Судебная практика: Поволжье

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 22.09.2005 N А57-97/05-16 Налоговым периодом по налогу на пользователей автомобильных дорог является календарный год.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 22 сентября 2005 года Дело N А57-97/05-16

(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Янтарное" (далее - ЗАО "Янтарное") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 14 по Саратовской области (ныне ее правопреемник - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 8 по Саратовской области) о признании недействительным ее решения от 05.11.2004 N 900/15 в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в виде штрафа в размере 624,20 руб. и взыскании пени за несвоевременную уплату налога в сумме 66150,51 руб.
Решением арбитражного суда от 01.04.2005, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 19.05.2005, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 8 по Саратовской области просит отменить судебные акты, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права. По мнению налогового органа, поскольку законодательством установлен срок уплаты налога за пользователей автомобильных дорог - ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц, то начисление пеней за неуплату налога в установленный срок правомерно.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции оснований для ее удовлетворения не находит.
Как усматривается из материалов дела, налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки, проведенной в отношении ЗАО "Янтарное" по вопросу правильности исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств, налога на пользователей автомобильных дорог, было вынесено решение от 05.11.2004 N 900/15, которым в части налога на пользователей автомобильных дорог ЗАО "Янтарное" привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 624,20 руб. и начислены пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в размере 66150,51 руб.
Признавая недействительным решение налогового органа, арбитражный суд исходил из следующего.
В соответствии с п. 4 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
------------------------------------------------------------------

Вероятно, имелся в виду пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------
Статьей 4 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ установлено, что налогоплательщики, определявшие в 2002 г. выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные) и оплаченные по состоянию на 1 января 2003 г., обязаны были исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 г., до 15 января 2003 г.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 200-О предусмотренные п/п. "м" п. 1 ст. 19 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах" налоги, служащие источником образования дорожных фондов, включая налог на пользователей автомобильных дорог, подлежат взиманию в обычном порядке впредь до их отмены и (или) установления частью второй Налогового кодекса Российской Федерации иного законодательного регулирования ранее возникших налоговых правоотношений.
------------------------------------------------------------------

Вероятно, имелся в виду подпункт "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации N 2118-1 от 27.12.2001 "Об основах налоговой системы".
------------------------------------------------------------------
Кассационная инстанция признает правомерными выводы суда о том, что налоговым периодом по налогу на пользователей автомобильных дорог является календарный год.
Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" приостановлено действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 "Об утверждении Порядка образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации", которым был определен срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог.
Согласно ст. 55 Налогового кодекса Российской Федерации определение налоговой базы и исчисление подлежащих уплате сумм налога производится по окончании налогового периода, под которым понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.
В связи с этим Министерством Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 17.07.2002 N 03-2-06/2/1794/24-щ187 "О сроках уплаты налога на пользователей автомобильных дорог" разъяснено, что налоговым периодом по налогу на пользователей автомобильных дорог является календарный год, по истечении которого наступают последствия, связанные с неуплатой налога.
Данная правовая позиция изложена и в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 27.07.2004 N 2650/04.
Таким образом, у налогового органа не имелось оснований для привлечения ЗАО "Янтарное" к налоговой ответственности и начисления пеней, поскольку Общество по состоянию на 15.01.2003 не имело задолженности по уплате налога на пользователей автомобильных дорог, что видно из материалов дела и не оспаривается налоговым органом.
При рассмотрении дела судом правильно применены нормы материального права, установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию незаконного решения, судом не допущено.
Исходя из изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.04.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 19.05.2005 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-97/05-16 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 8 по Саратовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Поволжье