Судебная практика: Северо-Кавказский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА от 05.10.2005 N Ф08-4352/2005 Поскольку возврат приватизационных чеков в натуре в порядке применения последствий недействительности ничтожной сделки невозможен в связи с их погашением, по правилам статьи Общие положения о последствиях недействительности сделки Гражданского кодекса Российской Федерации следует определить их стоимость. Стоимость приватизационного чека при его использовании следует признать равной номиналу.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 5 октября 2005 года Дело N Ф08-4352/2005

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителя от истца - открытого акционерного общества "Пищевик", в отсутствие ответчиков - Министерства имущественных отношений Республики Дагестан, Министерства финансов Республики Дагестан, Фонда имущества Республики Дагестан, Управления Федерального казначейства Республики Дагестан, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Пищевик" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.07.2005 по делу N А15-906/2004-7, установил следующее.
ОАО "Пищевик" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству имущественных отношений Республики Дагестан (далее - минимущество) о взыскании 1737 тыс. рублей стоимости здания мечети, приватизированного в составе имущества Дербентского горпищекомбината.
В качестве ответчиков к участию в деле привлечены Министерство финансов Республики Дагестан, Фонд имущества Республики Дагестан (далее - фонд) и Управление Федерального казначейства Республики Дагестан.
Решением от 03.09.2004 с минимущества взыскано 1737 тыс. рублей.
Апелляционная инстанция постановлением от 20.12.2004 изменила резолютивную часть решения, изложив ее следующим образом: "Обязать Министерство имущественных отношений Республики Дагестан и Фонд имущества Республики Дагестан возвратить акционерному обществу "Пищевик" 1737000 рублей за счет денежных средств, поступивших в бюджет Республики Дагестан по другим сделкам приватизации государственного имущества Республики Дагестан в порядке, предусмотренном статьями 33, 36 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ. В иске к Управлению Федерального казначейства по Республике Дагестан и Министерству финансов Республики Дагестан отказано".
Судебные акты мотивированы тем, что план приватизации Дербентского горпищекомбината признан ничтожным в части включения в него здания мечети в г. Дербенте по ул. Ленина, 92 (далее - мечеть). Суд признал, что минимущество и фонд должны возвратить обществу в порядке реституции по ничтожной сделке рыночную стоимость мечети на момент рассмотрения дела, в то время как возможность возврата мечети минимуществу отсутствует, поскольку она находится во владении местной религиозной организации "Хамшари-мечеть".
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.03.2005 (вх. Ф08-880/2005) вынесенные по делу судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Кассационная инстанция указала, что для правильного применения последствий недействительности сделки следует определить, на какую сумму (пропорционально стоимости спорного помещения) были выпущены и реализованы акции фондом имущества, какая сумма получена государством в результате продажи этих акций. Кроме того, ответчиком в порядке применения последствий по недействительной сделке должно привлекаться лицо в соответствии со статьей 36 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Решением суда от 26.05.2005 на фонд возложена обязанность возвратить обществу 2538863 рубля за исключенные из плана приватизации спорные помещения за счет средств, поступивших по другим сделкам приватизации имущества Республики Дагестан, в порядке, предусмотренном статьей 36 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Решение мотивировано тем, что в результате сделки приватизации государство получило 6974900 рублей, из которых 2538863 рубля приходятся на долю мечети (36,4% от стоимости приватизируемого имущества).
Постановлением апелляционной инстанции от 18.07.2005 решение от 26.05.2005 отменено, обществу из республиканского бюджета Республики Дагестан возвращено 85444 рубля 17 копеек за счет денежных средств, поступивших по другим сделкам приватизации, в порядке пункта 2 статьи 36 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". В остальной части иска отказано.
Постановление мотивировано тем, что на мечеть приходится 73 из 268 акций, реализованных в порядке приватизации, государство от продажи этих акций получило 85444 рубля 17 копеек.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление от 18.07.2005 и оставить в силе решение от 26.05.2005. Заявитель указывает, что апелляционная инстанция неправильно рассчитала сумму, вырученную от продажи акций, при расчете не учтено приобретение части акций за приватизационные чеки стоимостью 10 тыс. рублей.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в жалобе, и объявлен перерыв до 14 час. 20 мин. 05.10.2005.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя истца, считает, что постановление апелляционной инстанции от 18.07.2005 отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что 16.07.93 Государственный комитет по управлению государственным имуществом Республики Дагестан утвердил план приватизации Дербентского горпищекомбината. Согласно акту оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.92 в план приватизации включено здание кондитерского цеха N 1, введенного в эксплуатацию в 1946 году, остаточной стоимостью 73400 рублей. Суд установил, что указанное здание является мечетью.
Из паспорта памятника истории и культуры СССР следует, что мечеть построена в 1900-е годы и использовалась в качестве цеха пищевой промышленности.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.11.2003 по делу N А15-1800/2003-7 план приватизации Дербентского горпищекомбината от 16.11.93 признан недействительным в части включения в него здания мечети.
9 февраля 2004 года заключен охранный договор между Дербентским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником и местной религиозной организацией "Хамшари-мечеть" имени Имама Гусейна, по условиям которого музей передал, а религиозная организация приняла в безвозмездное пользование здание мечети для совершения религиозных обрядов.
Суд пришел к выводу, что в составе приватизируемого имущественного комплекса общество выкупило здание мечети, таким образом, после признания недействительным включения мечети в план приватизации общество получило право в порядке статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации (последствия недействительности сделки) на возврат стоимости мечети.
При направлении дела на новое рассмотрение кассационная инстанция указала на необходимость выяснить, какая сумма, полученная государством от продажи акций, приходится на мечеть, исключенную впоследствии из плана приватизации.
Из материалов дела следует, что приватизация имущественного комплекса Дербентского горпищекомбината осуществлялась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721 путем преобразования предприятия в акционерное общество.
В соответствии с планом приватизации Дербентского горпищекомбината имущество предприятия внесено в уставный капитал акционерного общества и на его стоимость выпущены акции. Уставный капитал акционерного общества составлял 268 тыс. рублей и был разделен на 268 акций. Акции акционерного общества подлежали размещению по закрытой подписке среди членов трудового коллектива (51%) и на чековом аукционе (29%), 20% акций оставались у фонда.
Реализация указанных акций производилась с учетом того, что мечеть входит в имущество общества, поэтому данные сделки обоснованно учитывались для определения суммы, подлежащей возврату обществу в порядке реституции.
Материалами дела подтверждено, что 137 акций общества куплены гражданами по цене 1700 рублей за акцию на общую сумму 232900 рублей.
78 акций после дробления в соотношении 1/200 (15600 акций) реализованы на чековом аукционе. По итогам аукциона 15479 акций реализованы за 673 приватизационных чека номиналом в 10 тыс. рублей. Остаток в количестве 121 акции продан за 12 тыс. рублей.
Таким образом, государство получило за акции общества 244900 рублей (12000 + 232900) и 673 приватизационных чека общим номиналом в 6730000 рублей.
Поскольку возврат приватизационных чеков в натуре в порядке применения последствий недействительности ничтожной сделки невозможен в связи с их погашением, по правилам статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации следует определить их стоимость. Стоимость приватизационного чека при его использовании следует признать равной номиналу.
Следовательно, общая сумма, полученная государством от продажи акций общества, составляет 6974900 рублей.
Из материалов дела следует, что стоимость мечети по плану приватизации составляет 73400 рублей, а стоимость всего имущества - 210500 рублей. Доля мечети в общем имуществе предприятия составляет 34,8% в сумме, вырученной от продажи предприятия - 2427265 рублей.
Данная сумма получена государством в 1994 году.
С учетом деноминации, проведенной на основании Указа Президента Российской Федерации "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" от 4 августа 1997 года N 822, общество имеет право требовать возврата 2427 рублей 26 копеек.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Поскольку ответчики не представили возражений относительно взысканной судом апелляционной инстанции суммы, а жалоба истца не направлена на уменьшение размера компенсации, постановление апелляционной инстанции от 18.07.2005 отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.07.2005 по делу N А15-906/2004-7 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Кавказский регион