение от 07.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 02.06.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-43927/2004-53/1245, установил следующее.
ООО "Трастсервис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня) о признании недействительными требований таможни от 29.09.2004 NN 73 - 74 об уплате таможенной пошлины, налога и пени на общую сумму 147622 рубля 70 копеек.
Решением от 07.04.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.06.2004, требования общества удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что в поданных в таможню грузовых таможенных декларациях (далее - ГТД) общество правомерно указало Украину как страну происхождения товара.
Новороссийская таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 07.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 02.06.2005, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать. Кассационная жалоба мотивирована тем, что судебные акты вынесены с нарушением норм материального права.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 03.10.2005 до 05.10.2005.
Проверив законность судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в январе и марте 2004 года общество подало в Новороссийскую таможню ГТД N 10317000/100104/0000165 и N 10317000/150304/0001976, в которых задекларированы плиты вафельные из бамбукового теса, рейки бамбуковые и другие изделия из бамбука. Указанный товар таможней оформлен и выпущен в свободное обращение. Страной происхождения товаров в декларациях указана Украина.
Таможней 27.09.2004 вынесены решения о стране происхождения товара N 10317000/15-2/3, N 10317000/15-2/2, в которых страной происхождения товара признана Республика Вьетнам.
Требованием от 29.09.2004 N 73 обществу предложено уплатить 45580 рублей 65 копеек таможенных платежей, 8204 рубля 52 копейки НДС, 6423 рубля 74 копейки пени.
Требованием от 29.09.2004 N 74 обществу предложено уплатить 68035 рублей 65 копеек таможенных платежей, 12246 рублей 42 копейки НДС, 7131 рубль 72 копейки пени.
В соответствии со статьями 45, 46 Таможенного кодекса Российской Федерации ООО "Трастсервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными требований таможни от 29.09.2004 NN 73 - 74 об уплате таможенной пошлины, налога и пени на общую сумму 147622 рубля 70 копеек.
Удовлетворяя требования общества, судебные инстанции не учли следующее.
В соответствии со статьей 32 Таможенного кодекса Российской Федерации, если в производстве товаров участвуют две страны и более, страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки в соответствии с положениями настоящей статьи. Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, особо не оговариваются в соответствии с пунктом 4 указанной статьи, применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) на уровне любого из первых четырех знаков. Независимо от положений, установленных пунктом 2 этой статьи, не отвечают критериям достаточной переработки операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения или транспортировки; операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка); простые сборочные операции и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации; смешивание товаров, происходящих из различных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.
Для определения страны происхождения товаров также используются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, следующие критерии достаточной переработки:
1) выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;
2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).
При установлении порядка применения критериев достаточной переработки для отдельных товаров, ввозимых из стран, которым Российская Федерация предоставляет тарифные преференции, в целях предоставления тарифных преференций Правительство Российской Федерации вправе определять условия применения правил непосредственной закупки и прямой отгрузки.
В силу статьи 36 Таможенного кодекса Российской Федерации сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами или организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, которые применяются в Российской Федерации (статьи 31 и 32), страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, применяемыми в Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 37 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает, что при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется в случае, если стране происхождения данных товаров Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется таможенному органу одновременно с представлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме, предусмотренной международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Статья 8 Таможенного кодекса Российской Федерации закрепляет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Кодексом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Соглашение стран Содружества Независимых Государств имеет дату 15.04.94, а не 12.04.96.
------------------------------------------------------------------
Согласно Правилам определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках общей системы преференций, принятым Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 12.04.96, товар считается подвергшимся достаточной обработке или переработке в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, если товар подвергся обработке или переработке в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, и стоимость использованных в этом процессе товаров (сырьевых материалов, полуфабрикатов и готовых изделий), происходящих из других стран, на которые не распространяется тарифный преференциальный режим, или товаров неизвестного происхождения не превышает 50% от стоимости товара, экспортируемого развивающейся страной, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
В силу пункта 4 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30.11.2000, в случае участия в производстве товара третьих стран, помимо государств - участников Соглашения, определение страны происхождения товара производится в соответствии с критерием достаточной обработки (переработки) товара.
Критерий достаточной обработки (переработки) может выражаться: изменением товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4 знаков, произошедшим в результате обработки (переработки); выполнением необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место; правилом адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции.
По мнению таможни, при изготовлении обществом плит, плетенных из бамбукового теса, не произошло существенного изменения состояния товара, поэтому отсутствует критерий достаточной переработки и на указанный товар не распространяется преференциальный режим.
В сертификатах о происхождении товара от 19.12.2003 N 4064 и от 04.03.2004 N 769, выданных Одесской региональной торгово-промышленной палатой, указано, что страной происхождения по товарам, заявленным в счетах-фактурах от 18.12.2003 N 1/АКВ-ТС, от 03.03.2004 N 2/АКВ-ТС, является Украина.
Общество не представило доказательств того, что ввозимый им товар отвечает требованиям достаточной обработки (переработки), которые указаны в Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках общей системы преференций, принятых Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 12.04.96, и Правилах определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30.11.2000.
Неправомерен вывод судебных инстанций о том, что отсутствие изменения кода товара при его переработке на Украине на уровне любого из четырех знаков не является основанием для того, чтобы не считать Украину страной происхождения товара, поскольку критерий достаточной обработки или переработки товара может выражаться в выполнении необходимых производственных и технологических операций. Данный вывод не подтвержден документально, поскольку в материалах дела отсутствуют технические условия изготовителя товара о произведенных операциях по изготовлению плит, прессованных из бамбука. Кроме того, данный вывод не соответствует нормам таможенного законодательства, которое под критерием достаточной переработки предусматривает изменение классификационного кода товара по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков.
Судом не проверен расчет доначисленных таможенных платежей и НДС и не установлено, по какому виду товара они доначислены, поскольку в деле отсутствуют формы корректировки таможенной стоимости (КТС-1).
Из имеющейся в деле КТС-1 (л.д. 53-54, т. 1) следует, что доначисление произведено по рейкам бамбуковым, секциям забора из бамбука, стульям из бамбука, а не только по плитам, прессованным из бамбука.
Таким образом, судебные акты подлежат отмене, поскольку выводы суда, содержащиеся в решении и постановлении апелляционной инстанции, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Дело следует направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении суду следует запросить у общества документы, подтверждающие произведенную переработку товара; у таможни запросить формы КТС-1 на всю сумму доначисленных платежей; установить, по какому виду товара произведено доначисление таможенных платежей и налога; установить, произошло ли изменение классификационного кода товара по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков; проверить соблюдение правила адвалорной доли. На основании оценки всех представленных доказательств сделать вывод о том, доказано ли обществом то, что страной происхождения задекларированного по ГТД N 10317001/150304/0001976, N 10317001/100104/0000165 товара является Украина.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 02.06.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-43927/2004-53/1245 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА от 05.10.2005 N Ф08-4601/2005-1819А Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суд не установил, отвечает ли ввозимый обществом товар требованиям достаточной обработки (переработки), которые указаны в Правилах определения страны происхождения товаров.
Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Кавказский регион