Судебная практика: Поволжье

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 27.09.2005 N А12-35006/04-С4 Дело по иску о взыскании убытков направлено на новое рассмотрение, поскольку судами не принято во внимание то, что истцом в сумму убытков включены начисленные субсидии и убытки на техническое обслуживание, санитарное содержание и ремонт жилищного фонда, в то время как льготы на оказание вышеназванных услуг законодательством не предусмотрены.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 27 сентября 2005 года Дело N А12-35006/04-С4

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Главного финансово-казначейского управления Администрации Волгоградской области, г. Волгоград, Департамента финансов г. Волгограда, г. Волгоград,
на Постановление апелляционной инстанции от 01.06.2005 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-35006/04-С4
по иску Товарищества собственников жилья Кондоминиум "Микрон", г. Волгоград, к Дзержинскому территориальному управлению Департамента финансов при Администрации г. Волгограда, г. Волгоград, Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, Управлению федерального казначейства по Волгоградской области, г. Волгоград, Главному финансово-казначейскому управлению Администрации Волгоградской области, г. Волгоград, с участием третьего лица - Управления социальной защиты Дзержинского района г. Волгограда, г. Волгоград, о взыскании 195605 руб. 41 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья Кондоминиум "Микрон" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Дзержинскому территориальному управлению Департамента финансов Администрации г. Волгограда о взыскании 195605 руб. 41 коп. убытков.
Определением от 21.12.2005 суд привлек к участию в деле в качестве ответчиков Главное финансово-казначейское управление Администрации Волгоградской области, Управление федерального казначейства по Волгоградской области, Министерство финансов Российской Федерации, в качестве третьего лица привлек Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил заявленные требования и просил взыскать убытки с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Волгоградской области в размере 23462 руб. 15 коп., с Главного финансово-казначейского управления Администрации Волгоградской области в размере 100733 руб. 80 коп., с Дзержинского территориального управления Департамента финансов Администрации г. Волгограда в размере 71409 руб. 46 коп.
Решением от 21.02.2005 суд взыскал в пользу истца с Дзержинского территориального управления Департамента финансов Администрации г. Волгограда за счет средств казны г. Волгограда 71409 руб. 46 коп. убытков, с Главного финансово-казначейского управления Администрации Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области - 124195 руб. 95 коп. убытков.
Определением от 19.04.2005 суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле в качестве ответчика Департамент финансов Администрации г. Волгограда.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец заявил отказ от иска в отношении Министерства финансов Российской Федерации и Управления федерального казначейства по Волгоградской области. Отказ судом принят.
Постановлением от 01.06.2005 суд апелляционной инстанции отменил принятое решение. Взыскал в пользу истца с казны муниципального образования г. Волгоград в лице Департамента финансов Администрации г. Волгограда 71409 руб. 46 коп., с казны Волгоградской области в лице Главного финансово-казначейского управления Администрации Волгоградской области - 124195 руб. 95 коп.
Производство по делу в отношении Министерства финансов Российской Федерации и Управления финансового казначейства по Волгоградской области прекратил.
С кассационной жалобой обратились Департамент финансов Администрации г. Волгограда и Главное финансово-казначейское управление Администрации Волгоградской области. Заявители кассационной жалобы просят отменить Постановление апелляционной инстанции как не соответствующее нормам материального права, в удовлетворении заявленного иска отказать.
В судебном заседании 22.09.2005 был объявлен перерыв в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 17 час. 30 мин. 27.09.2005.
Проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Согласно материалам дела, истцом в 2003 г. в соответствии с Федеральным законом "Об основах федеральной жилищной политики", Федеральным законом "О ветеранах", Законом Российской Федерации "О статусе героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федеральным законом "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" были предоставлены льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, техническому обслуживанию, санитарному содержанию и ремонту жилищного фонда следующей категории граждан: инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших, ветеранам боевых действий, ветеранам военной службы, гражданам-инвалидам, ветеранам труда, жертвам политических репрессий, многодетным семьям, гражданам, подвергшимся радиации, на общую сумму 124195 руб. 95 коп. (т. 1, л. д. 31). Причиненные в результате этого убытки истцом предъявлены ко взысканию с ответчиков. Кроме того, истцом заявлено о взыскании 71409 руб. 46 коп. задолженности по начислению субсидий за 2002 - 2003 гг. (т. 1, л. д. 41).
Удовлетворяя иск в части взыскания 124195 руб. 95 коп. убытков с Казны Волгоградской области в лице Главного финансово-казначейского управления Администрации Волгоградской области, суд апелляционной инстанции исходил из доказанности доводов истца.
Вместе с тем судом при разрешении спора по существу не принято во внимание, что в сумму убытков были включены, как указывалось ранее, и убытки на техническое обслуживание, санитарное содержание и ремонт жилищного фонда, в то время как действующим законодательством льготы на оказание вышеназванных услуг не предусмотрены.
Кроме того, судом не принято во внимание, что субсидии - денежные средства, выделяемые из соответствующего бюджета для покрытия, в данном случае, убытков истца по предоставленным льготам.
Судом не принято во внимание, что истцом за 2003 г. истребуются и убытки, и начисленные субсидии. При этом в сумму субсидий также включены льготы по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и ремонту жилищного фонда.
В соответствии с п. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций.
В связи с чем коллегия считает принятые судебные акты в части взыскания заявленных сумм убытков подлежащими отмене.
Принятие судом отказа истца от иска к Министерству финансов Российской Федерации и Управлению федерального казначейства по Волгоградской области соответствует требованиям ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 01.06.2005 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-35006/04-С4 в части прекращения производства по делу в отношении Министерства финансов Российской Федерации и Управления федерального казначейства по Волгоградской области оставить без изменения.
В остальной части указанное Постановление апелляционной инстанции и решение от 21.02.2005 Арбитражного суда Волгоградской области отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Поволжье